О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Aurender
Компанию Aurender Гарри Ли основал совсем недавно, в 2010 году. Главной его целью было создать «высококлассный цифровой аудиоисточник с бескомпромиссными характеристиками и при этом простой в эксплуатации». Причём качественный, надёжный и с большим сроком службы.
Подробнее о бренде AurenderОбзоры товаров под маркой Aurender (21)Официальный сайт Aurenderhttps://aurender.com
Проигрыватель/сервер/ЦАП Aurender A10
Объединение разных устройств в одном компоненте, похоже, стало приметой времени в Hi-Fi. Вот еще один типичный случай интеграции: под одной крышкой мы обнаружили накопитель на жестком диске, SSD-буфер, цифровой коммутатор, сетевой транспорт и продвинутый ЦАП с поддержкой MQA. Теоретически такой набор сулит и простой доступ к любому цифровому аудиоконтенту, и высокий класс звучания. А как на самом деле?
СВОБОДНО КОНВЕРТИРУЕМОЕ
Не знаю, как вам, а мне очень интересно следить за тем, как прогрессирует Aurender. Это редкий случай, когда разработчик действует максимально открыто и едва ли не в режиме online – не боится пробовать разные аппаратные подходы в своих устройствах, постоянно совершенствует программную часть, охотно откликается на любые вопросы, замечания и пожелания. Лучший пример такой инженерной интерактивности – сетевой источник-гибрид A10. Эта модель «в железе» дебютировала еще в 2016 году. Но аудиофилы и серьезные профильные издания стали живо интересоваться ею только в прошлом году, когда аппарат претерпел целый ряд апгрейдов. Кстати, в софтверном поле Aurender работает образцово: улучшения в программном коде создаются быстро и регулярно, свежие прошивки инсталлируются автоматически, все возможные баги работы устраняются удаленно.
A10 создавался для тех, кто хотел бы легко и с небольшими издержками осуществить миграцию в современный мир аудиофильского (подчеркиваю) стриминга. Такие люди ищут простое, понятное и завершенное решение, не требующее дополнительных системных блоков и «танцев с бубнами» вокруг новой коробки. В идеале техника должна быть всеядной, поддерживать разные сервисы и какие угодно форматы, в т.ч. и MQA. Именно такой «машиной» и представляется A10: для построения полной системы вокруг него потребуется только акустика, оконечники и подключение к сети. Заманчиво?
Я не случайно назвал A10 «машиной» – за внешней простотой скрывается непростая конструкция. Аппарат имеет полный функционал аудиосервера, то есть содержит специальный микрокомпьютер с процессором AMD, USB-хаб на три гнезда типа A (разъемы Amphenol), сетевую плату и хранилище на HDD 2.5» емкостью 4 Тб. Эта секция собрана на четырех платах, отделена внутри шасси экранирующей перегородкой и питается от собственного линейного источника с довольно мощным тороидальным трансформатором производства Alttec.
Все аудиоданные, полученные из сети или своего хранилища, покидают «машинное отделение» не сразу, а непременно кэшируются в 120-гигабайтном SSD-буфере. Твердотельный накопитель выполняет сразу две функции. Во-первых, его емкости более чем достаточно для полной загрузки файлов даже из многочасового плей-листа. Это означает, что переход от одного трека (альбома, исполнителя) к любому другому не будет связан с каким-либо ожиданием. Вторая и не менее важная роль SSD-буфера заключается в том, что цифровой поток выдается из него в очищенном от джиттера виде и без помех. Например, полностью отсекается не только акустический шум работы винчестера (после кэширования списка проигрывания HDD попросту отключается), но и все электрические наводки, проникающие извне, либо создаваемые вращающимися дисками, движущимися головами и двигателями.
Звуковой тракт, понятно, обособлен. Его обслуживает еще один линейный источник питания (а точнее три, судя по числу трансформаторов). Из серверной секции данные приходят сначала по шлейфу на плату тактовой стабилизации и цифровой обработки, которая реализована на программируемых микросхемах FPGA (последние, кстати, экранированы). По всей видимости здесь же «прописалась» система цифрового регулирования громкости и простейший коммутатор (у A10 предусмотрен вход TOSLink). Далее сигналы распределяются по двум платам преобразования. В качестве ЦАПов разработчики отобрали одни из самых продвинутых 32-битовые чипы Asahi Kasei AK4490EQ, которые поддерживают частоту семплирования PCM до 768 кГц и до 11,2 МГц в DSD. Но полностью свои возможности в A10 они (пока, наверное) не раскрывают – однобитовые записи аппарат проигрывает только стандартного типа (2,8 МГц, DSD64) или удвоенной частоты (5,6 МГц, DSD128). Итак, учитывая раздельное питание и поканальное преобразование, получаем бескомпромиссную топологию двойного моно. Выходы представлены обычными и балансными парами.
Однако сделаю небольшое отступление относительно архитектуры преобразователей. В них предусмотрено не только пять видов цифровой фильтрации (о них чуть позже), но и по три установки для аналоговой. Чтобы обеспечить эту мультирежимность, а заодно – создать условия для высокостабильного питания аналоговых контуров, и пришлось ввести в схему уйму конденсаторов (все, кстати, аудифильского класса).
Если пользователь пожелает снять сигнал в цифре на внешний ЦАП, то он будет поступать прямо из серверной части на одно из гнезд USB. Можно сказать, что в этом режиме A10 будет работать также, как и любой PC или ноутбук. Ну а раз мы вернулись в «машинное отделение», то упомяну еще одну фишку. Допустим, вы решили послушать то, что сохранили на USB-флешке. После её установки в гнездо на задней панели А10 содержимое станет сразу отображаться в мобильном приложении Aurender для iPad. И то, что вы станете заносить в личное «меню» прослушивания, сервер тут же перепишет со вставленного носителя в буфер, чтобы затем вообще не обращаться к USB. После этого флешку можно преспокойно вынуть. Музыка с нее в буфере будет храниться до тех пор, пока вы не очистите составленный плей-лист.
Удобство такого превентивного алгоритма дополняется еще и тем, что управляющее приложение автоматически систематизирует вообще весь аудиоконтент, который сервер находит в своем окружении, в том числе и с внешних сервисов вроде Tidal или Qobuz. Вам остается только ткнуть в исполнителя (альбом, жанр), чтобы отыскать необходимое. Но можно следовать и другим путем поиска (накопитель/папка/файл), когда надо добраться до записей, не размеченных тегами. Привыкать придется разве что к интерфейсу приложения. У него есть своя выделенная особенность, когда при нажатии на трек он переносится из правой части (библиотеки) в левую часть (окно плей-листа) и после этого мы можем его воспроизвести. Но при этом, если нажать на номер трека, воспроизведение начинается сразу.
Сам же A10 в пользовании предельно прост. Если плей-лист уже создан, то кнопками с лицевой панели можно сразу включить проигрывание и пролистывать треки, полагаясь на показания AMOLED-дисплея (который, кстати, способен отображать индикаторы уровня как в синем, так и в желтом цвете — в зависимости от ваших предпочтений). Функции управления воспроизведением, как и регулировка громкости, продублированы и на изящном фирменном выполненном из алюминия пульте ДУ. Надо лишь помнить о том, что А10 нельзя выключать простым обесточиванием. Инструкция предупреждает, что это чревато сбоями в работе дисков. Но на самом деле (проверено случайно, хотя и неоднократно) это чревато лишь тем, что после нештатного отключения придется пару минут ждать, когда встроенная система диагностики проверит диски.
Звучание у нас вызвало эмоциональную, но неоднозначную реакцию. Налицо ровный тональный баланс и классное «основание» для серьёзного саунда: роскошный проработанный бас, телесные виртуальные образы, четкая полновесная динамика, искусно проработанные детали. Но в сцене не наблюдалось той вожделенной бесконечной трехмерности и естественности, избавляющей от ощущения прослушивания в четырех стенах, хотя все признаки верной и острой локализации были на месте. А больше всего смущал своеобразный тембральный колорит – аппарат давал всем воспроизводимым программам свою ненавязчивую трактовку. Впрочем, заменой балансных межблочных кабелей удалось скорректировать «голос» системы и улучшить построение сцены. Ещё более выразительный результат получился с небалансным соединением: возросла прозрачность, объемность, внятность и значимость каждого виртуального источника. Однако появился чуть заметный акцент на высоких частотах.
Немного поэкспериментировали с фильтрами. Наилучшее и самое сбалансированное звучание выявилось при базовой установке, которая включает режим Short Delay Sharp Roll-of в цифровом фильтре (и Less Current в аналоговом). При переходе на Sharp Roll-of или Slow Roll-of (по идее именно они оказывают минимальное влияние на фазу и подобны стандартным в самых распространенных ЦАПах), получаем более приятную и комфортную тональному трактовку, но приходится мириться с легкой «растворенностью» образов в звуковой сцене. Использование Short Delay Slow Roll-of усиливает «цифровую» подкраску. Оставшийся Super Slow Roll-of (это новый режим, который, если верить производителю чипа, должен давать наиболее натуральное воспроизведение) на некоторых программах действительно добавлял реализма, но иногда живая сцена становилась сюрреалистичной.
В установках аналоговых фильтров всё гораздо проще. Max Current реально добавляет драйва в передачу роковых композиций, а Min Current лучше открывает звучание акустических инструментов, но слегка ослабляет динамику.
Отдельно стоит рассказать о воспроизведении файлов MQA, которые мы слушали с сервиса Tidal. В этом случае мы лишаемся возможности выбирать фильтры, что обусловлено особенностями формата (возможно, в будущем эта функция появится с обновлениями программного обеспечения). По идее, в тракте включается некий мастер-режим, но он имеет определенные особенности. Лучший признак точности записи и тракта – абсолютная естественность звучания и полная определенность всех эмоциональных составляющих игры и пения. Всё это в характере A10 присутствует, а при воспроизведении в MQA появляется и прибавка в детализации.
Еще раз заострю внимание, что отмеченные вариации воспроизведения не стоит трактовать как окончательные. Вся прелесть A10 и состоит в том, что он, представляя из себя уже готовый полностью самодостаточный источник, не требующий никаких дополнительных компонентов и соединений, будет непременно совершенствоваться в будущем как в плане поддерживаемых форматов и сервисов, так и по качеству звучания.
Потенциал для прогресса у него огромный. Аппаратная часть сделана с солидным запасом под любые софтовые апгрейды. В этом лишний раз убеждаешься, когда пробуешь A10 во второстепенной для него роли – как ЦАП или как цифровой пред с регулировкой громкости. Мы подключили к нему Blu-Ray-проигрыватель по оптике и получили очень достойное звучание – с естественными и фактурными тембрами, с выраженной артикуляцией. Кстати, в этом случае от большого выбора фильтров польза особенная – можно найти оптимальную комбинацию именно под источник.
Также с А10 можно с большим успехом использовать в качестве сетевого транспорта, сняв аналогичные полномочия со своего ноутбука или PC. Просто отправляем с аппарата сигнал по USB на вторую аудиосистему, установленную, предположим, в соседней комнате, и таким образом создаем дома еще один «центр удовольствий» с удобным дистанционным управлением через свой интерфейс. Однако качество звучания, как вы понимаете, в такой системной конфигурации будет в значительной степени зависеть от уровня примененного там ЦАПа, усилительного тракта и акустики.
СИСТЕМА
- Источники
- проигрыватель OPPO UDP-205
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП Schiit Yggdrasil
- Предварительный усилитель Schiit Freya (пассивный тракт)
- Усилители мощности Schiit Vidar
- Акустические системы Sonus Faber Olympica III
- Кабели
- межблочные Tchernov Cable Classic XS MKII XLR
- оптический Oehlbach XXL Series 80
- цифровой InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- акустический Oehlbach Air Blue 4
- силовые IsoTek Evo3 Sequel и DAXX P70
- Сетевой фильтр питания APC SurgeArrest P8-RS
Входы: LAN, 2 USB Type A, TOSLink || Выходы: пара RCA, пара XLR, USB Audio Class 2.0 || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, M4A, APE, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD64/128 || Разрядность передаваемых данных: до 32 бит/384 кГц и DSD 5,6 МГц (по USB) || Объем оперативной памяти: 4 ГБ || Объем дискового пространства: 4 ТБ || Объем SSD-буфера: 120 ГБ || Отношение сигнал/шум: 112 дБ || Динамический диапазон: 128 дБ || Искажения: 0,00013% || Отделка: серебристая или черная || Габариты: 430 х 55 х 353 мм || Масса: 10,2 кг
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", март 2018 г. www.salonav.com