О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Pro-Ject
На протяжении многих лет компания Pro-Ject, является одним из лидеров на рынке виниловых проигрывателей, каждый из которых ежегодно получает многочисленные награды ведущих европейских изданий. Идея создания и сама компания Pro-Ject родились совершенно случайно. Хайнц Лихтенеггер - основатель компании Pro-Ject, с 1985 года лично занимался распространением High End-а в Австрии и являлся одним из ведущих дистрибьюторов High End техники на рынке. Его особым пристрастием всегда были и остаются аналоговые проигрыватели (LP-проигрыватели).
Подробнее о бренде Pro-JectОбзоры товаров под маркой Pro-Ject (136)Официальный сайт Pro-Jectwww.project-audio.com
Проигрыватель Pro-Ject Debut Carbon EVO / журнал SalonAV
Считается, что проигрыватель начального уровня вещь настолько компромиссная, что подходит скорее для оживления интерьера, чем для воспроизведения музыки. На самом деле, это не всегда так. Нам, например, довелось послушать бюджетную модель Pro-Ject, которая стала важным звеном в стильной системе с убедительным звучанием.НАСЛЕДНИК ЭПОХИ
Как правило, к современным недорогим вертушкам относятся с изрядной долей скепсиса – ну что, в самом деле, можно ожидать от конструкции, рассчитанной на начинающих меломанов или яппи, желающих быстренько приобщиться к модной теме?
Но с Debut Carbon EVO история совсем другая. И именно история придаёт проигрывателю особый статус – это не просто фейслифтинг старой разработки, а реинкарнация модели, ставшей культовой в очень непростое для винила время.
Первая версия, которая называлась Pro-Ject Debut, появилась в 1998 году, когда индустрия развлечений уже была полностью захвачена цифровыми форматами. Но оставалась ещё масса любителей, не желающих расставаться со своими коллекциями винила, а имеющийся парк проигрывателей уже требовал замены. Тем не менее, редкий производитель мог отважиться на разработку новой вертушки, а те, что были на рынке в то время, включая диджейские «Текниксы», можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Запрос на доступный проигрыватель, способный конкурировать с младшими моделями Rega, поступил от крупного дистрибьютора в Великобритании, который увидел перспективную нишу. В качестве ответа специалисты Pro-Ject взяли свой популярный проигрыватель Pro-Ject 1 и предельно упростили его. Но, несмотря на название Debut, новинка предназначалась, в основном, меломанам, хорошо знакомым с подобной техникой — рассчитывать на массовый приток начинающих виниловодов в самый разгар цифровой эпохи вряд ли имело смысл.
Pro-Ject Debut имел опорный диск из штампованной стали, плинт из МДФ, прямой алюминиевый тонарм и упрощённый двигатель от Pro-Ject 1. В штатную комплектацию входил очень приличный картридж Ortofon OM5E с эллиптической алмазной иглой. В таком виде проигрыватель выпускался более 25 лет, собрав массу восторженных рецензий и наград от специализированной прессы. И это несмотря на то, что к началу 2000-х многие Hi-Fi журналы вообще исключили из номинаций проигрыватели винила. И даже британский What Hi-Fi дважды присваивал австрийскому проигрывателю звание «Продукт Года» и четырежды – «Лучший проигрыватель винила» в различных ценовых категориях.
При проектировании Pro-Ject Debut Carbon EVO ставилась задача получить столь же привлекательное сочетание качества и цены, как и у предшествующей модели, но конструкция претерпела радикальные изменения. Прежде всего, отмечу цельный карбоновый тонарм с эффективной длиной 8,6 дюйма (218,5 мм) и заходом иглы 18,5 мм. Углеродное волокно легче алюминия и благодаря хорошему внутреннему демпфированию не склонно к резонансам. Антискейтинг — типичный для тонармов Pro-Ject, с подвешенным грузом. Прижимная сила устанавливается по контрольным рискам на противовесе.
Опорный диск стальной, при солидной массе 1,7 кг обладает хорошими инерционными свойствами. Для устранения звона изнутри он демпфирован термопластичным эластомером TPE.
Улучшенная подвеска двигателя эффективно устраняет вибрации, благодаря чему уровень рокота проигрывателя удалось снизить до -68 дБ. Скорости 33/45 оборотов задаются трёхпозиционным переключателем, установленным слева на нижней плоскости платформы. В среднем его положении двигатель обесточивается. Скорость 78 об/мин – дополнительная, чтобы разогнать до неё диск, нужно установить другой, круглый пассик (имеется в комплекте) на нижнюю ступень ведущего шкива. Несмотря на принадлежность к классу entry level, проигрыватель имеет достаточно высокие динамические характеристики: коэффициент детонации ±0,17 %, отклонение скорости ±0,50% (данные для 33 об/мин).
И ещё одно полезное новшество: Debut Carbon EVO устанавливается на три регулируемые по высоте металлические опоры, которые изолируют конструкцию от внешних воздействий и гарантируют её устойчивость в любых условиях.
На тонарм штатно устанавливается хорошо известная нам ММ-головка Ortofon 2M Red. Она недорогая, но параметры (см. таблицу в конце) соответствуют приличному хай-файному уровню.
В соответствии с духом времени Debut Carbon EVO выпускается в самых разных вариантах отделки – в чёрном, белом и красном лаке, с матовым чёрным, белым, зелёным, жёлтым и синим покрытием, а также в натуральном шпоне ореха.
Проигрыватель комплектуется фоно-кабелем Connect It E и прозрачной акриловой крышкой. Производится он на собственной европейской фабрике Pro-Ject.
Слушать Debut Carbon EVO мы начали в очень интересной, я бы даже сказал, концептуальной системе – с активными мониторами Triangle Elara LN01A. Помимо 50-ваттного усилителя, в мастер-колонке имеется ЦАП с коаксиальным и оптическим входами, модуль Bluetooth AD2P с поддержкой aptX, а также, что особенно важно в нашем случае – ММ-фонокорректор. При подключении проигрывателя штатным кабелем прямо к монитору получился лаконичный и стильный комплект, выполненный в белом цвете. И что самое интересное, по характеру звучания он заметно превосходил свою стоимость – чуть более 100 тыс. рублей.
Привод проигрывателя абсолютно бесшумен, механический рокот в колонках отсутствует. Для модели начального уровня развязка двигателя вопросов не вызывает.
Что особенно понравилось – наполненное, богатое звучание в среднем диапазоне, не ощущалось излишней легкости, неосновательности, присущей некоторым проигрывателям аналогичного класса. Благодаря этому даже самые насыщенные электронные композиции звучали эффектно, с энергичной подачей.
Второй важный момент- проигрыватель точно передаёт ритмический рисунок, что особенно чувствуется на записях джаза, этники и соула. Судя по чистому тону рояля, в этой простейшей конструкции детонация гораздо ниже порога слышимости. На последнем треке пластинки особых искажений тоже не заметно.
Нижний диапазон можно было оценить даже с полочной акустикой, благо в Triangle Elara предусмотрена регулировка тембра по НЧ и ВЧ. На редкость убедительный бас, живой, не монотонный – контрабас, большие барабаны звучат рельефно, с узнаваемой тембральной фактурой. Конечно, здесь многое зависит от головки, но высокая разборчивость и отсутствие затянутых, «резиновых» нот достигается за счёт её правильного согласования с тонармом.
Тем не менее, после нескольких пластинок с мощной басовой составляющей появилось желание послушать Debut Carbon EVO с акустикой посолиднее. Для этого мы подключили проигрыватель к усилителю Pro-Ject Maia S2, а к нему – пару трёхполосных напольных Triangle Borea BR09. Результат превзошёл все ожидания: помимо глубокого, чётко структурированного баса мы получили мощный заряд энергии в нижней середине и удивительно чистый, прозрачный верх. Проигрыватель производил совершенно иное впечатление, это был уже вполне реальный Hi-Fi без особых скидок на бюджетность.
Так что новинка от Pro-Ject хорошо впишется и в систему начинающего коллекционера винила, а в надлежащем окружении (и при замене головки на другую, хотя бы за 12 – 15 тысяч) как минимум, не разочарует и меломана со стажем.
МУЗЫКА
- Sly & the Family Stone, «Fresh». Epic Records, 1973
- Supermax, «World of Today». WEA Musik GmbH, 1977
- Dave Brubeck Quartet, «Bossa Nova USA». Atlantic., 1963
- Leftfield, «Leftism». 2 LP Columbia, 2005
- Igor Stravinsky, «The Firebird». London Symphony Orchestra, Claudio Abbado, Deutsche Grammophon, 1975
СИСТЕМА
- Интегральный усилитель Pro-Ject Maia S2 Black
- Акустические системы Triangle Elara LN01A, Triangle Borea BR09
- Кабели:
- фоно Pro-Ject Connect It E
- акустические Taga Harmony Azure 14-2C
- силовые DH Labs Power+
Pro-Ject Debut Carbon EVO
Управление микролифтом: ручное || Тип привода: пассиковый || Тонарм: прямой, эффективная длина 218,5 мм || Заход иглы (оверхэнг): 18,5 мм || Двигатель: постоянного тока 15 В || Скорости вращения диска: 33 1/3, 45, 78 (опция) об/мин || Коэффициент детонации 33/45: ±0,17/0,15% || Отклонение скорости 33/45: ±0,5/0,60% || Уровень рокота: -68 дБ || Питание: стенной адаптер 15 В DC || Потребляемая мощность: 4 ВА || Отделка: черный, белый и красный лак; матовый чёрный, белый, зелёный, жёлтый и синий; шпон ореха || Габариты: 415 x 118 x 320 мм || Масса: 5,6 кг
Головка в базовой поставке: Ortofon 2M RED
Прижимная сила 1,6 – 2 г || Воспроизводимый диапазон: 20 – 20000 Гц +3/-1 дБ || Разбаланс каналов: 1,5 дБ || Разделение каналов: 22 дБ || Выходное напряжение: 5,5 мВ || Форма иглы: эллипс || Вертикальный угол атаки: 20 град. || Динамическая податливость: 20 мкм/мН || Масса: 7,2 г || Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм.
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", декабрь 2020 г. www.salonav.com