О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2563Музыкальные и кинообзоры621Глоссарий
Сейчас в продаже
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (201)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
Паруса, наполненные звуком. Тест ELAC Vela FS 407 / fidelity-online.de
Постепенно и тщательно ELAC продолжает совершенствовать свои АС. Смену поколений таких продуктов нечасто можно распознать сразу. На этот раз все по-другому. Встречайте ELAC Vela.
Сколько себя помню, бренд ELAC был синонимом элегантных современных АС, произведенных в Германии. Они выделялись среди конкурентов в Hi-Fi-салонах и впечатляли своими техническими изысками, например, омниполярным супертвитером или корпусами из алюминиевых профилей. А потом наступил 2016 год, когда эта самая компания из города Киля отметила свое 90-летие, в честь чего был выпущен новый проигрыватель винила. И то, и другое заставило меня понять, как мало я знал об одной из старейших в аудиоиндустрии немецких фирм. В первой половине XX века гидроакустика (ключевое слово: эхолот) была основным направлением деятельности ее прародителя – Electroacustic GmbH.
После Второй мировой войны компании пришлось искать новые направления деятельности, и она переключилась на производство вертушек. Успех не заставил себя долго ждать. Уже в начале 1950-х годов ELAC стала одним из лидеров рынка звукоснимателей, и в течение последующих 30 лет ей предстояло изготовить около четырех миллионов проигрывателей винила. В 1984 году фирме пришлось в третий раз сменить направление деятельности и заняться производством акустических систем.
КИЛЬ, ГИДРОАКУСТИКА, ЭХОЛОТ...
С учетом этой информации я по-другому воспринимаю тестируемый объект – ELAC Vela FS 407. Киль, гидроакустика, эхолот – мне так кажется, или на самом деле колонки с названием Vela (что с латыни означает «паруса») напоминают о дуновении морского бриза? Кроме того, производитель прислал мне одну за другой две пары, первая из которых окрашена в свежий небесно-голубой цвет Балтийского моря, а вторая – в белый, как напоминание о чайках. Солидный 35-летний опыт ELAC в разработке АС сразу же заметен в меньшей из трех напольных моделей серии Vela. Чтобы сконструировать отклоненный назад корпус с трапециевидным сечением и очень узкой передней панелью таким образом, чтобы смотрящий сразу воскликнул: «Шикарно!», а не просто: «Изящно!» пропорции должны быть соблюдены идеально. Мягко закругленные края и идеальная лаковая отделка – нанесение покрытия выполняется на собственном заводе – делают Vela 407 абсолютно современным элементом интерьера.
ELAC VELA ПРИВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЕ
Привлекающая особое внимание деталь – клиновидная опора колонки. Это одновременно и дизайнерский, и акустический элемент, поскольку он также обеспечивает работу одного из двух портов фазоинвертора этих напольников. Здесь происходит перенаправление низкочастотной звуковой волны из нижней части корпуса назад. Помимо создания великолепного визуального эффекта у него есть и важный технический смысл: на пол передается меньше вибраций, что упрощает интеграцию АС в помещение. Большая трапециевидная стальная пластина с черным порошковым покрытием прикручивается к нижней панели с выходящим на нее портом фазоинвертора перед установкой, что надежно обеспечивает устойчивость колонки. В комплект поставки предусмотрительно добавлены четыре шипа с подкладочными шайбами – они пригодятся для размещения на деликатных напольных покрытиях.
К сожалению, шипы не снабжены стопорами, поэтому может потребоваться их периодическая регулировка на неровных и неустойчивых полах. Динамики АС, разумеется, собственной разработки компании и производятся ею самой. Каждая колонка оснащена двумя СЧ/НЧ-излучателями диаметром 150 мм, имеющими для увеличения жесткости вогнутые алюминиевые диффузоры с характерным граненым тиснением. Они приклеены в определенных местах к изготовленным из целлюлозы конусам, расположенным за ними. Такая сложная двухслойная конструкция достаточно жесткая и легкая, чтобы справляться с делом вплоть до высокой верхней частоты раздела полос, где уже в килогерцовом диапазоне в них не возникают паразитные парциальные моды колебаний.
ДИНАМИКИ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Поскольку при необходимости диффузоры этих динамиков должны совершать колебания с большой амплитудой и перемещать при этом значительное количество воздуха, последние были разработаны таким образом, чтобы излучаемый назад звук встречал как можно меньше сопротивления. В то же время инженеры ELAC внимательно исследовали саму мембрану и придали ей форму с толщиной, изменяющейся от внутренней к внешней частям. В зависимости от ее хода и частоты, она должна функционировать должным образом при всех условиях и либо гарантировать полную свободу движения, либо выходить из поршневого режима контролируемым способом.
Примененный JET-твитер относится к пятому, актуальному на данный момент поколению. Этот динамик – гордость компании ELAC. Благодаря тончайшей мембране из фольги, сложенной в форме гармошки, что обеспечивает огромную эффективную площадь на небольшом пространстве, он обладает непревзойденными акустическими свойствами: чем меньше масса и амплитуда колебаний, тем меньше искажений. Ни один купольный ВЧ-излучатель в мире не может конкурировать с JET.
Превосходные динамики вмонтированы в корпус из MDF. Он многократно усилен изнутри, и они делят между собой весь доступный объем. Кроссовер определяет рабочие диапазоны для двух мидвуферов. На частотах от 30 до 450 Гц они звучат в унисон, после чего нижний прощается и покидает своего коллегу, который продолжает играть еще почти на две с половиной октавы вверх. Раздел полос выполняется фильтрами с относительно пологой характеристикой среза – 6 дБ на октаву. Здесь и проявляется качество фирменных динамиков: они не позволяют себе никаких странностей, которые, вероятно, пришлось бы кропотливо устранять при помощи дорогостоящих и снижающих качество звучания фильтров.
РАЗЪЕМЫ ДЛЯ ДВУХКАБЕЛЬНОГО ПОДКЛЮЧЕНИЯ
Блок разъемов рассчитан на двухкабельное подключение. Съемные перемычки соединяют между их собой попарно, и их следует сразу же удалить, поскольку нам не нужно, чтобы на пути сигнала к такой прекрасной колонке находился металл, как бы красиво он ни был оформлен позолотой. Короткий кабель – хорошее начало, приличные штекеры, которые при желании можно припаять самостоятельно, звуку тоже понравятся. Это на случай, если отсутствует комплект кабелей для режима Bi-Wiring.
По-настоящему меня интриговал ВЧ-динамик Vela FS 407, потому как JET-твитер, также известный как AMT (Air Motion Transformer), это не тот вариант, который на ежедневной основе используется дома. Он придает звучанию Vela остроту и энергичность и, конечно же, обеспечивает выдающуюся детальность. В ходе эксплуатации колонки ELAC не разочаровали – они вполне адекватны своей цене.
JET-ТВИТЕРЫ ELAC VELA ДЕМОНСТРИРУЮТ СВОИ СПОСОБНОСТИ
Там, где я прослушиваю музыку, каждому устройству в первую очередь задается следующий вопрос: как оно справляется с классическими инструментами? При помощи записей виолончели и скрипки, совместно представляющих слышимый спектр достаточно полно, за исключением самого нижнего баса, можно отлично расшифровать ДНК колонок. Затем добавить игру клавишных для проверки подачи импульсов, и ничто не будет мешать осмысленному выявлению характеристик, выдаваемых в ходе звучания. Виолончелист, при помощи которого я провожу тесты, норвежец Трульс Мёрк. Его несравненно энергичное исполнение может привести к моментам истинного счастья – при воспроизведении качественным аудиотрактом.
Образ Мёрка ELAC формируют несколько позади линии их расположения. Они позволяют его виолончели сиять мрачным стальным блеском и воздерживаться от каких-либо эвфонических комментариев. Сразу бросается в глаза, насколько свободно резонирует пространство записи. Отличное начало. Звучание скрипки Гидеона Кремера явно более требовательно к передаче ВЧ. Его записи – это проверенное противоядие для всех тех, кто полагает, что может распознать шелковистость тона скрипки. Здесь JET-твитер демонстрирует свои способности, не позволяя шумным ударам смычка Кремера быть похожими на царапанье. Напротив, я ощущаю в данном случае исключительно прекрасное и культивированое звучание камерной музыки. И снова поражают превосходная проработка и выдающаяся объемность звука, которые, как правило, не характерны для колонок таких компактных габаритов, как у ELAC.
ЗАПИСИ
Запись московского концерта Владимира Горовица предстает настоящим шедевром. Звукорежиссер поместил пианиста века вглубь сцены зала Московской консерватории, где он каждым исполняемым произведением соблазнял радостно подпевавшую публику на все более эйфорические признания в любви. У Vela FS 407 эта легендарная фонограмма звучит безупречно свободно, открыто и не заезжено. И постепенно здесь тоже подтверждается стремление колонок из Киля формировать музыкальную сцену скорее в глубине перспективы, чем выносить сфокусированные образы вперед.
Смена стиля. Стэн Гетц записал альбом The Best of Two Worlds совместно с Жоао Жилберто, в нем также приняла участие настоящая звезда – певица Элоиза Мария Буарке де Олланда со сценическим именем Miúcha. Чистое наслаждение слушать, как легко голос Miúcha звучит в сложных композициях. Рекомендуемые: вторая вещь Aguas de Marco и сенсационное исполнение стандарта Коула Портера One of Those Things. Бас создает хорошую основу, перкуссия щелкает и цокает, а ELAC заставляют время остановиться, пока слушатель уносится мечтами к жизни на Копакабане. Расслабленный грув: легко. Кстати, после этой записи Miúcha вышла замуж за Жоао Жилберто, и ее дочь, Бебель Жилберто, родившаяся вскоре после этого, поет почти так же прекрасно. Ни дня без новой информации.
БАСОВЫЙ ДИАПАЗОН ELAC VELA
На примере альбома Mezzanine группы Massive Attack я исследую пределы диапазона в нижней части частотного спектра. ELAC Vela FS 407 звучат глубоко и мощно. Я бы без сомнений использовал их в помещениях площадью до 40 кв. м. Как и ожидалось, небольшие металлические НЧ-динамики не могут предложить такие же точность и мощь, что и у крупных бумажных вуферов, но маленькие напольники отнюдь не лишены объемности и акустического веса. Если бы нужно было описать характер модели Vela одним словом, то, вероятно, это было бы «непринужденность». Наряду с восхитительной чистотой средних и высоких частот эти АС наделены достоинством, которое не стоит недооценивать ввиду их скромных размеров. Или, если снова вернуться к морскому жаргону: Vela благополучно рассекают сильные звуковые шторма. Однако и в штиль они играют не менее впечатляюще, что наряду с удачным дизайном позволяет охарактеризовать колонки как привлекательные во всех отношениях.
НАШЕ МНЕНИЕ
Новый формат пошел Vela на пользу. Благодаря эволюции до классической напольной 2½-полосной схемы колонки ELAC радуют не только слух, но и глаз.
ИНФОРМАЦИЯ
Напольные колонки ELAC Vela FS 407 | |
Акустическая схема | 2½-полосная с фазоинвертором |
Диапазон частот | 30 Гц – 50 000 Гц |
Чувствительность | 88 дБ/ 1 Вт |
Особенности | опорная плита, включая комплект шипов и подкладочные шайбы |
Варианты исполнения | черный лак, белый лак, ореховый лакированный шпон, нанесение покрытия по RAL по запросу |
Размеры (ВхШхГ) | 100х23х27 см |
Вес | 19,1 кг |