О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Полвека в поисках звука. Jethro Tull – Aqualung. Обзор
Альбом, скрещивающий рок, фолк, блюз в неповторимой творческой манере Йена Андерсона, вновь переиздан – с современным саундом.
Особое внимание к этому релизу привлекает то, что он выходит в уже «эпохальной» серии ремиксов от Стивена Уилсона, лидера прог-рок группы Porcupine Tree, одного из самых интересных музыкантов современности. Звучание знаменитого диска Jethro Tull всегда было проблемой и темой для разговоров. В 1971 году, когда альбом готовился, студия Island только начинала работу и не успела избавиться от технических проблем. Самую известную песню группы Locomotive Breath – о поезде, над которым потерян контроль – никак не удавалось записать: ритм пыхтящего паровоза упорно не получался таким, как хотелось. Андерсон сам записал партию ритм-секции, сделал наброски прочих, и музыканты доделали всё начисто. Сейчас странно думать, что может быть иначе, но тогда были времена живого искусства – участников удивило, что получилось так энергично.
В записи находили и шумы, и провалы по частотам. Но Уилсон заявил: «Исходные ленты звучат превосходно!» Его вклад в фонограмму, кстати, нередко не очень заметен, но сеть полна восторгами: Стивен нашёл какую-то точку гармонии. Осторожно говорят, что ушла живость, но благородную дикость группе придавал скорее вокал, чем инструментальные неточности. Ярче подавались бас и ударные. Уилсон двигал инструменты по звуковой панораме, оставляя главным критерием чёткость. Он концептуально не «улучшал» исходник, а доставал из старых лент то, что там было «спрятано».
Альбом выпущен на прозрачном Clear Vinyl, есть шикарный буклет формата 12х12 дюймов, в нём воспоминания участников. В частности, интервью с «виновником» суеты, звукоинженером оригинальной сессии Джоном Бёрнсом, записавшим также первые диски Jethro Tull и Genesis времен Питера Гэбриела. Наверное, теперь надо и его попросить сделать новый микс и сравнивать уже три варианта? Рассказ же самого Уилсона убран в глубину буклета, что выглядит несколько притворно. Всё же имя музыканта вынесено и на обложку, и на борт издания, причем не уступает размером шрифта названию группы. Зато его текст заботливо сопровождён скриншотами экрана компьютера с разбором сделанного им в программе Logic Audio 9.1.4.
Стивен пересвел много записей, его работа по «улучшению хорошего» – тренд времени. С одной стороны, это очень интересно, с другой – напоминает о бродящих в сети мемах с фигурами из «Простоквашино», которые орудуют в ночном саду лопатами, приговаривая: «Так значит, ему не правится, как записан первый Led Zeppelin!..» «Акваланг» – великий альбом, один из главных символов рок-эпохи. Его знают все, образ на обложке несёт дух времени – «виниловых» семидесятых. Наш релиз 2021 года (альбому – 50!), однако, свой микс Уилсон сделал ещё в 2011-м, то есть его работа вызывает устойчивый интерес. И, пожалуй, это тот случай, когда можно смело советовать заполучить новое издание – без потерь и в визуальном компоненте, и в звуке.