О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Последний блюз Дженис. Janis Joplin – Pearl. Обзор
(LIMITED, PICTURE DISC, COLUMBIA/SONY MUSIC)
«Жемчужина» – четвёртый студийный и самый совершенный альбом Дженис Джоплин. Отмечая полувековой юбилей выхода одного из главных релизов рок-жанра, вспоминаем его лимитированное издание.
Оригинальный диск вышел в начале 1971 года через четыре месяца после смерти звезды, но она успела записать его сама. Новый же тираж был выпущен к RSD 2016. Продюсером альбома был Пол Ротшильд, известный работой с The Doors. Дизайн нового издания придумывали в лос-анджелесской студии Camouflage Productions, а специальный мастеринг европейского релиза выполнили в чешской GZ Media. Picture-диск толст и увесист, он выполняет также и функцию обложки, а может стать сувениром, украшением интерьера. Альбом звучит плотно и настойчиво, новый саунд и внятен, и точен, детализацией он порой даже превосходит винтажные издания. Можно картинно пожалеть, что теряются привычные «грязь», «аромат» тех лет, но думается, что музыканты были бы только рады, если бы их инструменты заиграли яснее.
В альбоме очевидны вершины – песни, без которых нельзя представить рок-мир, которые уже полвека «на раз» отпечатываются в памяти. Две темы принадлежат Дженис. Первые аккорды стартовой Move Over сразу и идеально создают настроение. Что-то происходит, восприятие сдвигается, слушатель оказывается в мире Джоплин, а это всегда взрыв – слуха, сознания, вкуса. Эта композиция – из числа величайших рок-хитов, она переиграна тысячи раз, но это тот случай, когда сделать лучше первоисточника невозможно. Еще выделим акапельную Mercedes Benz, последнюю вещь, записанную ею самой.
Некоторые песни становились уникальными благодаря Джоплин. Например, Cry Baby – это блюз, атакующий, а не просто страдающий. К нему в пару, даже названием, встает открывающая вторую сторону My Baby. Ещё один пик – Me and Bobby McGee, чуть ли не самая известная композиция Криса Кристоферсона, в которой сошлись кантри-блюз, штатовская ментальность и блестящее исполнение. В инструментальной – Дженис не успела записать вокал – Buried Alive In the Blues («Заживо погребённая в блюзе») дают волю своим талантам участники тогдашней группы Джоплин Full Tilt Boogie Band. Они солируют, передают друг другу инициативу и прощаются с певицей.
О пении Дженис на разрыв аорты и сексе с многотысячным залом написано много раз. Альбом эти впечатления только усиливает. Она лучшая рок-вокалистка всех времен и, как часто бывает в рок-н-ролле, дело тут не в тембрах и герцах, а в необычной атмосфере свободы и одухотворенности, которую создавала рок-музыка 60-х. Блюз у Джоплин – естественное развитие стиля в белую психику и за её пределы. Она для многих осталась такой, как на обложке Pearl – раскинувшейся в викторианском кресле на фото Барри Файнштейна, сделанном в Лос-Анджелесе. Мало кто, как Дженис, достоин быть предметом культа, поэтому диск можно поставить на проигрыватель, а можно – просто перед собой для обозрения и любования, это тоже будет более чем уместным.