О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
От пищалок до «крэйзифрога» — краткая история кастомных рингтонов
Сегодня многие из нас держат смартфоны в беззвучном режиме. Но в 2000-х у всех на звонках стояли рингтоны, некоторыми из которых даже гордились. Рассказываем их недолгую историю.
Фото idccollage / CC BY-SA
Первые рингтоны
Считается, что первые кастомные рингтоны появились в Японии в 1996 году. Тогда на рынок вышла обновленная версия «раскладушки» Digital Mova N103. В её памяти было несколько предустановленных MIDI-мелодий, плюс устройство позволило создавать кастомные композиции при помощи тонального набора. Фича стала настолько востребованной, что книга с инструкциями о том, как воссоздать популярные песни, за год продалась тиражом в 3,5 млн копий.
До Запада тренд на кастомные звонки дошёл только в 1998 году, когда финский инженер Веса-Матти Паананен (Vesa-Matti Paananen) совместно телекомом Radiolinja запустил сервис передачи MIDI-файлов на телефон Nokia с помощью текстовых сообщений.
Золотая жила
Первые рингтоны мобильных телефонов были монофоническими. Для их передачи между устройствами использовали специальные языки — у Nokia он назывался RTTTL (RingTone Text Transfer Language). Но монофонию довольно быстро сменила полифония, а затем так называемые реалтоны — фрагменты музыкальных композиций в формате MP3 или AAC. Этот тренд еще сильнее подстегнул развитие рингтон-индустрии.
На Западе стоимость одного рингтона составляла примерно $2,5. Американская компания Zingy продавала более 2,5 млн кастомных мелодий входящих вызовов ежемесячно. Сотовые операторы тоже на этом зарабатывали — они брали процент с каждой продажи. Бум наблюдался и в России — рекламу с кодами для загрузки рингтонов можно было встретить на ТВ, в газетах, подростковых журналах и даже на обратной стороне школьных тетрадей. Один трек обходился примерно в 0,75 у.е.
Влияние на музыкальную культуру
Кастомные звонки начали влиять на музыку. Некоторые исполнители — например, Soulja Boy, T-Pain и J-Kwon — записывали треки с учетом того, что будет и версия для рингтона. Для лейблов мелодии входящих вызовов стали средством маркетинга, способом продвигать исполнителя в массы.
Фото włodi / CC BY-SA
Пожалуй, одним из самых популярных и известных кастомных звонков 2000-х стал хит «Crazy Frog», который выпустил лейбл Jamba. Трек представил коллектив Bass Bumpers, совместивший аудиозапись шведского подростка, имитирующего голосом звук мопеда, с треком «Axel F» от Харольда Фальтермайера. Новоявленная композиция стала хитом — в Великобритании за полгода она собрала десять миллионов фунтов стерлингов и превзошла продажи Coldplay.
Смерть феномена
В 2007 году рингтон-индустрия достигла пика, и за последующие десять лет сократилась на 97%. Одной из причин такого колоссального падения эксперты называют онлайн. Люди стали общаться в социальных сетях и мессенджерах, и звонки отошли на второй план. В 2012 году они занимали лишь пятое место среди задач, для которых используют телефоны.
В каком-то смысле на спад индустрии рингтонов повлиял приход iPhone. Он предоставил доступ в интернет, к видео и играм, и кастомизация устройства перестала быть приоритетом для пользователей. Также резидент HN в тематическом треде отметил, что свою роль в смерти рингтонов могла сыграть стандартная мелодия iPhone — Marimba — её оставляли на звонке многие пользователи «яблока».
Сегодня рингтоны лишь артефакт ушедшей эпохи. Но желающие поностальгировать могут найти на стриминговых сервисах курируемые подборки с песнями, которые все ставили на звонки десятилетия назад.
Дополнительное чтение в «Мире Hi-Fi»:
Где послушать писк ZX Spectrum, ПК Искра-1030 и звуки старых бытовых приборов
История домашнего аудио: золотая эра Hi-Fi
Какие звуки на время исчезли из нашей жизни, и чьего возвращения ждать не стоит
Находки аудиомана: где послушать музыку ушедших эпох
История синтезаторов речи: первые механические установки