О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Песни, вдохновленные наукой
Рок- и поп-музыку в чем только не обвиняли: церковники в сатанизме, капиталисты — в коммунистическом влиянии, в странах соцлагеря его считали тлетворным влиянием Запада, развращающим коммунистическую молодежь. А еще — в необразованности музыкантов, подменивших «обезьяньими ритмами» радость познания Вселенной… Но, обозлившись, авторы рок-песен стали расширять кругозор: чтобы писать, они стали читать! И один из векторов этого расширения начал вести их в сторону… науки. Список тех, кто ввел ее в контекст современной поп-музыки, мы начнем с человека уникального.
Tom Lehrer — The Elements (1959)
Том Лерер рок-музыкантом не был — он был автором и исполнителем сатирических песен, которые пел, блистательно аккомпанируя себе на рояле, играть на котором начал в 7 лет. При том, что он был страстно увлечен музыкой, Лерер в 15 лет поступил в Гарвардский университет, в 18 получил степень бакалавра, в 19 — магистра… и все это время пел. Лерер писал едкие, политически окрашенные тексты, но и просто любил пошутить; именно так родилось его переложение Периодической таблицы элементов. Песенка поется на мотив из знаменитой оперетты Гилберта и Салливана «Пираты Пензанса»; в ней автор перечисляет 102 (!) известных на тот момент периодических элементов. Надо сказать, этот прото-рэп впечатляет, но, конечно, это просто шутка. Однако у Лерера есть еще пара песен о науке и ученых: одна из них посвящается Вернеру фон Брауну, вторая — Лобачевскому.
Pink Floyd — Astronomy Domine (1967)
Один из отцов-основателей великой группы Pink Floyd, меланхоличный параноик Сид Баррет был склонен к депрессиям, что привело в итоге к его уходу из группы и последующему затворничеству до конца жизни. Но песню «Властитель Астрономия» он написал в момент расцвета своих творческих возможностей. Текст ее отличался психоделическими абстракциями, однако в нем Барретт приводит названия разнообразных небесных тел, причем не самых очевидных: кроме всем известных Юпитера, Нептуна и Сатурна, в этот список попали спутники Урана (Оберон, Миранда и Титания) и Сатурна (Титан)! А еще Барретт вплел в музыкальную ткань песни двойную коннотацию: его гитара периодически начинает играть партию медных духовых из «Марса, вестника войны» — первой части сюиты Густава Холста «Планеты».
Bee Gees — Edison (1969)
Англо-австралийская группа тогда сочиняла прекрасные поп-песни; эпоха диско, прославившая братьев Гибб, была впереди, в конце 70-х. Одна из них, изданная на шестом альбоме Bee Gees, Odessa, воспевает знаменитого изобретателя Томаса Алву Эдисона, и прежде всего — его решающую роль в создании электрического освещения. «Он сделал электрический свет, чтобы читать/Он дал нам свет!», — поют Барри, Робин и Морис Гиббы, тем самым подчеркивая еще и важность чтения для человечества. Кто бы мог подумать, что для этих троих возможность именно что читать так важна, а вот поди ж ты.
Sweet — Alexander Graham Bell (1971)
Поп-глэмеры из Лондона уже во время выхода дебютного альбома находились под властью гениального продюсерско-композиторского дуэта Никки Чинна и Майка Чэпмена, но все же старались не отдавать им авторство всех песен. Увы, на редкость удачная песня о создателе телефонной связи, ученом и изобретателе Александре Белле принадлежала именно дуэту Чинна-Чэпмена. Романтический образ юноши, создавшего телефон для того, чтобы дозвониться на другой конец США своей возлюбленной был неправдив; по некоторым данным, идея создания средства дальней связи возникла у Белла, когда он работал педагогом в школе для глухих. Но Брайана Коннолли и его друзей было не переубедить: «Никогда теперь не быть наедине с собой», — поют они, — «ведь много-много лет назад он начал нечто важное со своего первого «Привет, привет!».
Rush — Natural Science (1980)
В одной из ведущих прогрессив-рок-групп планеты, канадской Rush, тексты писал ныне покойный барабанщик Нил Пирт. Он имел прозвище «Профессор», поскольку бесконечно много читал, в том числе околонаучный нон-фикшн и фантастику.
В песне «Естественные науки», длящейся около десяти минут, Пирт проходится по всей истории существования человечества. В первой части он описывает начало времен, во второй квантовый скачок к механистическому миру, в котором все не так, ну, а третья часть посвящена будущему, в котором, «науку, как и природу, нужно приручить, чтобы сохранить ее». Пирт опасается, что «самый вымирающий вид на планете — честный человек», но в то же время выражает надежду на то, что будущее все-таки есть.
Andrew Bird — Imitosis (2007)
Несмотря на утверждения героев «Кин-дза-дзы», скрипачи человечеству не просто нужны, а необходимы. Взять Эндрю Берда, изначально сотрудничавшего со Squirrel Nut Zippers, а с момента расставания с ними, выросшего в одного из самых интересных авторов-исполнителей Америки. На его примере хорошо видно, что поп-музыка может быть привлекательной, страстной, умной — вот как в песне «Имитация». Ее герой, ученый, решает важный вопрос — стоит ли поверить тому, что «все исследования показывают, что то, что ошибочно принимается за близость, на самом деле всего лишь частный случай митоза», или есть шанс опровергнуть этот тезис? Велик искус остановиться на нем, но бердовский профессор все же хочет видеть в человеке что-то более значимое, чем площадку для осуществления клеточных процессов.
Damon Albarn — Particles (2021)
«Когда б вы знали, из какого сора», — говорила Анна Ахматова. И впрямь: так, песня «Частицы» лидера групп Blur и Gorillaz родилась из диалога в самолете, летевшем в Рейкьявик, с женщиной-раввином. Та рассказала Деймону, что всю свою жизнь она убегает от «определенных частиц», а те ее настигают. История священнослужительницы Олборну не «зашла», но слово «частицы» вспомнилось, когда через пару дней он увидел северное сияние. «Ведь перед нами частицы, отправленные солнечным ветром с Солнца», — рассказывает он. «Они погибают, попадая на защитную оболочку Земли, но в своей смерти вызывают химическую реакцию, которая дает нам волшебное световое шоу. Они постоянно движутся, и движутся хаотично. Когда происходит хаос, это радостно!». Появление такого трека в качестве заключительного на альбоме, посвященном темам хрупкости, утраты, возникновения и возрождения, кажется символичным: радость от существования элементарных частиц пусть и необычна, но невероятно обаятельна.
Музыка на виниле в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", февраль 2023 г. www.salonav.com