Прог-лестница, которую построил Брэд Мелдау

Вы обвините меня в пристрастности, но я снова о джазмене Брэде Мелдау. Упрекнете, что альбом, о котором я пишу сегодня, вышел еще в прошлом году — но, право, было бы преступно не заметить работу одного из самых выдающихся джазовых пианистов современности. На «Лестнице Иакова» (такое название носит альбом) он, впрочем, решает сразу две задачи — во-первых, дерзко интерпретирует пьесы легенд прогрессив-рока, во-вторых, выстраивает сложную конструкцию для того, чтобы рассказать о собственных духовных переживаниях.



Начать стоит с аллюзий, которые влечет за собой само название альбома. Понятно, что речь тут идет о лестнице из сна Иакова, описанной в Книге Бытия, лестнице, соединяющей землю и Небо, ту самую, по которой восходили и спускались ангелы. Несмотря на простоту прямой проекции содержания альбома на путь снизу вверх, судя по всему, для Мелдау (пусть он и усложняет все, когда, пытаясь объяснить концепцию альбома, апеллирует аж к Гегелю) его последняя работа и есть попытка взойти на небеса — хотя бы таким, музыкальным путем. Просто иногда вещи являются именно тем, чем они кажутся, вот как и в этом случае.

Мелдау умеет восхищаться, и восхищаться деятельно. Это мы слышали еще полтора десятилетия назад, а то и раньше, когда он играл, помимо прочего, Radiohead и The Beatles: в его интерпретациях билось неуклонное стремление проникнуть даже не в ткань музыки, но в самый ее замысел, и порой это выходило настолько верно и точно, что мелодии взлетали со сцены ли, из недр ли акустических систем, словно выпущенные из клетки птицы. Позже, в альбоме After Bach, он взялся за «Хорошо темперированный клавир» — и ничтоже сумняшеся переложил пять пьес оттуда собственными опусами, и не помогал ему в этом никто, даже обычные для него контрабас и ударные. Мелдау буквально медитировал на Баха, находясь в полном одиночестве. И вот теперь он взялся за прог-рок, музыку своего детства, которая, как он пишет, была главной «до того, как я открыл для себя джаз».

Здесь, в отличие от пост-баховских размышлений, мы имеем целый коллектив единомышленников. Среди них стоит отметить прежде всего гениального вокалиста и мандолиниста Криса Тиле, с которым шесть лет назад Мелдау записал дуэтный альбом, и перкуссиониста Марка Джулиану, c которым еще на три года раньше они сделали потрясающий альбом Mehliana, где пианист играл, к изумлению публики, на электронных клавишных, и вообще залезал в область актуальной электроники… Среди прочих соучастников отметим саксофониста Джоэла Фрама, арфистку Лавинию Мейер, междужанровую гитаристку и певицу Бекку Стивенс, гитариста Педро Мартинша и Мотоми Играши-де Йонга, играющего на уникальном интструменте XVII века – лироне. Да, и не забудем о семи (!) вокалистах, как минимум двое из которых — дети.

В качестве реперных точек Мелдау выбрал пьесы Rush, Yes и Gentle Giant, а также современной прог-метал-группы Periphery. И вот что интересно: с прогом пианист не столько играет (во всех смыслах). Мелдау с прог-роком разговаривает, спорит, дискутирует и в итоге строит из него ступени в той самой лестнице, причем делает это невероятно уважительно по отношению к оригиналам, которые подвергаются местами почти что медицинским операциям. Собственные пьесы Брэда (играющего, кстати, не только на рояле, но и на обилии разнообразных клавишных) временами едва ли не радикальнее тех образцов, к которым он апеллирует (к примеру, Herr und Knecht!). Семидесятиминутный альбом проскальзывает в уши, кажется, за полчаса — настолько интересно слушать, как думает музыкант, как он рассуждает, как мучается сомнениями, как побеждает их — и в итоге видит вершину, к которой все это время стремился: она оказывается хотя бы видимой, пусть и недостижимой.

Слушатель должен понимать: при всей вышеописанной легкости ему предстоит работа: прошлогодняя пластинка Мелдау — слушание достаточно трудозатратное, требующее серьезной подготовки, знаний, внимания. Но это работа удивительно благодарная, сравнимая, наверное, с подготовкой реферата по научной работе, если ее тема вдохновляет и увлекает. Не испугались — слушайте.

А я, честно говоря, хочу просто снять шляпу перед Брэдом Мелдау. И низко ему поклониться.


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", апрель 2023 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 1 220 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий