О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Прислушиваясь к тишине. Miles Davis – In A Silent Way. Обзор
Альбом Майлса Дэвиса In A Silent Way, вышедший на лейбле Columbia Records в конце июля 1969 года, был записан в течение одной трехчасовой сессии 18 февраля того же года в нью-йоркской студии CBS на 30-й улице. В итоговом виде фонограмма была скомпонована из сыгранных музыкантами дублей продюсером альбома Тео Масеро, который внес значительный вклад в формирование лица этой музыки. Надпись на конверте «Directions in music by Miles Davis» указывает на лидерство Майлса, которое несомненно.
В начале 1969-го постоянными партнерами Дэвиса были сопрано-саксофонист Уэйн Шортер (на диске он играет на теноре), басист Дэйв Холланд, клавишник Чик Кориа и ударник Джек Деджонетт. Последнего при записи заменил Тони Уильямс. Группа расширилась с приходом клавишников Херби Хэнкока и Джо Завинула, чья тема In A Silent Way стала титульной (первая и третья части композиции на второй стороне пластинки). В команду влился также находившийся в то время в США гитарист Джон Маклафлин.
Характерно присутствие в ансамбле всего двух мелодических голосов (Дэвиса и Шортера) при доминировании инструментов, традиционно относимых к ритм-секции, хотя электронные фортепиано и орган Кориа, Хенкока и Завинула являются таковыми лишь формально, неся большую мелодическую нагрузку почти наравне с трубой и саксофоном.
Сразу после выхода альбом получил противоречивые отклики критики. Голоса разделились. Одни готовы были упрекать Дэвиса в отходе от джаза – по оценке The Rolling Stone Album Guide поддержанный им процесс записи и редактура Масеро с произвольной сборкой треков из имеющегося звукового материала «казались почти ересью по отношению к устоям джаза». Другие отмечали, что стиль In A Silent Way – это, все-таки, еще не рок…
Так или иначе, релиз был признан одним выдающихся достижений Майлса Дэвиса. Он открывает его «электронный период», обозначая сдвиг в сторону джаз-фьюжн. Хотя Дэвис и прибегает к использованию электронных звучностей в своих альбомах 1968 года Miles in the Sky и Filles de Kilimanjaro, здесь он полностью переходит на электронику.
Музыка In A Silent Way на всей своей текучей и неконфликтной протяженности как бы прислушивается к тишине, иногда опускаясь до шепота. Она необыкновенно красива в чисто акустическом отношении, что в большой мере обусловлено превосходным звучанием белого винила, бесспорно, аудиофильского качества. Она глубока и многомерна по содержанию. Все говорит о том, что участники ансамбля обладают незаурядным музыкальным интеллектом и способностью подчинять собственные индивидуальности претворению в жизнь общей сложной художественной задачи.
В композициях ощущается связь с академической традицией разных эпох и стилей. Бесконечно разнообразная и изобретательная полифоническая материя своей сдержанностью, порой минималистичностью, постоянной включенностью частей и элементов в общее музыкально-образное пространство рождает ассоциации с полифонией строгого письма. Их предложенная Масеро трехчастная структура с тематически идентичными крайними построениями напоминает классическую сонатную форму с экспозицией, разработкой и репризой. Дэвис и его партнеры привлекают средства полиритмии, политональности и полиладовости…
В искусстве есть фигуры, которые прокладывают новые пути, создают новые языки и эстетические пространства, и есть те, кто творит на основе законов, открытых другими. Майлс Дэвис относится к первым.
Альбом In A Silent Way с музыкой неповторимой экспрессии и большой интеллектуальной силы просто обязан присутствовать в собраниях серьезных меломанов и аудиофилов.