О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Пол Маккартни показал, как он использовал меллотрон в Strawberry Fields Forever
Что общего у Strawberry Fields Forever, Sitting by the Riverside и 200 Lightyears From Home групп The Beatles, The Kinks и The Rolling Stones соответственно?
Помимо того, что все они были выпущены в разгар психоделической эры, в каждом из них используется инструмент, который произвёл революцию в музыкальной индустрии: меллотрон. Именно этот замечательный инструмент, одними из первых популяризаторов которого стали The Beatles, отвечает за мягкое звучание флейты в Strawberry Fields, вступительную гитарную партию Bungalow Bill и портаменто в Here Comes The Sun.
Меллотрон может выглядеть как синтезатор, но на самом деле это сэмплер. The Beatles использовали Mellotron MKII. Инструмент был оборудован магнитными лентами, воспроизведение каждой из которых было назначено на одну из его 35 клавиш, а это означало, что их можно было запускать так же, как можно играть на пианино, что и сделал Пол Маккартни.
Используя четвёртый банк (со звуками флейты) на правой клавиатуре, он сочинил простую гармоническую последовательность, вошедшую в историю. Во вступительном куплете Леннон поет: «Let me take you down / cause I’m going to Strawberry Fields». Когда Леннон взялся за партию в этой песне, Маккартни использовал встроенный регулятор высоты тона, чтобы модулировать аккорд, создавая плавное вступление, достойное самого психоделического альбома The Beatles.
Тогда Пол пришёл к выводу, что меллотрон был изобретён для использования в кабаре, где этот инструмент мог бы предложить более дешевую альтернативу живым выступлениям групп. Его предшественник, Чемберлин (электро-механический клавишный инструмент), был обычным явлением в американских гостиных на протяжении 1950-х годов. К 1962 году Чемберлин искал производителя магнитофонных головок для будущих инструментов. Выбор пал на инженерную компанию Bradmatic, которой управляли Фрэнк, Норман и Лес Брэдли. Братья осмотрели Чемберлин и пришли к выводу, что можно улучшить первоначальную конструкцию. Итак, в сотрудничестве с дирижёром и ведущим BBC Эриком Робинсоном и телевизионным фокусником по имени Дэвид Никсон они создали компанию Mellotronics.
Первоначальная идея была проста: создать инструмент, который реально мог бы заменить оркестр. Чтобы достичь этого, записали настоящие звуки струнных, органа, перкуссии и флейты по отдельности. По сути, это тот же процесс, через который проходят мастера современных студий при создании пакетов сэмплов для использования в DAW. Разница в том, что Mellotronics работали в доцифровом мире и поэтому записывали всё на плёнку.
Каждая клавиша меллотрона отвечает за отрезок ленты, которая прижимается к воспроизводящей головке при нажатии. При отпускании клавиши лента возвращается в исходное положение, останавливая запись. Аналоговость меллотрона — одна из причин, по которой он звучит так уникально, ведь каждый сэмпл включает определённое количество незначительных дефектов ленты. Это означает, что клавиша никогда не звучит одинаково дважды. Меллотрон в этом отношении постоянно становится лучше. Как хорошее вино.