О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
B&W
Можно сказать, что, являясь одним из мировых лидеров, компания Bowers & Wilkins ни на минуту не останавливает своего развития, постоянно находясь в авангарде производителей топовой акустики.
Подробнее о бренде B&WОбзоры товаров под маркой B&W (130)Официальный сайт B&Wwww.bowers-wilkins.com
Полочная акустика B&W PM1, обзор. Журнал "High Definition/DVD Эксперт"
Традиционно в мейнстримном сегменте рынка Hi-Fi цена колонок напрямую связывается с их размером: если дорогие, значит, большие. Однако более искушенные ценители знают, что такая зависимость во многом надуманная.Традиционно в мейнстримном сегменте рынка Hi-Fi цена колонок напрямую связывается с их размером: если дорогие, значит, большие. Однако более искушенные ценители знают, что такая зависимость во многом надуманная. Конечно, компактные АС по определению будут несвободны от ряда ограничений, особенно по таким параметрам, как глубина баса, громкость и мощность. Вместе с тем у миниатюрных конструкций есть ряд достоинств, о которых часто забывают, не говоря уж о том обстоятельстве, что многим пользователям небольшие колонки (в отличие, скажем, от небольших телевизоров) кажутся красивее. Например, чем меньше спикер, тем меньше окрашиваний от его корпуса передается звуку. Если размеры колонки в целом близки размерам человеческой головы, это способствует более точному воспроизведению вокала, а широкая дисперсия помогает улучшить стереосцену. Кроме того, когда мы приподнимаем вуфер высоко над полом, это позволяет избежать окрашиваний, вызванных ранними отражениями. При цене почти 100 тысяч рублей за пару модель РМ1 предназначена для вполне сформировавшегося рынка мини-мониторов класса люкс, в которых передовые инженерные решения сочетаются с красивым дизайном и великолепной отделкой. Объем АС составляет порядка 8 л, что несколько больше классического мини-формата. Корпус собран очень основательно, с использованием фирменной технологии Matrix, повышающей его жесткость.
Толстые боковые стенки покрыты приятным глянцевым шпоном с закругленными краями, плавно перетекающими в словно прорезиненную матовую черную переднюю панель с куполообразным верхом — такая форма помогает избежать дифракций звуковой волны. Аналогичное шероховатое черное покрытие — и на двух других поверхностях. Куполообразную верхнюю часть венчает внешний твитер в металлическом конусовидном корпусе. К каждой колонке прилагаются две защитные решетки на магнитах — одна для передней панели, другая для твитера, но во время тестирования мы их не использовали. Bowers & Wilkins удалось уместить в небольшой изящный кабинет значительную часть своих передовых технологий. Помимо необычного твитера, особый интерес вызывает СЧ/НЧ-головка с новым фазокорректирующим и пылезащитным колпачком. Этот полусферический колпак из вспененного полимера, не только обеспечивает необходимые акустические характеристики, но и поглощает резонансы. Две пары добротных клемм позволяют реализовать биампинг или бивайринг. Для обычного подключения в комплект входят перемычки, которые подают сигнал на очень простой кроссовер, собранный из высококачественных компонентов.
Передняя панель оборудована «флоупортом» — портом фазоинвертора, расширяющимся на конус с обоих концов и имеющим рифленую рабочую поверхность для оптимизации высокоскоростных потоков. В комплекте есть хитроумная поролоновая пробка из двух элементов для блокировки или перенастройки порта. Поскольку алмазная диафрагма, применяемая в топовых моделях фирмы, слишком увеличила бы цену колонок, твитер в РМ1 получил купол из традиционного алюминиевого сплава. Тем не менее здесь использована интересная новация, приближающая металлический купол по параметрам работы к алмазному. Речь идет о кольце из углеволокна на базе нефтяных смол с необычайно высоким модулем упругости. Этим кольцом охватывается «юбка» купола, в результате чего повышается его прочность, а значит, растет и частота первого резонанса — с 30 кГц до 40 кГц; конечно, по-прежнему гораздо ниже, чем 70 кГц алмазных куполов, но прогресс налицо.
Кроме того, в ВЧ-динамике использовано несколько вещей, разработанных для новейших алмазных твитеров B&W, в том числе высокотехнологичная резина и упрощенный вариант магнита с неодимом. К колонкам РМ 1 можно приобрести очень симпатичные стойки с маркировкой FS-PM1, которые приподнимают динамик на положенные 620 мм от пола, гарантируют прочную механическую опору и скрывают кабели, тянущиеся от терминалов. Стойки эти недешевые — почти 30 тысяч рублей за пару, однако такая цена вполне предсказуема для аксессуаров, выпущенных под конкретную модель колонок и выпускаемых небольшими партиями. Они качественно разработаны, изготовлены и отделаны.
Увесистая основа стойки обеспечивает надежную площадь опоры, а центральная колонна, отделанная тем же шпоном, имеет на передней поверхности несколько глубоких желобков, подавляющих когерентные отражения. Для контакта с полом можно использовать фиксируемые шипы или более мягкие полукруглые ножки.
Стойки приходят в разобранном виде (что, по-видимому, неизбежно), поэтому, если вам не удастся убедить дилера заняться сборкой, выделите на это дело несколько часов и хорошенько зарядите электроотвертку (ключ-шестигранник входит в комплект, но в каждой стойке больше десятка винтов, так что лучше найти для электрической отвертки подходящую насадку). Процесс сборки не особо сложен, однако имеет свои тонкости, и хотя иллюстрированная схема сборки помогает, более подробная пошаговая инструкция не помешала бы. Самый замысловатый этап — прикрепление к стойке самой колонки, форма которой не позволяет перевернуть ее и поставить на пол нижней стороной вверх.
Поначалу нам показалось, что проще будет прикрутить спикеры изолентой к уже имевшимся у нас стойкам Kudos S100. Так мы и поступили, однако звук нас разочаровал — несмотря на приличный общий тональный баланс при установке подальше от стен, ему не хватало когерентности, силы и энергетики. В результате мы были вынуждены все же собрать родные стойки FS-РМ1, отчего качество саунда чудесным образом выправилось. Общеизвестно, что стойки действительно играют важную роль в звучании колонок такого типа, однако в данном случае разница была просто громадная. Хотя Kudos S100 больше не производятся, они верой и правдой служили нам во время тестов как универсальные стойки. Тем не менее РМ1 по-настоящему заиграли только на своих штатных опорах и могли теперь показать свой настоящий класс. Оказалось, что колонки способны продемонстрировать гладкий, ровный и нейтральный баланс, а также чистую и живую диспозицию. Звук был исключительно слитный, без каких-либо ящичных призвуков, с превосходной пространственной сценой, но присутствию несколько не хватало фокуса. Измерения подтвердили равномерность частотной характеристики: ±2 дБ для всех частот выше 90 Гц и ±3 дБ для частот выше 40 Гц.
Одной из самых впечатляющих характеристик B&W РМ1 оказалась равномерность баса, причем в данном случае компактный размер АС сыграл этому на руку — более крупной акустике подобного типа обычно свойственно преобладание средних и низких частот, поскольку частота настройки фазоинвер-тора совпадает с резонансами комнаты. В открытом состоянии порт РМ 1 настроен на 53 Гц, что близко к частоте главной стоячей волны в нашей комнате прослушивания, но, поскольку колонки относительно небольшие, они выдают довольно ровные басы до 40 Гц, даже если поставить их далеко от стен. Такое размещение дает минимальное окрашивание и лучшую стереосцену в наших условиях дальнего поля. Хотя комнатные моды всегда усиливают в ней бас, их эффект непредсказуем и варьируется от комнаты к комнате. Если полностью перекрыть порты фазоинвертора поролоновыми заглушками, это даст оптимальный результат для размещения АС близко к стене. Если убрать центральную часть заглушек, частота настройки фазоинвертора понизится примерно до 38 Гц, и получится некий промежуточный вариант, который может вам пригодиться в зависимости от конкретных условий.
Длительное тестирование подтвердило наши первоначальные впечатления: колонки продемонстрировали ровную, нейтральную подачу без какого-либо окрашивания. В них четко проявились все преимущества компактных размеров. С другой стороны, нельзя не упомянуть ряд недостатков, в определенной степени зависящих от жанра воспроизводимого материала. Неизбежная нехватка серьезного веса и мощи басов становилась очевидной, когда мониторы играли полноценный электророк или танцевальную музыку, а также масштабные оркестровые композиции. Вместе с тем акустические источники и вокальные материалы, в том числе речь, звучали гораздо убедительнее. Но даже в этом случае динамике недоставало энергии и энтузиазма, особенно по такому параметру, как присутствие. Поскольку собственных фоновых шумов, которые могли бы нарушить разрешение информации низкого уровня, совсем немного, динамический диапазон модели на самом деле очень широк. Долгий вечер, проведенный в обществе B&W РМ 1 и наших любимых виниловых вещей, оказался весьма приятным. Действительно, при воспроизведении живых записей Grateful Dead или недавних опусов Massive Attack колонкам не хватало глубины, зато Рай Кудер, Джони Митчелл и Том Уэйтс звучали превосходно. Акустика справилась даже с мощным напором трансляции симфонических концертов Last Night of the Proms и четко определяла качество различных источников сигнала.
Конечно, перед нами компактные полочники, которые никогда не смогут превзойти энергетику и мощь лучших больших колонок во всех музыкальных жанрах. Тем не менее РМ 1 заслуживают похвалы за ненавязчивость, нейтральность, широкий динамический диапазон и качество сцены.
|