О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео500Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2585Музыкальные и кинообзоры625Глоссарий
Продюсер Radiohead Найджел Годрич: «музыка в Dolby Atmos - это мусор, а стерео — это оптимально»
«Люди продвигают вещи, и их приоритетом являются технологии, а не музыка»
Не все так очарованы Dolby Atmos, как может показаться музыкальной индустрии (и Apple Music) на первый взгляд. Одним из заметных голосов инакомыслия является продюсер Radiohead Найджел Годрич. Он поделился своим мнением о звучании в моно, пространственном звучании в Atmos и всем, что идет между ними, в последнем выпуске подкаста Джейми Лиделла Hanging Out With Audiophiles.
В обширном интервью, которое начинается примерно на 45-й минуте эпизода, Годрич затрагивает такие разные темы, как потоковое вещание, воспитание детей, обсуждение группы The Pogues и различные аэропорты. Он рассказывает о том, что, несмотря на то, что его отец был звукорежиссером Би-би-си, удостоенным премии BAFTA, он сам стал звукоинженером.
После того как Лиделл затронул тему звучания в моно, Годрич ответил: «Я чувствую, что моно - самый надежный из ныне существующих аудиоформатов, не так ли? Это то, о чем думал Стэнли Кубрик - микшировать все свои фильмы в моно. Обратите внимание на то, что когда вы микшируете звук кинофильма, куда бы вы ни пошли потом его смотреть, мебель в комнате и аппаратура могут стоять по-разному. Это может быть очень разочаровывающим фактором, ведь когда вы что-то микшировали в тылу, по центру или по панораме, там, где должно что-то звучать, вы вдруг не слышите этого.
Годрич продолжил: «Что я действительно думаю о моно, стерео, 5.1…всей этой чепухе Dolby Atmos…про звучание музыки в этом формате… вы не можете «вкусно приготовить» что-то в 5.1». Например, одна из проблем, с которыми звукоинженеры сталкиваются в Atmos - вы не можете назначить на микс общую компрессию.
«Я всегда говорил, что если вы идете смотреть фильм, и в нем есть что-то вроде старого трека Rolling Stones, он всегда будет звучать чертовски потрясающе. А все же музыка, предназначенная для пространственного аудиоформата, 7.1 или чего-то подобного, не обязательно хорошо будет звучать в итоге».
«Я думаю, что все это немного блеф, на самом деле. Полагаю, что моно немного ограничено, а стерео оптимально - вот, что я думаю».
Годрича не впечатляла не только музыка, задуманная для объемных форматов. Далее он описывает случай, когда звукоинженер Боб Людвиг, который делал мастеринг многих его альбомов со времен релиза Бека «Mutations», пытался убедить его в преимуществах ремиксов записей в формате 5.1.
«У него была демо-комната 5.1, когда это было в моде» - объясняет Годрич. Он был настроен очень скептически, на что Боб сказал: «Просто зайди и посмотри, приди и послушай», и Найджел ему ответил: «Хорошо».
«Я сел туда, а он включил мне одну из песен, которая была ремикширована специально для 5.1, это был Rumours от Fleetwood Mac. Он поставил трек «The Chain» - то самое знаменитое аутро...»
«В любом случае, все это очень захватывающе и начинает накапливаться, из ниоткуда, за моей головой включается этот чертов орган Hammond, и я такой: «Что, черт возьми, это такое?». А он сказал: «Ну, вы знаете, это было у них в мультитреке и они не чувствовали, что в стереофоническом поле было достаточно места в оригинальных миксах, так что теперь, когда это в формате 5.1, мы поставили орган на свое место», и я сказал: «Ладно, с меня хватит».
«Это доказательство того, что это неправильно. Это в корне неправильно потому, что в музыкальном плане было принято «псевдотехническое», а не музыкальное решение. Приоритетом для них являются технологии, а не музыка».
«И вы знаете, что вы могли бы послушать Louie Louie в исполнении Kingsmen, это моно, здесь нет пространственного формата, это просто блестяще - это музыка».
Неудивительно, что Годрич скептически относится к иммерсивным звуковым форматам. В студии он известен своим кропотливым, быстрым и органичным стилем работы. Ранее он говорил о своем разочаровании тем, что упор часто делается на «оборудование и студийные хитрости», а не на саму музыку, рассказывает The Guardian. «Одна из причин, по которой музыка в целом стала хуже, и мне жаль это признавать, заключается в том, что люди думают о технологиях больше, чем о самой музыке, которую они делают. Так что можете подать на меня в суд».
Формат Dolby Atmos, который чаще всего используется для микширования иммерсивных саундтреков к фильмам, становится все более популярным после того, как в мае прошлого года Apple объявила о добавлении высококачественных и пространственных звуковых дорожек на базе Dolby Atmos к своему потоковому сервису Apple Music без дополнительной платы от подписчиков. Музыка в Atmos также доступна для слушателей с премиум-подписками Tidal и Amazon, а также полностью интегрирована в рабочий процесс популярной рабочей станции для микширования и записи Apple Logic.