О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
Hegel
Hegel - это небольшая фирма из Осло, занимающаяся разработкой, производством и исследованиями в области звуковой электроники.
Подробнее о бренде HegelОбзоры товаров под маркой Hegel (37)Официальный сайт Hegelwww.hegel.com
Практически идеален: усилитель мощности Hegel H30A / soundstagehifi.com
Совсем недавно Джейсон Торп с портала SoundStage! расточал похвалы создателям нового предварительного усилителя норвежской компании Hegel – модели P30A. А теперь он добрался до второй составляющей флагманской «сладкой парочки» – оконечника H30A. И не нашёл в нём изъянов!
За последнее время я полюбил большие транзисторные усилители. Любовь эта началась с покупки модели Bryston 4B3. Я приобрёл её после того, как окончательно отказался от своего устаревшего лампового Audio Research VT100 MkI. Я был несколько подавлен расставанием с VT100. Ведь «лампа» всегда была важной частью моей системы. Возможно, даже частью моего внутреннего мира! Я любил ламповые усилители, их звучание – и люблю до сих пор.
Однако VT100 постоянно доставлял мне огорчения. Лампы то и дело выходили из строя, а их замена обходилась довольно дорого. Кроме того, я всё время следил за усилителем, опасаясь подвоха. Не сожжёт ли он колонки, которые я взял для обзора? Не ударит ли током мою собаку?
Наконец, я сдался. И, скрепя сердце, купил транзисторный усилитель. Честно говоря, не думал, что он мне понравится. Но, на удивление, мне действительно понравилось слушать Bryston. Период привыкания был недолгим. И 4B3 работает в моей системе уже шесть лет. Я по достоинству оценил его мощь и нейтральность, и уже начал подумывать о более современном аппарате такого же типа. И вот в моей системе появился самый большой усилитель из тех, что мне когда-либо попадались – Hegel H30A.
Он выпускается вместо снятого с производства и почти такого же большого H30. Боже, какой же он громадный!
Насколько он велик?
При цене на день этой публикации в 1 689 000 ₽ H30A выглядит очень и очень солидно. Через мои руки прошло множество массивных компонентов. И меня всегда радовала та основательность, которая дополняет физический вес. Но всё же я не могу вспомнить ни одного аппарата, который бы ощущался столь же монолитным, как H30A.
Hegel весит 47.4 кг. Но внимательный осмотр шасси показывает, что основательность усилителю придаёт отнюдь не сверхмассивный каркас. Поймите меня правильно: H30A выполнен по очень высоким стандартам. В нём все сделано на совесть, но без избытка. Толстая лицевая панель изготовлена фрезерованием литой алюминиевой заготовки. Боковые фрезерованные панели имеют более разумную толщину. А вот верхняя выполнена из прочного листового алюминия. И, похоже, недостаточно надёжно демпфирована…
Таким образом, сам корпус не объясняет массивности аппарата. Вес ему придаёт то, что находится внутри. Это пара тороидальных трансформаторов номиналом по 1000 ВА и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью 270 000 мкФ.
Характеристики позволяют H30A раскачать практически любую акустику. Я спросил Андерса Эртцайда, вице-президента Hegel: есть ли какие-то особые причины, по которым в H30A используются два трансформатора? Может быть, для того, чтобы обеспечить работу в режиме dual-mono, когда усилитель используется фактически как стереофонический?
«Не совсем так, – ответил Эртцайд. – Благодаря использованию двух трансформаторов чуть меньшего размера вместо одного гигантского, обмотки можно сделать более плотными, чтобы свести к минимуму гул. Дополнительным преимуществом является низкий центр тяжести усилителя, что снижает риск его опрокидывания при транспортировке».
По заявлению компании Hegel, изготовленные на заказ сильноточные фильтрующие конденсаторы с низким импедансом установлены очень близко к силовым транзисторам, чтобы минимизировать последовательно включенную индуктивность. H30A имеет 56 биполярных силовых транзисторов номиналом 15 А 200 Вт. Это высокоскоростные устройства со сверхнизкими искажениями. В конструкции H30A реализована фирменная технология SoundEngine 2. С её помощью осуществляется динамическая коррекция сигнала в каскадах усилителя, позволяющая минимизировать возникающие нелинейные искажения, существенно расширяя динамический диапазон.
Важно отметить, что H30A разработан в первую очередь как монофонический усилитель, что кажется несколько странным. По заявлению Hegel, в этом режиме аппарат выдаёт 1100 Вт на 8 Ом.
Далее в техническом описании отмечена стабильная работа H30A при нагрузке 1 Ом в режиме моноблока. Такая нагрузка – сущее наказание для усилителя. Компания Hegel не указывает выходную мощность при использовании H30A в режиме стерео. Я специально обратил внимание Андерса на этот момент. Но он ограничился кратким пояснением: «Более 300 Вт на канал». Исчерпывающе. Но не совсем понятно.
Используемый в качестве моноблока, H30A работает в полностью симметричном режиме. Переключаем его в стерео, и H30A становится несимметричным. Моя система настроена на полностью симметричный режим, а использование H30A в режиме стерео в паре с родным предусилителем Hegel P30A или моим собственным Sonic Frontiers SFL-2 означает, что я нарушаю эту симметричную цепь.
Наверное, можно было бы попросить Hegel прислать ещё один H30A, чтобы опробовать пару моноблоков. Но это уже выходит за рамки здравого смысла. Сам по себе, этот аппарат обеспечивает больше мощности, чем нормальному человеку может когда-либо потребоваться. И когда я сидел и думал об этом, поглядывая то на H30A, то на остальное оборудование в своей стойке, у меня стало зарождаться сомнение. А важна ли вообще здесь симметрия?
Размещение
Возможно, самой серьёзной проблемой H30A является его непомерная тяжесть. В одиночку аппарат очень сложно внести в дом, извлечь из коробки и перенести в другую часть комнаты для размещения.
Моя стойка не дает достаточного зазора для установки H30A при его высоте 239 мм. Ширина корпуса 432 мм ещё «прокатит». Но найдётся ли в мире стойка, способная вместить усилитель глубиной почти 660 мм (а ведь нужно ещё сантиметров пять для силовых, сигнальных и акустических кабелей)? Сомневаюсь. Поэтому я не стал заморачиваться, и просто поставил H30A на пол в правом углу комнаты, где он и простоял как провинившееся дитя до самого конца обзора.
Итак: для перемещения H30A нужны два крепких здоровых мужика. Я пригласил своего соседа-качка Роба, и тот легко мне помог. Спасибо, Роб. Мой третий позвонок тебе благодарен!
Коммутация на задней панели довольно проста. Для стереофонического подключения предусмотрены входы XLR или RCA (выбираются тумблерами) левого и правого каналов. Между ними представлен еще один комплект входов XLR и RCA для монофонического подключения – опять же, с тумблером. Ещё один тумблер предназначен для выбора режима моно или стерео. Большие винтовые акустические клеммы удобно крутить. Но я использую штекеры-«бананы», и мне практически не пришлось иметь дела с клеммами.
С нажатием кнопки включения на передней панели, спустя некоторое время, необходимое для прогрева, загорается индикатор питания. При этом H30A не издает щелчков. Да особого шума я от него не слышал за всё время пребывания усилителя в моем доме. Я постоянно оставлял его включённым. И он лишь слегка нагревался.
Входная чувствительность H30A довольно высока. На протяжении большей части обзора я использовал его вместе с предусилителем Hegel P30A, с которым они составляют идеальную пару. Впоследствии я заменил P30A своим предусилителем Sonic Frontiers SFL-2. И обнаружил, что могу использовать лишь первые четыре ступени регулятора громкости.
Я обратился за разъяснениями к Бенту Холтеру, основателю Hegel. И вот что он мне ответил:
«Как показывает мой опыт, для достижения оптимального динамического диапазона лучше всего, если коэффициент усиления на усилителе мощности составляет 32 дБ, а на предусилителе – меньше. Для американской техники это не типично. Обычно в усилителях мощности они используют усиление 26 дБ, а в предусилителях – более высокие значения. Но иметь высокий коэффициент усиления в линейном каскаде предусилителя, а затем демпфировать громкость, понижая ее уровень регулятором, – не лучшая идея. Чтобы регулятор громкости имел достаточный «запас хода», мы предпочитаем использовать большее усиление в усилителе мощности и меньшее – в предусилителе. Если вы хотите реализовать потенциал H30A в полной мере, к нему лучше подключать предусилитель с низким коэффициентом усиления (Hegel P30A или аналогичный)».
Подключение
Как и следовало ожидать (особенно – с учётом родословной аппарата и высочайшего профессионализма конструкторов), первое же включение дало ясное представление о том, насколько нейтральным, уравновешенным и мощным является H30A. В этом нет ничего необычного. Что-то подобное можно сказать о любом высококачественном транзисторном усилителе. И всё же кое-что следует отметить. С точки зрения тонального баланса и общей подачи, замена моего Bryston 4B3 усилителем Hegel не стала ничем примечательным.
По габаритам и цене Hegel H30A очень похож на усилитель мощности Simaudio Moon 860A v2, обзор которого я делал в ноябре 2021 года. Помню, я потратил много времени, пытаясь определить звуковые различия между Moon и своим Bryston 4B3. Через некоторое время мне стало ясно, что Simaudio лишь немного мягче воспроизводит верха и верхнюю середину. Да, это отвечает моим вкусам, тем более, что я люблю винил и неравнодушен к лампам. Однако в данном случае «мягче» не значит «лучше». Возможно, следовало бы сказать, что 860A v2 демонстрирует некоторую сдержанность в области верхних частот. Наблюдались и другие различия. И понятно, что усилитель Simaudio был лучше, но изначально я обратил внимание именно на эту его особенность.
С Hegel H30A дело обстоит иначе. Верхние частоты здесь чёткие и пространные, без легкого смягчения Simaudio. В мою систему Hegel вписался очень плавно. Без резких перепадов в восприятии, как это иногда бывает при подключении новых компонентов. Тем не менее, это ни в коем случае не означает, что Bryston и Hegel звучат одинаково.
В действительности, между ними есть огромные и очень существенные различия. Самая яркая и заметная особенность H30A – его способность создавать огромные, хорошо прорисованные образы. Как и большинство высококачественных транзисторных усилителей, которые мне попадались, H30A демонстрирует исключительную динамику и молниеносную реакцию. Но это вполне естественно для компонентов такого класса.
Очень интересным оказалось звучание в нижнем регистре. Я привык к мощным, сильноточным усилителям, чётко контролирующим низы. Но никак не ожидал, что H30A будет генерировать столь масштабные, плотные и живые образы. Отличная в моём понимании, комбинация усилителя и акустики создаёт бас, который имитирует реальный инструмент. Бас, который ощущается всем телом. А наш разум уже дополняет все остальное.
Hegel кардинально изменил мое восприятие басовых инструментов. Особенно акустических. В начале обзора я поставил диск «Piano in the Background» оркестра Дюка Эллингтона на свой проигрыватель VPI. С первых же нот композиции «Happy Go Lucky Local» я ощутил удар в грудь от контрабаса Аарона Белла. Сначала я подумал, что Hegel просто подчёркивает низкие частоты. Или слегка «приподнимает» эту область. Но нет. Скорее, Hegel позиционирует музыкальный инструмент, правильный по физическому размеру, чуть правее центра. Причём, это не просто «образ» контрабаса. Как только H30A взял на себя контроль над акустикой, я стал различать реальные очертания инструмента. Удивительно, но я вдруг стал ощущать вибрирующие струны по всей их длине, когда звук шел прямо на меня.
Композиция «Kinda Dukish» звучит вкрадчиво и интимно. Этот трек обладает уникальным эллингтоновским чувством свинга (чего не хватает многим именитым биг-бэндам). Здесь много воздуха вокруг баса, ударных и фортепиано. Но неистовый контрабас Белла занимает несколько больше пространства по сравнению с тем, к чему мы привыкли, слушая биг-бэнд. Трек «Kinda Dukish» заводит не на шутку. И я включал его неоднократно!
Описывать Hegel как «мощный усилитель для мощного баса» было бы неверно. Ведь манера, в которой H30A подаёт нижние частоты, распространяется и на другие частотные диапазоны, другие инструменты.
H30A прекрасно передает ощущение мощности, переходящей в верхний бас и далее в среднечастотный диапазон. Хорошим примером этого является абразивная электрогитара с перегрузом, выступающая подложкой в треке «In Our Sleep» из альбома Лори Андерсона «Bright Red». Особенно то, как гитара разъезжает по огромным, раскатистым басовым нотам. В этом треке использовано широкое разнообразие модных эмбиентных эффектов. Это довольно плотная запись, которая дает возможность отличной системе расставить все по своим местам. А слабой – наоборот, превратить всё в кашу.
Hegel слегка усилил атаку этой резкой гитары. Не тонально, повторюсь, а скорее в том, что касается локализации в пространстве. Создания цельности образа. H30A не просто заставляет звучать гитару реалистично. Он даёт слушателю ощущение настоящей гитары. Это похоже на то, как, неожиданно услышав звук, вы поворачиваете голову, чтобы взглянуть на его источник. И прежде, чем вы его увидите, вы уже знаете что там такое. Реалистичные звуки формируют визуальные образы. Именно этот эффект здесь имеет место.
Описав, насколько отчётливо и рельефно H30A представляет инструменты, я готов перейти к тому, как усилитель выстраивает картину в целом.
Что касается размещения образов и формирования глубины звуковой сцены, моя акустика Aurelia Cerica XL легко справляется с этим, создавая огромную стену звука и проецируя ее конусом наружу.
Чтобы представить себе, что это такое, нужно хотя бы раз это услышать. Hegel крепко удерживает и контролирует Aurelia, формируя образы с поразительной глубиной и чёткостью очертаний. Когда я впервые включил «Tango: Zero Hour» Астора Пьяццоллы на своем проигрывателе VPI, я чуть не поперхнулся. Серьёзно: я уже собрался было отхлебнуть пива из полной кружки – и вдруг такое! Начиная прямо с трека «Tanguedia III», я был захвачен музыкой целиком и бесповоротно. И так дослушал всю сторону диска до конца. Звук рояля, который выступает якорем группы, прямо в центре звуковой сцены, был настолько живым и реальным, что у меня перехватило дыхание. А скрипка, которая в основном присутствует на заднем плане, обрела осязаемую глубину. И в её звуке я вдруг ощутил округлый резонанс дерева. Да, H30A формирует образы невероятно хорошо!
В верхней части частотного диапазона дела обстоят привычнее. Hegel не подслащает звук. Тот остаётся чистым, без ощущения зернистости, и точно соответствует сигналу. В звуке бандонеона присутствует масса визгливых обертонов. А при воспроизведении трека «Milonga del ángel» H30A поместил его прямо передо мной. Действительно, этот старый тонкий LP записан с исключительно высоким качеством, и даёт детальное представление об исполнении. В некоторых моментах высокие ноты язычков бандонеона обретают некоторую резкость. Особенно на реалистичных уровнях громкости, и Hegel нисколько не приглушает их. Однако я легко заставил свой слух перенести подобное насилие, чтобы проникнуть в самое сердце этой очень грустной и прекрасной мелодии.
Хочется особо отметить эту грусть, это настроение, огромный эмоциональный накал «Milonga del ángel». И то, как это связано со стереосистемой. Я бы с удовольствием слушал этот альбом даже в душе через Bluetooth-колонку в мыльнице. Но чтобы по-настоящему воспринять эту музыку, понять и проникнуться ею, да еще и находить что-то новое при каждом прослушивании, ваша система должна быть вне конкуренции. С усилителем H30A, контролирующим мои Aurelias, это стало возможным. Цельность образов, которые создает H30A, позволила мне проникнуться музыкой и понять сложные взаимоотношения между скрипкой и бандонеоном.
Обычно я стараюсь не говорить о том, как тот или иной компонент, взятый для обзора, вписывается в мою систему. Гораздо полезнее рассказать о звучании самого компонента. И, разумеется, о том, как он мог бы работать в ВАШЕЙ системе. Но в этот раз я сделаю исключение.
Спустя некоторое время, пока Hegel H30A ещё оставался у меня, я получил на обзор пару колонок Estelon XB Mk II. Подключённые к комбинации Hegel P30A/H30A в составе системы с фонокорректором EMM Labs DS-EQ1 и оптического картриджа DS Audio DS 003 они поразили мое воображение. Сколь бы прекрасно ни звучал H30A с моими колонками Aurelia Cerica XL, но новый звук через акустику Estelons был на порядок реалистичнее, голографичнее и живее во всём диапазоне частот.
Он действительно прекрасен!
Почему я так восхищаюсь? Обычно я довольно сдержан. Но применительно к данному обзору эмоции мне представляются вполне уместными. На короткое время я на место H30A поставил свой Bryston 4B3, и система сразу же утратила свое очарование.
Поймите меня правильно! Bryston – превосходный усилитель. Я, вероятно, буду использовать его до тех пор, пока моя жена не скормит меня белым медведям в Манитобе. Она грозится сделать это, если я стану невменяемым. Но за время, проведенное с Hegel, я по достоинству оценил его способность придавать звучанию реализм, который всё глубже и глубже вовлекает слушателя в музыку.
Будет, наверное, очень странно, если Hegel не окажется лучше Bryston. Учитывая, что он в 2.5 раза дороже. Тем не менее, 4B3 все еще остается выгодной покупкой. Но он явно проигрывает H30A, особенно с такой выразительной акустикой, как Estelons.
За последние пару лет в моей системе побывало три усилителя равноценной мощности: Bryston, Simaudio и вот этот Hegel. 300, 225 и 300 Вт на канал соответственно. Все три можно считать мощными. Но мощность, сама по себе, мало о чём говорит. Simaudio и Hegel – громадные «ящики» по 45 кг каждый. И стоят почти одинаково. Bryston легче. И, в отличие от двух других, не позиционируется производителем как усилитель, работающий с любой нагрузкой. Simaudio выделяется своим амбициозным корпусом. Все его панели сделаны из толстого фрезерованного алюминия. Но ни одна из этих особенностей не будет определяющей в том случае, если бы я принимал решение о покупке. Самое главное для усилителя – хорошее звучание. Все три аппарата выполняют эту задачу, но Hegel справляется лучше других.
Пересматривая свой обзор, я обратил внимание на множество похвал в адрес Hegel H30A. Так не должно быть. Ведь моя работа, в том числе, состоит в том, чтобы выискивать всякие мелочи, к которым можно было бы придраться. Но за исключением того, что я не могу себе позволить купить его из-за высокой цены, или мне не под силу сдвинуть его с места, если я захочу протереть пыль под ним, H30A целиком и полностью удовлетворяет всем моим требованиям и желаниям. Я не могу найти в этом усилителе ничего, что хотя бы отдаленно меня не устраивало. Такое случается нечасто.
Автор: Джейсон Торп