Почему CD могут звучать лучше виниловых пластинок [Перевод]


В подкасте «Звук» мы очень часто разбираем мифы и заблуждения, которые сложились вокруг темы Hi-Fi акустики. Сегодня наше внимание привлек материал Криса Корнелиса, в котором он рассмотрел плюсы и минусы CD относительно возможностей винила.

Мы решили привести основные тезисы Криса и обсудить тему вместе с вами в комментариях.

«Все согласны, что винил звучит лучше, чем цифровые записи. Противятся только звукоинженеры и те, кто изобрел компакт-диск», – Крис Корнелис (Chris Kornelis), «Звуковые войны».

Крис пересказывает историю Джеймса Рассела (James Russell), инженера, который с самого детства проявлял смекалку изобретателя. Он спроектировал «автоматический морской бой» в шесть лет и далее во всю чинил различную бытовую технику.

Рассел создал свой первый виниловый проигрыватель в колледже, но профильное образование физика затянуло его на несколько лет в сферу энергетики. Он сумел убедить начальство дать ему возможность исследовать способы применения оптических устройств (света) для совершенствования способов записи и воспроизведения музыки.

Задача была следующая – пытался добиться точного воспроизведения и получить четкое звучание композиции:

«Я хотел, чтобы симфония звучала как симфония».

Именно так и появилась идея, воплощение которой мы знаем как CD. В 1965 году Рассел разработал оптическое запоминающее устройство и технологию чтения данных. Конечно, фурор формата CD сменила шумиха вокруг стриминговых сервисов, а вместе с возвращением винила споры о том, что лучше (CD или винил, цифровой или аналоговый звук), стали только острее.

Кстати, в прошлом году мы рассказывали о том, как спасти музыку, скупая все виниловые пластинки мира. 62-летний бизнесмен Зеро Фрейтас (Zero Freitas) с детства собирает пластинки и не может остановиться – его коллекция насчитывает более 47 тысяч записей, а доступ открыт всем желающим. А совсем недавно мы привели пример современного завода виниловых пластинок.

В одном из подкастов мы говорили о виниле и соответствующих мифах. Одним из самых серьезных недостатков винила может быть сравнительное отличие в воспроизведении баса и отличие в звучании первой и последней песни.

Крис рассказывает о возрождении винила и приводит слова Янга, который во время конференции CES в Нью-Йорке сказал Натану Брэкетту (Nathan Brackett) из Rolling Stone’s следующие слова:

«Люди с хорошим слухом выбирают винил. Без вариантов».

Крис пишет, что согласно экспертам, если на один динамик подать слишком много баса, то игла может выскочить из дорожки – это вызовет свистящие помехи (резкие звуки «с») в голосе певца. Виниловые записи не только воспроизводят лишь часть студийной записи, но и привносят в неё тиканья и трески.

Например, простым примером высоких частот на записи являются помехи, возникающие при произношении шипящих согласных, или согласных «с» или «з», которые могут при быстром произношении создавать эффект свиста (например в словах: «zip», «shack», «sap»). Это создает серьезные проблемы для специалистов, работающих с винилом, поэтому они часто вынуждены устранять избытки высоких частот на записи, делая свистящие звуки менее выраженными в процессе редактирования, или же просить вокалистов произносить проблемные места по-другому в процессе записи.

Конечно, дело не только в этом, но и в форматах. Эта история началась с разработки способа записи телевизионных программ на мастер-диски с помощью лазерного луча. Далее (в 1978 году) был сконструирован первый коммерческий проигрыватель лазерных дисков от Philips Magnavox 8000, который провалился, несмотря на то, что в разработку были вложены полмиллиарда долларов.

В 1982 году новый формат вышел на рынок, а два года спустя в Соединенных Штатах был произведен первый CD. Примечательно то, что этим диском стал альбом «Born in the U.S.A» Брюса Спрингстина – альбом был смикширован Бобом Клирмаунтином, а его мастер-копию делал Боб Людвиг.

Ранние АЦП имели технические шумы, поэтому при воспроизведении CD появлялись искажения. Формат стал популярным, когда технологии позволили ему звучать хорошо. При этом Крис убежден, что не так уж и сложно найти виниловую пластинку, которая звучит лучше чем CD, так как мастеринг, продакшн и методы производства в целом могут склонять чашу весов как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Многие ценят винил его не за чистое воспроизведение, а за приятный эффект, который он накладывает на него. Люди тяготеют к винилу из-за возможности подержать и покрутить пластинку в руках. Им нравится возможность коллекционирования.

Сегодня существует возможность воспроизводить треки на частоте, с которой их записывают музыканты. Они записывают музыку на частотах, превышающих 44,1 кГц (96 кГц или 192 кГц) для расширения возможностей редактирования. Многие люди, работающие в сфере аудио, говорят, что способны заметить улучшение качества на частотах дискретизации, превышающих частоты формата CD, поэтому предпочитают слушать музыку высокого разрешения.

Скотт Мэткалф (Scott Metcalfe), заведующий кафедрой искусства и науки звукозаписи в Институте Пибоди при Университете Джона Хопкинса, объясняет, что инженеры стали использовать «избыточную дискретизацию» при создании цифровых файлов, значение частоты которой гораздо больше 44,1кГц. Затем запись сжимается обратно до частоты CD-формата. «Сигнал захватывается на гораздо большей частоте дискретизации, которая затем с помощью математических преобразований приводится к частоте 44,1кГц, – говорит Мэткалф, – это позволяет точнее сохранить записываемую информацию».

«Я думаю, что люди не слышат разницы только потому, что попросту не знают, что они должны слышать, – говорит Андерсон. – Кому-то нужно показать вам, что вы должны услышать. Если вы сконцентрируетесь на обозначенных моментах, то вам все станет понятно».

Многие звукоинженеры с этим не согласятся и скажут, что запись на аналоговую [магнитную] ленту ничем не лучше цифровой записи. Дело в искажениях, которые нравятся некоторым музыкантам и слушателям. Будь то битва аналоговой записи против цифровой или винила против CD, очевидно, что предметом спора здесь является не качество. Споры ведутся о личных предпочтениях.

К сожалению, никто не проводил тест на сравнение винила и CD, но есть результативный эксперимент Джона Геринджера (John Geringer) и Патрика Дуннигана (Patrick Dunnigan) из штата Флорида, в котором сравнивались CD и высококачественные кассетные записи. Хотя кассеты, продаваемые покупателям, и обладают худшим качеством звука, чем виниловые записи, к магнитной ленте не предъявляются особые требования при производстве, и сам формат не страдает от ограничений частоты, которые навязывает виниловый формат во избежание звукопотерь. Конечно, данный эксперимент не совсем годится для использования в нашем контексте, но понимание того, как люди воспринимают высококачественный аналог цифрового звука, должно пригодится в рамках данного материала.

Или, как отметил Киис Иммник: «Некоторые любят есть мармелад, а некоторые горчицу. Если кому-то нравится слушать виниловые записи, то ради бога. Но не говорите, что они звучат лучше».


Эту статью прочитали 32 133 раза
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
2 января 2022, 20:31
Олег (Гость)
Винил по сравнению с хорошим проигрывателем и качественно записанным CD- полный отстой. Какой не была пластинка новой и навороченный проигрыватель. Сам имею довольно не плохой проигрыватель винила Sony PS-HX500 с головой Аудио-техника с полосой пропускания 10-30 Кгц.! Но по сравнению с CD SONY серии ES - как жигули против мерседеса... Усилитель Sherwood ах 5505, акустика разная начиная от Sony SS-CS5 и напольной S-90B. (Были столбики Hi-Fi Yamaha ANSF150BL) проданы на авито за пол цены с трудом- как проигравшие даже SONY. Так что было и есть с чем сравнить! Да простят меня любители виниловых проигрывателей, но тут важен сам процесс воспроизведения, по сути винил больше слушают глазами чем ушами! Сам такой, но не более того. Напишу прописную истину; Всё познаётся в сравнении... Если бабка не слышала ни чего кроме граммофона, то для неё и Аккорд 201 предел мечтаний.
6 февраля 2022, 20:58
Артем (Гость)
Вы действительно считаете Sony PS-HX500 неплохим проигрывателем ? У него игрушечный вес, он паcиковый, напичкан электронникой, коэффициент детонации 0,1 %, это несерьезно! Сигнал/шум всего 50дБ! Встроенный фонокорректор! Да это пластиковая детская погремушка, которая и близко не стоит с серьезными аппаратами. Любой проигрыватель из золотой эры техники 70-80 гг порвет его по техническим характеристикам и по звучанию на раз-два. Нашли по чем судить качество винила!
5 января 2020, 17:13
Михаил (Гость)
От этих звукоинженеров правды не дождешься, потому что их интересует не качество звука, а деньги :)
10 октября 2019, 13:51
Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)
Если бы звукорежиссёры сохраняли исходный динамический диапазон, то CD будет однозначно лучше винила, но увы тенденция такова, что CD по большей части делают под "бумбоксы", то есть про пластиковый ширпотреб, а что бы оно там "звучало" очень сильно сжимают динамический диапазон, по результату если сравнить одну композицию на виниле и на таком CD, то винил будет звучать лучше. Есть у меня Equinoxe Жана Мишеля изданий 1983 и 2015 года (сони мьюзик), слушать свежее издание совершенно невозможно, динамический диапазон ужат так как не снилось ни одной пластинке с жутко задранным басом... На фоне такого диска даже на самом дешёвом проигрывателе винила тот же Equinoxe отыграет шедеврально.
6 июля 2019, 20:50
Aleks (Гость)
Многие ценят винил его не за чистое воспроизведение,
21 марта 2019, 16:19
Владимир (Гость)
Винил лучше любого цифрового носителя
Винил лучше любого цифрового носителя однозначно, и причина очень проста. Винил имеет ряд технологических ограничений и на него просто физически не получится уместить 15 минут звучания на 1 сторону при современном агрессивном мастеринге который делают для утюгов (максимальная громкость и сжатый динамический диапазон). Винил лучше CD, тем что не позволяет записать на себя мастеринг для "утюга".
Написать свой комментарий