О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Потоковое вещание для аудиофилов. Урок 1, обзор. Журнал "DVD Эксперт"
Теперь касательно содержания данной статьи. Все, что здесь предлагается, — оборудование, конфигурации и т. д., — исключительно личные рекомендации. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, зато знаем, что эти варианты пришлись по душе нашим коллегам и друзьям.
Прием на вооружение новой технологии, например сетевого потокового аудио, отнюдь не означает моментального и полного отказа от существующих в настоящее время источников и носителей. Я до сих пор получаю массу удовольствия, регулярно слушая свою коллекцию винила, хотя и начал игнорировать компакт-диски после того, как стал переписывать их содержимое на накопители с винчестером. К тому же я по-прежнему продолжаю медленно, но упорно оцифровывать имеющиеся у меня пластинки. Однако вне зависимости от используемой вами стратегии — дополнения или замещения — сетевой аудиоплеер в системе обеспечит простой доступ к цифровой музыке, где бы она ни находилась. Ваша гостиная больше не будет напоминать склад CD.
Другой привлекательный момент — возможность пополнять свое собрание записями в истинно высоком разрешении без необходимости закупать новые релизы на SACD или DVD-A и соответствующую аппаратуру. Сетевая аудиосистема, если ее правильно настроить, — решение исключительно выигрышное: она позволяет очень просто доставлять музыку к пользователю, а качество звучания может быть потрясающим.
Теперь касательно содержания данной статьи. Все, что здесь предлагается, — оборудование, конфигурации и т. д., — исключительно личные рекомендации. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, зато знаем, что эти варианты пришлись по душе нашим коллегам и друзьям. Но сначала позвольте внести ясность в один вопрос. То, что имеет метку «high definition» («высокое разрешение») или «audiophile-grade» («для аудиофилов»), в компьютерном аудио не всегда соответствует всем требованиям. Истинный звук высокого разрешения начинается с файлов, имеющих разрешение лучше, чем 16 бит / 44,1 кГц, и не подвергавшихся никакому сжатию, сопровождаемому потерей данных. Аудиофильским можно называть оборудование, которое старается извлечь с CD и из файлов более высокого разрешения как можно больше музыкальной информации. Поэтому нет смысла включать в число претендентов устройства, в описании которых соседствуют слова «высокое разрешение» и МРЗ. Формат МРЗ и его «яблочный» собрат не подходят для людей, серьезно увлекающихся музыкой: они характеризуются высоким сжатием с потерей качества. Популярность таких форматов базируется на заслугах прошлых лет, когда скорость доступа в Интернет и скачивания файлов была низкой, а место на жестких дисках чрезмерно дорогим. На данный же момент у меня на резервном винчестере емкостью 2 Тбайт (он стоит менее 5000 руб.) лежит одна папка, где находятся 17 000музыкальных записей в формате FLAC (формат сжатия без потери данных), и занимает она менее 500 Гбайт. Нетрудно подсчитать, что для того, чтобы забить диск до отказа, потребуется около 70 000 несжатых файлов. Если содержимое такого диска воспроизводить последовательно по два часа в день, то можно слушать музыку целых четыре года, прежде чем повторится хотя бы один трек! Сегодня никому не нужны записи с потерей информации, если только не возникнет необходимость залить какие-то вещи в портативный плеер с крошечным объемом памяти.
Для иллюстрации эффекта сжатия — с потерей или без потери данных — мы сохранили композицию «Train» с альбома Goldfrapp в разных форматах. При записи с CD в WAV размер файла составил более 53 Мбайт, а при сжатии в формате МРЗ высокого качества (320 кбит/ с) сократился до 12 Мбайт. Возникает логичный вопрос: можно ли назвать форматом с высоким разрешением тот, в котором более 78% оригинального контента отбрасывается? Это хуже, чем слушать Hi-Fi-систему по телефону на холодном ветру. Вот почему мы настаиваем, что не стоит использовать МРЗ для воспроизведения хорошей музыки и уж совершенно точно — для архивирования. Конвертация CD-коллекции в файлы МРЗ с последующим избавлением от компакт-дисков, как делают некоторые из нас, это истинное безумие. Разумный способ архивирования файлов — преобразование их в формат FLAC, где применяется сжатие без потерь и ничего из музыки не выбрасывается. В этом случае 53 Мбайт исходной записи сокращаются примерно до 33 Мбайт, причем процесс полностью обратим: всегда можно восстановить оригинальный трек.
FLAC-файлы порой содержат небольшие искажения, которые — в минимальной степени — можно расслышать при воспроизведении на ряде устройств класса High End, но их влияние удается снизить, слегка изменив настройки программы. Различие в размере файла между крайними положениями несущественно: для нашей тестовой записи оно составило около 2 Мбайт. Мы предпочли конвертировать файлы в формат FLAC, а не в WAV, потому что только аппаратура Nairn Audio способна записывать метаданные в WAV-файлы (а наличие метаданных в треках — важнейшее требование к функциональной фонотеке).
Итак, для межплатформенной совместимости мы сохраняли наш музыкальный материал в виде файлов FLAC с заполнением всех тегов, учитывая, что популярная аудиофиль-ская аппаратура поддерживает этот формат (за исключением iPhone, который трудно назвать аудиофиль-ским компонентом). Иногда возникают проблемы с записями, разрешение которых выше, чем разрешение CD (16 бит /44,1 кГц). Однако большая часть современной аппаратуры способна обрабатывать файлы с разрешением 24 бит и частотой до 96 кГц. Похоже, сейчас это верхний предел де-факто для большинства вендоров, но ситуация меняется, и, например, Linn Records уже предлагает для загрузки записи 24 бит /192 кГц, а за ним, несомненно, последуют и другие лейблы. Перед покупкой медиаплеера обязательно узнайте, каков его верхний предел. Ряд звукозаписывающих компаний уже говорит о готовности выпускать контент с параметрами 32 бит / 384 кГц.
Предположим, вы просто хотите освободить полки и дать своей коллекции CD вторую жизнь. Как это лучше всего сделать с точки зрения аудиофила?Я использую два метода. Первый — оцифровка и запись (рип) CD на специализированный плеер аудиофильского качества Nairn HDX SSD, который сохраняет побитовый образ на удаленном сетевом накопителе (NAS) в моем офисе (у HDX SSD есть лишь крошечный твердотельный накопитель, где содержится необходимое для его работы ПО; музыка в нем не хранится). Другой вариант — рип CD сразу на NAS с помощью встроенного CD-ридера и программ Exact Audio Сору или Dbpoweramp. Я оцифровываю файлы в формат WAV, а затем конвертирую во FLAC посредством утилиты DBpoweramp Music Converter. И обязательно проверяю правильность заполнения тегов при помощи специального приложения, извлекающего все ID3-данные.
Некоторые плееры не будут воспроизводить записи во FLAC, если обнаружат, что к ним присоединены ID3-теги. Встречаются и привередливые проигрыватели оптических дисков, отказывающиеся читать компакты, которые не строго соответствуют стандарту «Красной книги». Файлы с NAS, скопированные на устройство VortexBox, подключенное к той же сети, могут воспроизводиться любым сетевым плеером, поддерживающим UPnP или DLNA, любого производителя в моей музыкальной комнате, на SqueezeBox в гостиной или на аппаратуре Nairn UnitiQute в нашем офисе.
Как говорилось выше, я храню всю оцифрованную и скачанную музыку в NAS форм-фактора Mini-ATX и в устройстве VortexBox Appliance.
Кроме того, резервные диски имеются в моем офисе. Все оборудование в музыкальной комнате и Hi-Fi-аппаратура подключены к сети кабелем Cat6 через роутер (маршрутизатор) GigaBit и пару свитчей (коммутаторов) GigaBit. Кроме того, при подготовке этого обзора я использовал Qnap и другие фирменные NAS-устройства в роли компонентов системы. Для достижения оптимальной производительности ряд фирм, например Linn и Nairn, будут рекомендовать NAS, которые, по их мнению, лучше всего приспособлены для работы с их техникой. Стоит учитывать их советы, ведь весьма маловероятно, что изготовители предложат нечто такое, что не подходит для их продукции.
Для хранения музыки устройства NAS (сетевые хранилища данных) предпочтительнее обычных компьютеров (десктопов или ноутбуков), поскольку это единственная их функция и требования к процессору минимальны. Им почти не нужно активное охлаждение, так как ош используют усеченную версию операционной системы и облегченный UPnP-сервер. Большинство из них ра ботает без клавиатуры, мыши и монитора, что еще сильнее снижает шум, производимый системой. Наличие встроенных сетевых средств позволяет размещать их далеко от Hi-Fi-аппаратуры и тем самым резко уменьшает риск появления помех.
В следующей части статьи мы подробнее осветим аспекты сетевого аудио, компоненты компьютерных сетей и сравним проводные и беспроводные сети.
Подготовлено по материалам журнала "DVD Эксперт", июль 2011г. www.dvdexpert.ru