Пассив или актив? Битва за 3D, статья. Журнал "High Definition/DVD Эксперт"

Некоторым не нравятся ни активная, ни пассивная технология, поскольку обе основаны на использовании 3D-очков. Они полагают, что будущее 3D —
автостереоскопическая технология. Дальше всех в данном направлении продвинулась Toshiba: недавно она пообещала до конца нынешнего года начать продажи большого 3D телевизора без очков.


Sony, Samsung и Panasonic поддерживают активную 3D-технологию, a LG совершенствует пассивную поляризационную. В отличие от первого метода, использующего очки с затворами, пассивная технология перекладывает бремя формирования 3D-картинки на дисплей, а сами очки, как в кинотеатрах, нужны лишь для фильтрации изображения, поэтому они легкие и недорогие. Руководитель отдела исследований звуковых технологий Dolby Бретт Крокет отвечает за концепцию конструирования ДК-компонентов. Весной 2010 года компания оснастила кинотеатры настоящей 7.1-канальной системой акустики, призванной обеспечить более всеохватывающий звук, который бы усилил впечатления при просмотре фильмов в 3D. Ленты «История игрушек — 3» и «Трон: Наследие», принадлежащие к числу самых масштабных 3D-блокбастеров прошлого года, были озвучены в 7.1, что произвело поразительный эффект. Подобная схема использовалась также для картины «Хроники Нарнии: Покоритель зари», хотя этого никто не заметил. LG первой представила новаторский телевизор Cinema 3D Passive на выставке 2011 CES в Лас-Вегасе. Отмечая, что активные 3D-очки опасны для здоровья («вызывают головокружение, головную боль и морскую болезнь»), компания предложила другим производителям ТВ перейти на пассивный способ. С тех пор в лагерь «пассивных» перешли Philips и Toshiba, a LG продолжает вербовку. Итак, на потребительском рынке развернулась самая серьезная битва технологий со времен сражения между HD DVD и Blu-ray.

Чем же отличаются конкурирующие 3D-системы?

Для 3D-моделей с активным затвором нужны соответствующие очки с ЖК-стеклами, которые работают синхронно с телевизором, поочередно отображая кадры для правого и левого глаза. Преимущество активной технологии в том, что для каждого глаза формируется изображение с разрешением Full HD, то есть полноценная ЗБ-картинка на 1080р. Хуже то, что некоторые очки (хотя и не все) неудобны и дороги, от 2500 руб-. лей за пару. Если учесть, что многие ЗD-телевизоры поставляются без очков и платить за них нужно отдельно, это довольно обременительно в расчете на семью из четырех человек.

Серьезная тактическая ошибка, допущенная альянсом изготовителей активных очков, заключается в том, что им не был выработан единый стандарт, прежде чем началось производство. Если у вас 3D-модель Panasonic, то к ней подойдут только очки Panasonic, и ваш приятель не сможет прийти к вам со своими активными очками Sony, чтобы посмотреть футбол в 3D.

Напротив, в «пассивных» ЗD-телевизорах используется относительно простой подход. Новейшие панели, разработанные LG, оснащаются фильтром с чередующимися горизонтальными и вертикальными полосками, разделенными черными полосками. При просмотре через очки с поляризационными линзами каждый глаз видит свою половину кадра, что позволяет создать ЗО-изображение. Важно и то, что затраты на производство поляризационных очков малы. LG комплектует каждый аппарат Cinema 3D семью парами. Смотреть «пассивный» ЗD-телевизор дома можно даже с очками, которые используются в большинстве кинотеатров.

Загвоздка с пассивной технологией состоит в том, что снижается разрешение ЗD-картинки. Трехмерный сигнал Full HD с диска Blu-ray, который плеер выводит с разрешением 1920x1080 пикселей (на каждый глаз), преобразуется на дисплее с пассивной технологией в изображение, имеющее 1920x540 пикселей (для каждого глаза). Передачи Sky 3D с разрешением 1920x540 идут на таком экране с разрешением 960x540.

Менеджер по маркетингу компании LG Джордж Мид считает, что снижение разрешения несущественно, поскольку у пассивной технологии есть очевидное преимущество. «Мы стали самым быстрорастущим брендом на рынке, — заявляет он. — В Корее продажи 3D-TB у Samsung были выше, но мы захватили рынок, предложив Cinema 3D. Эта технология успешно продвигается также в США».

По словам главного инженера BSkyB и знатока 3D Криса Джонса, собственные исследования Sky тоже показывают, что люди предпочитают пассивную технологию. «Мы опросили потребителей, что они выберут — активный или пассивный ЖК-дисплей или активную „плазму". 80% интервьюируемых предпочли пассивный вариант. Итог красноречив Однако Джонс признает, что активная технология обеспечивает лучшее качество картинки: «Если вы AV-пурист, то, думаю, вы выберете повышенное разрешение».

Такого же мнения придерживаются и в Panasonic. Масаюки Кодзука, возглавляющий отдел НИОКР в центре PHL (Голливуд), говорит, что «очки с активным затвором позволяют увидеть картинку Full HD 3D при воспроизведении с Blu-ray».

Некоторым не нравятся ни активная, ни пассивная технология, поскольку обе основаны на использовании 3D-очков. Они полагают, что будущее 3D — автостереоскопическая технология. Дальше всех в данном направлении продвинулась Toshiba: недавно она пообещала до конца нынешнего года начать продажи большого 3D телевизора без очков. Крис Джонс из Sky согласен с этим, но с оговорками: «Я думаю, Auto-3D может стать стандартным способом просмотра 3D на дисплеях диагональю до 26 дюймов. Но для более крупных экранов эта технология вряд ли подойдет».

В то же время Кевин О'Нил, руководитель подразделения VOD в Virgin Media, считает, что автостереоскопия рано или поздно превратится в общепринятый метод. Возможно, что истинное будущее домашних 3D-систем — сплав современных активных и пассивных технологий. Недавно Samsung заключил с компанией RealD соглашение по разработке нового поколения 3D-экранов, на которых будет демонстрироваться картинка Full HD на каждый глаз, но с использованием легких и недорогих поляризационных очков.

Учитывая, как много разрабатывается 3D форматов, можно сказать, что настоящая 3D-революция в производстве телевизоров еще не началась!

Подготовлено по материалам журнала "High Definition/DVD Эксперт", сентябрь 2011г. www.dvdexpert.ru

Эту статью прочитали 18 837 раз
Статья входит в разделы:Как выбрать. Гид покупателя

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий