О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Поэмы для оркестра Рихарда Штрауса. Обзор
Рихард Штраус завершил симфоническую поэму «Дон Жуан» в Мюнхене в 1889-м. В том же году в Веймаре сам автор (тогда он занимал пост дирижера Веймарского оперного театра) провел премьеру сочинения, которая, по свидетельству наставника Штрауса по дирижерскому ремеслу Ганса фон Бюлова, имела «совершенно неслыханный успех». «Дон Жуан» обеспечил композитору видное место в мировом искусстве.
Идея его написания родилась годом ранее во время посещения Штраусом монастыря в Падуе, а непосредственными источниками композиторского вдохновения стали пьеса Пауля Хейсе и драматическое стихотворение Николая Ленау.
Другое масштабное симфоническое полотно, «Смерть и просветление» (Tod und Verklärung), было создано также в Веймаре и впервые исполнено Штраусом в 1888 году в Айзенштадте на ежегодном собрании «Главной германской музыкальной ассоциации». Долгое время считалось, что в сочинении отразилась борьба Штрауса с заболеванием легких, однако выяснилось, что это не так, поскольку опасный недуг поразил его не ранее 1891 года. О своем волнующем и идиллическом произведении с затаенным началом и гимническим завершением сам автор сказал лишь то, что начинается оно в до миноре, а заканчивается в одноименном мажоре. В поэме можно слышать аллюзии с бетховенской Пятой симфонией, тоже прочерчивающей эмоциональную траекторию per ardua ad astra (через тернии к звездам).
Поэма «Так говорил Заратустра» родилась из увлеченности Штрауса «дионисийским» культом жизни Фридриха Ницше и его трактатом с таким же названием. Премьера этого произведения была осуществлена под управлением автора во Франкфурте в 1896 году.
Если считать концерты, оперные спектакли и студийные сессии, то с 1934 по 1989 год Караян вставал за пульт Венского филармонического более 700 раз. Вместе с тем, 55-летнее сотрудничество венцев с маэстро протекало неровно, поскольку с 1956-го после кончины Вильгельма Фуртвенглера Караян возглавлял Берлинский филармонический оркестр, а в период 1954-64 годов также Венскую государственную оперу. Караян дирижировал Венским филармоническим на своем прощальном концерте, который состоялся в зале Musikverein 23 апреля 1989 года.
Симфонические опусы Штрауса с их на редкость изощренной оркестровой красочностью во всей полноте раскрывают возможности Венского филармонического оркестра и интерпретаторский гений Караяна. Запись, осуществленная в венском Sofiensaale на рубеже 1959 и 1960 годов, это настоящее пиршество для музыкальных и аудиогурманов. Превосходное звучание с необыкновенно точной, изысканной и рафинированной пространственной, колористической и динамической деталировкой не оставляет места критике.
Знакомство с этим поистине роскошным изданием может дать толчок более глубокому интересу к творчеству Рихарда Штрауса. В этой связи можно упомянуть о сделанных в военные годы записях исполнений композитором с разными немецкими оркестрами собственных сочинений, в том числе, представленных на этой пластинке симфонических поэм. Эти музыкальные свидетельства захватывают мощной экспрессией и энергетикой.