О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Pink Floyd: как поссорились Роджер Эрикович и Дэвид Дугласович
Ветераны прогрессив-рока прекрасно сохранились и имеют силы вновь публично орать друг на друга. Я имею в виду пинкфлойдовцев Роджера Уотерса и Дэвида Гилмора, вновь оказавшихся по разные стороны баррикад. Пожалуй, стоит вспомнить о том, как и с чего все это начиналось сорок лет тому назад…
Шел 1983-й. Pink Floyd после выхода альбома The Final Cut практически развалились из-за все более растущего эго Уотерса. Тот, почувствовав в себе новые силы и амбиции, официально объявил о своем уходе из Pink Floyd, видя в этом поступке, судя по всему, акт расставания с прошлым и шаг вперед в блистательное будущее; интересы коллег его не особенно волновали: клавишника Рика Райта, к примеру, во время записи The Wall он практически выкинул из группы, не задумываясь, так что ему теперь было за дело до остальных? Но Гилмор думал иначе. Если Уотерс считал, что его уход означает конец группы, то для Гилмора это был шанс реформировать прог-легенду и записать новый альбом без властного соратника. О чем еще можно было мечтать?
Уотерс, узнав о планах экс-коллеги, подал иск в Высокий суд для того, чтобы имя Pink Floyd больше никогда не использовалось. А невозмутимый Гилмор приступил к реформированию группы со все теми же барабанщиком Ником Мэйсоном и Риком Райтом. В суде Уотерс проиграл. «Закон интересуется не моральным вопросом, а именем как частью собственности», — горестно заявил он и обозвал группу без себя «франшизой».
Pink Floyd, не особо расстроившись, записали A Momentary Lapse Of Reason. Для записи Гилмор собрал первоклассную, хоть и разномастную команду сотрудников, включая аранжировщика и дирижера Майкла Кэмена, продюсера Боба Эзрина, саксофонистов Тома Скотта и Скотта Пейджа, клавишников Билла Пейна и Джо Карина, барабанщиков Джима Келтнера и Кармина Эпписа и многих других. Результатом стал красивый, атмосферный, эмбиентный рок-альбом, вполне достойный бренда PF. Не мудрено, что он разошелся миллионными тиражами.
Уотерс осудил альбом, назвав его «довольно честной подделкой». Хотите правды? С одной стороны, так оно и было, но с другой, Гилмор отплатил сопернику его же монетой: A Momentary Lapse… был в той же степени сольным альбомом Дэвида Гилмора, как The Final Cut — сольным альбомом Уотерса. При этом Дэвиду пришлось непросто: он никогда не был силён в текстах, поэтому слова для новых песен пытались писать Эрик Стюарт из 10СС, ливерпулец Роджер Макгоф и канадка Кэрол Поуп, но ничего не получалось. Телега сдвинулась с места, когда был приглашен Энтони Мур, один из основателей легендарных пионеров прога 1970-х Slap Happy.
A Momentary Lapse Of Reason стал самым «флойдовским» альбомом группы со времен Wish You Were Here. Это было возвращением к себе от гиперболизированного уотерсовского эго: Pink Floyd в период своего расцвета всегда были анонимны с точки зрения имиджа, и теперь это снова работало. Новый сольник Уотерса, почти что нововолновый Radio KAOS едва попал в топ-50 в США и болтался на 25-м месте в Великобритании. A Momentary Lapse Of Reason занял 3-е место по обе стороны океана… да и во всем остальном мире ситуация была примерно такая же. Уотерс и Floyd одновременно гастролировали по Америке; Роджер выступал в небольших театрах, многие из которых были заполнены едва наполовину, его экс-коллеги в то же время царили на аренах и продали более 5,5 миллионов билетов.
При этом Гилмор не раз публично выражал признательность за все, что Уотерс ранее привнес в Pink Floyd. «Все наши ссоры были из-за музыки», — настаивал он. «Я помню, как мы с Роджером сидели в студии и говорили: «Вау, это фантастика, то, что мы только что сделали». И… я не думаю, что он сознательно хотел унижать кого-то: он просто был самим собой. Человеку бывает трудно понять, насколько сильно твои качества могут ранить других; к тому же и остальные, то есть мы, были виноваты ничуть не меньше».
В августе 1988 года были записаны пять концертов в нью-йоркском Nassau Coliseum, а в сентябре на Abbey Road началась работа над первым концертным альбомом Pink Floyd почти за 20 лет. Delicate Sound Of Thunder вышел в ноябре.
К тому времени война между обеими сторонами была временно закончена — по крайней мере, юридически. За два дня до Рождества 1987-го Уотерс официально снял любые возражения против использования Гилмором имени Pink Floyd в обмен на сохранение за ним полных прав на концепцию The Wall. Были в этом соглашении и занятные детали, такие, как как 800 долларов отступных за использование группой на концертах надувной свиньи. В ответ на это по остроумной идее Гилмора свиноматке изменили пол, что радикально отличило ее от изначальной версии.
Вот как начиналось то, что то тлело, то разгоралось в течение следующих сорока лет, чтобы вновь вспыхнуть на куда более высоком — и во многом политическом — уровне в наши дни.
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", май 2023 г. www.salonav.com