Pro-Ject

Pro-Ject

На протяжении многих лет компания Pro-Ject, является одним из лидеров на рынке виниловых проигрывателей, каждый из которых ежегодно получает многочисленные награды ведущих европейских изданий. Идея создания и сама компания Pro-Ject родились совершенно случайно. Хайнц Лихтенеггер - основатель компании Pro-Ject, с 1985 года лично занимался распространением High End-а в Австрии и являлся одним из ведущих дистрибьюторов High End техники на рынке. Его особым пристрастием всегда были и остаются аналоговые проигрыватели (LP-проигрыватели).

Подробнее о бренде Pro-JectОбзоры товаров под маркой Pro-Ject (140)Официальный сайт Pro-Ject
www.project-audio.com
Аудиомания — авторизованный дилер Pro-Ject

Проигрыватель винила Pro-Ject Signature 10 | журнал SalonAV

Австрийская Pro-Ject Audio Systems получила мировую известность благодаря недорогим, но качественным проигрывателям с прекрасно сбалансированным звучанием. Но в каталоге производителя есть модели не столь известные — премиального класса, в которых разработчики реализовали всё своё мастерство с минимальной оглядкой на стоимость.


Испытываем роскошную модель Signature 10 и первые в России рассказываем о ней со всеми подробностями.



Pro-Ject Signature 10

МАСТЕР РЕАЛЬНОСТИ

Pro-Ject Signature 10И в самом деле, многие почитатели винила знакомы именно с доступными проигрывателями Pro-Ject, да и для самого производителя массовый сегмент наиболее важен с финансовой точки зрения — количество проданных штук ежегодно исчисляется десятками тысяч. Причина такой популярности известна: даже модели начального уровня способны передать красоту аналогового звучания.

Сейчас же перед нами представитель не столь многочисленного класса — аристократ из элитной серии Signature. Постараемся выяснить, удалось ли его создателям добиться столь же привлекательного соотношения цены и качества, которое мы и сами неоднократно отмечали в обзорах бюджетных моделей Pro-Ject.

Закон действующих масс

Внешне модель Signature 10 производит сильное впечатление, особенно если она, как в нашем случае, в эксклюзивной отделке Walnut Burl Satin (матовый шпон орехового капа). Но взгляд привлекает даже не столько экзотический шпон, сколько фантастический вид тонарма, играющего под софитами зеркальным хромом. К нему мы обязательно вернёмся, а знакомство начнём с не менее важного узла проигрывателя — его привода.

Pro-Ject Signature 10

Солидный опорный диск диаметром 300 мм и массой 10,4 кг своей инерцией определяет уровень детонации проигрывателя, заявленное значение которого не превышает ±0,01%. Диск выточен из алюминиевого сплава, и чтобы успокоить его резонансы, с нижней стороны сделаны вставки из термопластичного эластомера TPE. Дополнительное демпфирование обеспечивает виниловый слипмат, наклеенный на верхнюю плоскость. Он же обеспечивает и виброразвязку виниловой пластинки, которая прижимается 405-граммовым клэмпом, поставляемым в комплекте.

Но 10 с лишним кг слишком много даже для закалённой керамики, и чтобы снизить давление в точке контакта, используется магнитная подвеска.

Главный подшипник — инвертированный, т.е. диск с шахтой надевается на ось, вертикально закреплённую на шасси. В её торце имеется углубление, в которое для уменьшения трения закладывается керамический шарик. Но 10 с лишним кг слишком много даже для закалённой керамики, и чтобы снизить давление в точке контакта, используется магнитная подвеска. Конструкция простая, безотказная и не требующая обслуживания: два комплекта мощных неодимовых магнитов встраиваются в шасси и нижнюю плоскость диска одноимёнными полюсами навстречу, и возникающая при этом сила отталкивания частично компенсирует гравитацию.

Крутящий момент передаётся через круглый пассик от двигателя постоянного тока, закреплённого на плоскости стола. Выбор скорости вращения 33 1/3, 45 об/мин и остановка производится хромированными кнопками справа. Благодаря электронной системе управления двигателем заявленное отклонение скорости от номинального значения не превышает 0,1% (33 1/3).

Pro-Ject Signature 10

Да, тонарм в этой модели — настоящее произведение инженерного искусства. Во-первых, он одноопорный, т.е. верхняя часть свободно качается на тонкой стойке, запрессованной в основание. Во-вторых, 10-дюймовая конструкция предельно функциональна, поскольку предусматривает все необходимые настройки буквально на лету. Противовес массой 103 г, имеющий ассиметричную форму для более устойчивой балансировки тонарма в горизонтальной плоскости, фиксируется на его хвостовике стопорным винтом с накаткой. Допустимая масса картриджа при этом от 4,5 до 8,0 г. При установке тяжёлых головок, например, Ortofon SPU в отверстие основного противовеса вставляется дополнительный цилиндрический грузик весом 42 г.

Стол проигрывателя изготовлен из высококачественного MDF, причём его полости заполнены стальными шариками — для поглощения резонансов и увеличения массы.

Кроме того, достаточно просто регулируется угол атаки (VTA), величина антискейтинга и даже вылет иглы (overhang). Крепление съёмного шелла допускает тонкую подстройку азимута головки, а само её положение контролируется по простенькому, но эффективному шаблону, который имеется в комплекте. Все описанные манипуляции подробно и наглядно описаны в инструкции пользователя.

Стол проигрывателя изготовлен из высококачественного MDF, причём его полости заполнены стальными шариками — для поглощения резонансов и увеличения массы. Проигрыватель в сборе весит 22,5 кг, его защита от внешних воздействий обеспечивается магнитными опорами, которые физически отделяют стол от поверхности, на которую он ставится.

В нашем проигрывателе была установлена MC-головка Ortofon Cadenza Red, но это не стандартная комплектация, при покупке можно заказать и другую.

Pro-Ject Signature 10

Отделка модели Signature 10 предусматривает шесть стандартных цветов: белый и черный рояльный лак, а также натуральный шпон ореха, палисандра, оливкового и красного дерева. Любой из них без учёта головки будет 640 000 руб. Два эксклюзивных варианта — Walnut Burl Satin (на фото) и Walnut Burl High Gloss — обойдутся на 100 тыс. дороже. Прозрачный пылезащитный колпак приобретается отдельно.

Проигрыватель поставляется в разобранном виде, схема сборки показана в инструкции. Стол, диск, тонарм и аксессуары размещаются в ложементах из пенистого материала, которые в свою очередь, укладываются в прочный деревянный ящик. Вес брутто — 40 кг.

Последний дюйм

Проигрыватель штатно комплектуется балансным пятиконтактным кабелем Pro-Ject Connect IT 5P-СС с разъёмами RCA, но мы решили подключиться к фонокорректору Pro-Ject Phono Box RS2 с помощью XLR-версии того же кабеля. С корректора сигнал подавался на двухблочный усилитель Hegel PЗ30A/HЗ30A, а затем — по bi-wiring на пару напольных систем JBL S3900 с рупорным оформлением СЧ и ВЧ-полос.

Проигрыватель работает совершенно бесшумно, для набора скорости после включения ему требуется всего несколько секунд. В колонках при этом полная тишина.

Pro-Ject Signature 10

Начинаем с классики. Музыку Берлиоза [1] вряд ли можно назвать простой для восприятия, поскольку композитор меняет и темп, и тональность, и вводит сочетания инструментов, не слишком привычные для нашего слуха. Но если у проигрывателя скорость абсолютно стабильна, а головка способна раздельно показать тембральные особенности инструментов, в звучании появляется пусть и сложная, но гармония, от которой можно получить настоящее удовольствие. И это как раз наш случай — Signature 10 отлично помогает расшифровать послание, заложенное композитором в его музыку. Этому способствует и её плавное течение, и отчётливость темпа, который в точности соблюдает оркестр, и высокое звуковое разрешение по всему слышимому спектру. Чётко считывается сюжет с развитием и кульминацией, а любимые Берлиозом контрапункты, которые в недостаточно продвинутых системах вносят ощущение сумбура, здесь лишь слегка оттеняют основную тему.

И это как раз наш случай — Signature 10 отлично помогает расшифровать послание, заложенное композитором в его музыку.

Примерно та же ситуация и с ранними работами Pink Floyd [2], но в них мессидж передаётся не столько через мелодии, сколько через эмоции и энергетику. Проигрыватели с массивным диском эффектнее передают наполнение нижнего регистра, а у Signature 10 помимо этого получается бас, буквально разложенный по полочкам. И что важно, на слух чётко разделяется бас-гитара и бочка — при записи над этим работают особо тщательно, и что практически недостижимо для вертушек массового сегмента.

Pro-Ject Signature 10

И ещё: тонарм не вносит окраски в верхней середине (что необычно для алюминия), а за счёт увеличенной эффективной длины не даёт даже признаков искажений на последних минутах звучания пластинки. Казалось бы, мелочь, но дополнительный дюйм заметно снижает угловую ошибку тонарма.

Но вернёмся к нижнему регистру, на котором основана любая музыка, а уж рок — особенно. Альбом Grand Funk Railroad [3] на жёлтом виниле записан так, что ритм-секция буквально сносит крышу. Несмотря на то, что Cadenza Red не самая басовитая головка, удары по бочке чувствовались всем телом. Всё-таки масса — самый важный параметр проигрывателя, даже от хорошего тонарма, установленного на тонкую доску, такого панча не добиться. У signature 10 драйв получается настоящий, с «мясом».

Проигрыватели с массивным диском эффектнее передают наполнение нижнего регистра, а у Signature 10 помимо этого получается бас, буквально разложенный по полочкам.

И, наконец, Джерри Маллигэн [4] — оригинал 1966 года. В те времена джаз писался на живую нитку, без многочисленных пересведений и наложений, поэтому с пластинки звучит свободно и открыто, почти как при живом исполнении. Что, собственно, мы и получили, причём с трёхмерной картинкой в придачу, в которой каждый инструмент не виртуальный, а вполне реальный объект, у которого считываются даже габариты. И в немалой степени это заслуга источника.

МУЗЫКА

Berlioz Pink Floyd Grand Funk Mulligan

  • Hector Berlioz, «Symphonie Fantastique op.14». Deutsche Grammophon, 1965
  • Pink Floyd, «A Nice Pair». EMI Records, 1974
  • Grand Funk Railroad, «We’re an American Band». Capitol Records, 1973
  • Gerry Mulligan, «Concert Days». Liberty Records, 1966

СИСТЕМА

  • Фонокорректор Pro-Ject Phono Box RS2
  • Предварительный усилитель Hegel PЗ30A
  • Усилитель мощности Hegel HЗ30A
  • Акустические системы JBL S3900
  • Кабели:
    • фоно Pro-Ject Connect IT 5P-СC XLR
    • межблочные AudioQuest Angel XLR
    • акустические Acoustic Zen hologram II
    • силовые Tributaries 6P IEC
Pro-Ject Signature 10
ПроизводительPro-Ject Audio Systems (Австрия)
Управление микролифтомручное
Тип приводапассиковый
ТонармS-образный, 10”. эффективная длина 254,8 мм
Заход иглы (оверхэнг)16 мм
Эффективная масса15,5 г
ГоловкаOrtofon Cadenza Red
Двигательпостоянного тока 15 В
Скорости вращения диска33 1/3, 45 об/мин
Диаметр диска300 мм
Масса диска10,4 кг
Коэффициент детонации±0,01% (33 1/3)
Отклонения скорости±< 0,1/0,09% (33/45)
Питаниестенной адаптер 16 В DC
Потребляемая мощность13 ВА
ОтделкаWalnut Burl
Габариты475 x 195x 354 мм
Масса22,5 кг

Редакция благодарит московский салон SoundProLab за помощь в проведении теста


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", март 2023 г. www.salonav.com

Этот обзор прочитали 1 965 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
1 апреля 2023, 15:02
Андрей (Гость)
Насколько помню, Шелл у тонарма странный, головка обычной длины входит в него с трудом
1 апреля 2023, 16:52
Артур Войнов (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Здравствуйте. Никаких проблем с шеллом у нас не было.
Написать свой комментарий