О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Penaudio
Penaudio – финский дух и природная музыкальность. История.
Подробнее о бренде PenaudioОбзоры товаров под маркой Penaudio (90)Официальный сайт Penaudiohttps://penaudio.fi
Penaudio: Истинный финский звук
На Скандинавском полуострове, к западу от России, расположена страна Финляндия, известная своей природой и технологиями. В центре этой страны стоит окруженный озерами город Ювяскюля. Именно здесь берет начало «правильный финский звук» от компании Penaudio, оттуда же родом и Сами Пенттила (Sami Penttila), основатель и «золотые уши» Penaudio.
С детства Сами, как его братья и сестры, играл на музыкальных инструментах. «Я слушал музыку всю свою жизнь, – говорит Сами Пенттила. – Мой отец любил «крутить» пластинки и продолжает делать это поныне. В пять лет я начал играть на фортепиано, в восемь – на гитаре, в двадцать пять – на басу. В 1997 году я поступил в Политехнический институт в Ювяскюля, где изучал акустику, электронику, науки о материалах и прочие полезные вещи».
Еще маленьким мальчиком Сами научился уважать естественное звучание инструментов и со своей первой зарплаты за летнюю работу решил купить себе подходящие колонки. Но вот проблема – даже за серьезную по тем временам сумму в несколько тысяч евро Сами так и не смог найти «свою» акустику.
«Я слышал изъяны в каждой системе. Звук не растекался должным образом, – вспоминает Сами. – Высокие частоты не сверкали, а низкие были насыщены ненатуральной энергией. Я не слышал того настоящего, глубокого звука, который искал. Поэтому я решил сделать пару совершенных громкоговорителей самостоятельно».
Сами сразу уселся за книги по акустике и взял в руки паяльник, а накопленные деньги пустил на динамики и электронные компоненты. Он чувствовал «анатомию» звука и хотел сконструировать акустику такой, какой её представлял. В апреле 1999 года первые колонки были готовы. Они получили название Penaudio 7.6cx (название Penaudio получилось в результате соединения двух слов: «Pen(ttila)» и «Audio»).
После этого Сами нашел старенькую «Тойоту» и стал объезжать финские аудиомагазины, торгующие аппаратурой класса High-End. Представители 5-6 магазинов буквально влюбились в новый звук!
«Так все и завертелось, – комментирует Пенттила. – Я основал компанию и начал выпускать акустику серийно».
Через три года Сами и его партнеры решили, что рынка Финляндии им мало, поэтому начали расширяться за границу. В 2004 году на выставке во Франкфурте компания представила первую модель под маркой Penaudio – Charisma, а уже сегодня её продукция поставляется в 23 страны мира.
При этом штат Penaudio долгое время насчитывал всего пять человек. Сейчас аудиотехника Penaudio производится на заводе «Аудиомании» в Риге, о котором мы рассказывали здесь. «Аудиомания» владеет контрольным пакетом Penaudio, однако все вопросы, связанные с проектированием систем, по-прежнему решает Сами Пенттила.
Будучи музыкантом, Сами признается, что уделяет много времени студийной работе, так как она служит источником вдохновения при создании акустических систем: «При разработке колонок я первым делом стремлюсь адекватно воспроизвести тембр хорошо знакомых мне инструментов: гитары, скрипки, фортепиано. Мой опыт показывает, что, если эта задача успешно решена, тогда и другие параметры будут в норме».
Секрет натурального звучания колонок Penaudio в том, что по конструкции они близки к однополосным: среднечастотный динамик воспроизводит основной тон и главные гармоники большинства инструментов, а твитер вступает в работу лишь после 4,5 кГц, причем для фильтрации частично используется естественный спад характеристики. Для расширения диаграммы направленности корпуса имеют узкую переднюю панель, а в трехполосных колонках расположенный сбоку басовый динамик «обрезается» довольно низко.
Достижению естественного звука также способствуют многослойные панели из финской фанеры и МДФ, оптимизирующие спектр резонансов корпуса и придающие ему необходимые акустические и механические свойства. Еще один момент, который бросается в глаза – это шпон поперечного среза фанеры из финской березы, придающий продукту уникальный внешний вид. Он стал своеобразной «визитной карточкой» компании. Раньше отделка поперечными слоями фанеры создавалась на финском производстве, однако в Риге смогли не только сохранить технологии финнов, но и улучшить их.
«Семейство» Penaudio
На сегодняшний день у компании Сами Пенттилы имеется четыре линейки громкоговорителей. Младшая линейка состоит из колонок Rebel, Rebel Two, Rebel Three, Rebel Four, Rebel Sat и Rebel Centre. Эти колонки не зря носят свое название [Rebel с англ. – «бунтарь, мятежник» – прим. ред.], поскольку способны без искажений работать на большой громкости и заточены под более яркий и пробивной звук; у них прекрасное чувство ритма и солидная энергетика.
Вторая линейка Charisma включает в себя колонки Charisma, Cenya, Sara S и Cenya Centre, а флагманская линейка Sinfonia содержит два больших напольника – Sinfonietta и Sinfonia.
Флагман линейки Penaudio и топовая напольная акустика Sinfonia впечатляет своим внешним видом. Как говорит Сами Пенттила, эта акустика «ростом со своего создателя» – высота колонны составляет 172 см.
«Эта акустическая система была у меня на уме на протяжении нескольких лет. Сейчас я могу увидеть и услышать ее, – восклицает Сами. – Penaudio Sinfonia – это произведение искусства… физически, акустически и музыкально».
Sinfonia имеет высокочастотный динамик Seas диаметром 29 мм с тканевым куполом и гексагональной магнитной системой, два 145-миллиметровых СЧ/НЧ драйвера, закрепленных на резиновом подвесе с радиальными ребрами жесткости для снижения уровня искажений, и пару 260-миллиметровых низкочастотников Seas с бумажными диффузорами и четырехслойными катушками. Акустика имеет 3,5-полосную конфигурацию, когда один СЧ-динамик работает в полосе от 80 до 200 Гц, а другой охватывает весь доступный ему диапазон СЧ вплоть до 4,5 кГц.
Помимо вышеуказанных колонок, у Penaudio также имеется авторская линейка из Cenya Signature, Sara S Signature, Serenade Signature и Cenya Centre Signature. Эти акустические системы имеют табличку с копией подписи отца-основателя бренда – Сами Пенттилы. Кстати, акустические системы Cenya и Sara названы в честь дочерей руководителя компании.
Немного особняком от всего великолепия стоит единственный в линейке Penaudio 29-килограммовый закрытый кубический сабвуфер Charm, отличающийся быстрым, плотным, аккуратным, динамичным и достаточно глубоким басом.
Финское звучание
Частотный диапазон звучания всех моделей выходит за пределы 20 кГц. Люди часто задают вопрос, зачем так делать, если человеческое ухо не воспринимает эти частоты? Однако у Сами есть на него ответ.
«Несколько лет назад мы запустили исследовательский проект в университете Ювяскюля, посвящённый углубленному исследованию ощущений при прослушивании звуков в ультразвуковом диапазоне, – комментирует Пенттила. – Мы использовали динамики, частотный диапазон которых простирается до 35 кГц.
Сначала запустили их на полную катушку, а затем искусственно ограничили слышимый диапазон до 22 кГц с помощью специального фильтра. А потом еще раз прогнали звук через фильтр на полную, потому что хотели сравнить только высокие частоты, а не динамики в сравнении с фильтром».
После этого они начали снимать показания ЭКГ испытуемых во время прослушивания одного и того же трека. Также измерялся их пульс, записывались субъективные ощущения. Было установлено, что музыка с ультразвуком оказала более сильное расслабляющее воздействие на 19 человек из 21. Более того, 18 из них подтвердили, что с ультразвуком музыка звучала более «натурально».
«Я верю, что так оно и есть, потому что действительно трудно воспроизвести на обычной системе класса Hi-Fi полноценное звучание тарелок, фортепиано, скрипок, флейт и прочих живых инструментов», – восклицает Сами. Он говорит, что именно по этой причине в продукции Penaudio используются твитеры с тканевым куполом – они не резонируют даже на высоких частотах, что позволяет очень близко подойти к реальному звуку.
Сами проверяет звучание новых продуктов, причем он тестирует акустику на всей доступной музыке, которая ему нравится и не нравится. «Не могу слушать [для удовольствия] спид-метал и трэш-метал, и, к сожалению, некоторую оперную музыку», – сказал Пенттила.
Разработка акустических систем – это поиск компромиссов с источником, а не жанром. Акустика в Penaudio проверяется на высококачественном материале, что может привести к проблемам при воспроизведении менее качественного источника, но компания ставит на хорошие исходники против сжатого звука – такова политика.
Сами говорит, что он очень много и упорно работает, тестирует новые драйверы и другие компоненты, однако отмечает, что никогда не чувствовал, что бизнес убивает в нем художника: «Я продолжаю и играть, и слушать, как и мой отец. Он по-прежнему слушает и любит музыку 60-х! Иногда записываю песни с моим братом, не применяя никакой компрессии или эквалайзеров». Хотя теперь ему приходится думать о цифрах, творить и создавать колонки Сами не перестал.
В каждой акустической системе Penaudio, несмотря на то, что это тщательно разработанный, изготовленный и протестированный инструмент, сохраняется частичка духа северной природы. Природа вдохновляла финских художников, композиторов и других людей искусства на протяжении многих веков. Сами не стал исключением. Продукция Penaudio следует финским традициям и воплощает тот самый дух в материальной форме.