О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Yamaha
Фирма Yamaha является ведущим производителем в мире домашнего и профессионального аудио оборудования, музыкальных инструментов и других изделий, например мотоциклов.Компания Yamaha также является лидером в акустических исследованиях и технологиях, а также в разработке и производстве сложнейших микропроцессоров. Это одна из первых компаний, внедривших цифровые технологии и сделавших цифровое звучание таким популярным, каким оно является сегодня. Объединение этих акустических, аудио и цифровых знаний и опыта позволило компании Yamaha разработать передовые, высококачественные системы домашнего кинотеатра.
Подробнее о бренде YamahaОбзоры товаров под маркой Yamaha (30)Официальный сайт Yamaharu.yamaha.com
Проигрыватель винила Yamaha GT-5000 / журнал SalonAV
Выпуском этой топовой модели Yamaha подтвердила приверженность хай-файным ценностям аналоговой эпохи. В её конструкцию заложен весь потенциал компании, за долгие завоевавшей неоспоримый авторитет в области аудио. Объект нашего нынешнего исследования – фантастическое сочетание классических решений, новых материалов и технологий. Слушаем проигрыватель в системе, целиком составленной из компонентов Yamaha 5000-й серии.
ВИНИЛОВЫЙ РАРИТЕТ
В золотую эру аудио Yamaha выпустила немало проигрывателей винила, которые и по сей день остаются предметами культа у любителей винтажной техники. Это и модель PX-1 с тангенциальным тонармом, и GT-2000, предшественница нынешней героине нашего теста, младшая GT-750 и многие другие. Напомню, что компания уже более 130 лет является крупнейшим производителем музыкальных инструментов, на которых играют исполнители мировой величины. Так что её специалисты прекрасно знают, как рождается звук, и как его нужно воспроизводить.
Впервые прототип флагманского проигрывателя GT-5000 был показан публике на виниловой выставке-ярмарке, прошедшей на токийской Акихабаре летом 2018 года. После этого выход на рынок несколько раз откладывался – японские инженеры скрупулёзно доводили точную механику аппарата до совершенства.
Литеры GT в названии модели означают Gigantic & Tremendous (Гигантский и Грандиозный) – именно такое впечатление она и производит. Высокий и широкий корпус отделан черным лаком точно по той же технологии, как и концертные рояли Yamaha. При падении и преломлении света покрытие кажется прозрачным и очень глубоким.
Опорный диск диаметром 35 см и массой 5 кг выточен из алюминия. Он устанавливается на латунный маховик диаметром 14,3 см, который через плоский эластичный пассик связан с ведущим шкивом. Такая двойная конструкция улучшает инерционные свойства узла и обеспечивает эффективную развязку от вибраций двигателя. Коэффициент детонации у GT-5000 очень мал – всего 0,04%.
Синхронный 24-полюсный двигатель питается от генератора переменного напряжения с кварцевой стабилизацией частот для скоростей 33 1/3 и 45 об/мин. Переключение осуществляется кнопкой на верхней панели, а для точной установки нужных оборотов предусмотрена регулировка Pitch Control – вертикальный цилиндр с накаткой рядом с диском. Чтобы настроиться, к гнезду на задней панели нужно подключить стробоскоп, положить на диск картонный круг с радиальными метками (и то, и другое в комплекте проигрывателя) и добиться их визуальной неподвижности. Запускается двигатель большой круглой кнопкой справа от диска.
Фирменный 9-дюймовый тонарм прямой, с расширяющейся задней частью. Для более эффективного демпфирования у него двойная трубка — внутри алюминий, покрытый медью, снаружи карбоновая оболочка. Статическая балансировка обеспечивается прецизионными подшипниками. Шелл съёмный.
Проигрыватель устанавливается на четыре массивные виброразвязывающие опоры с подстройкой по высоте.
В нашем экземпляре проигрывателя была установлена головка Sumiko Songbird Hi. Это модель нового поколения – с подвижной катушкой, но с высоким выходом 2,5 мВ и оптимальной нагрузкой 47 кОм, как у стандартного ММ-картриджа.
Выходные разъёмы балансные, за счёт чего достигается низкий уровень фона и помех при подключении к усилителю, чем мы не преминули воспользоваться.
И балансным у нас получился весь тракт – от проигрывателя к предварительному усилителю C-5000, а от него к оконечнику M-5000. Акустические системы — NS-5000, т.е. весь наш комплект был составлен из флагманских компонентов Yamaha. Рассмотрим их поближе.
C-5000 не просто пред, а центр управления системой со всеми регулировками, развитой коммутацией источников и аудиофильским режимом Direct. Полностью балансная схемотехника реализована на дискретных элементах, правый и левый каналы питаются от собственных силовых трансформаторов.
Усилитель мощности M-5000 тоже полностью балансный, он выдаёт 2 х 200 Вт на 4-омной нагрузке при искажениях не более 0,07% в диапазоне 20 Гц – 20 кГц. Отдаваемая в нагрузку мощность отслеживается по крупным стрелочным индикаторам с логарифмической шкалой.
Акустику NS-5000 я неоднократно слушал на презентациях и выставках, но с собственной 5000-й серией она будет звучать впервые. Эти роскошные колони по принципам проектирования ближе к музыкальным инструментам, чем к аудио компонентам. Диффузоры всех динамиков выполнены из уникального материала Zylon, механические свойства которого такие же, как у бериллия, а характер звучания – как у бумаги. Он используется в космической промышленности, из него делают бронежилеты и защитные костюмы для мотогонщиков. 30-сантиметровый басовый драйвер работает на два порта разного диаметра. Для борьбы со стоячими волнами используются акустические абсорберы – трубы в виде буквы J с наполнителем. Для этой акустики массой 35 кг разработаны фирменные стойки SPS-5000 с развязывающими конусами.
Выставляем колонки параллельно передней линии, отстраиваю громкость, ставлю первую пластинку. Говорят, что первое ощущение самое верное, и в нашем случае это свободное, открытое и праздничное звучание. И праздник этот для искушённого меломана – в характере системы нет ни излишне ярких черт, ни попыток подкупить искусственной красивостью подачи. Тональный баланс воспринимается абсолютно линейным, все участки частотного диапазона передаются гармонично, ничто не выделяется из общей картины. А диапазон у системы на редкость широкий, и каждая его полоса хороша по-своему. Пожалуй, NS-5000 никогда так красиво не играли, как в этот раз, в окружении «родных» компонентов. Верхний спектр, выдаваемый проигрывателем, шикарно передаётся твитерами, которые создают настоящее облако из воздушных составляющих. Редкий случай, когда купольная пищалка по разрешению и прозрачности может поспорить с ленточными излучателями. Купольные среднечастотники дают массу информации, сохраняя все тембральные нюансы записанных на пластинке инструментов и вокальных партий. Басовые драйверы прокачивают большое помещение, выдавая низкие ноты без затяжек и посторонних призвуков. На альбомах Kraftwerk и Boney M система выдаёт настоящий дискотечный драйв, точно расставляя акценты, задуманные продюсерами при записи.
Собственно, в этом и заключается заслуга проигрывателя – он выдаёт безукоризненный музыкальный сигнал, с которым затем «работают» пред, оконечник, и акустика. В паузах не слышно рокота, включение на C-5000 фильтра инфранизких частот абсолютно не влияет на тишину между треками. Искажений в конце пластинки не слышно, значит, угловая ошибка при воспроизведении минимальна. Согласование головки с тонармом (по податливости и эффективной массе) близко к оптимальному – об этом свидетельствует глубина и скорость баса.
Возможно, GT-5000 проигрыватель не супер футуристичный – без цифрового дисплея, многоэтажного плинта и площадок под четыре тонарма. Но это классика, о которой мы не смели мечтать в золотую эпоху аудио, причём классика роскошная и в самом современном исполнении. И что особенно ценно – сейчас это единственная квазивинтажная модель такого класса на рынке, и маловероятно, что кто-то из производителей решится сделать подобное.
СИСТЕМА
- Предварительный усилитель Yamaha C-5000
- Усилитель мощности Yamaha M-5000
- Акустические системы Yamaha NS-5000
- Кабели:
- межблочные Musical Wire Cadence XLR
- акустические JIB SB-004
- силовые JIB Hydrogen
МУЗЫКА
- Santana, «Abraxas». Columbia Records, 1970
- Roxy Music, «Stranded». Island Records, 1973
- Le Grand Orchestre De Paul Mauriat, «Apres Toi». Philips, 1972
- Boney M, «Night Flight To Venus». Atlantic/Hansa Records, 1978
- «The Man-Machine». Kraftwerk. Capitol 1978
Yamaha GT-5000
Привод: пассиковый кварцованный || Скорости: 33/45 об/мин || Масса опорного диска: 5 кг || Главный подшипник: прямой || Уровень детонации: 0,04% || Изменение скорости вращения: ±0,1% || Двигатель: 24-полюсный двухфазный синхронный || Блок питания: встроенный || Питание от сети: 100 – 230 В 50/60 Гц 20 ВА || Потребляемая мощность: 15 ВА || Габариты: 546 x 221 x 411 мм || Масса: 26,5 кг
Тонарм
Эффективная длина: 223 мм (9 дюймов) || Заход иглы: 18 мм || Балансировка: статическая || Оптимальная масса головки: 5 — 14 г
Головка Sumiko Songbird Hi
Тип: МС || Масса: 8,5 г || Прижимная сила: 1,8 – 2,2 г || Сопротивление/ёмкость нагрузки: 47 кОм || Диапазон частот: 12 – 40000 Гц || Разделение каналов: 30 дБ || Баланс каналов: менее 0,5 дБ || Профиль иглы: эллипс || Выходное напряжение: 2,5 мВ
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", март 2020 г. www.salonav.com