О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Олдскул: на чём выходили игры — обсуждаем необычные носители
У индустрии видеоигр богатая история. Сегодня мы вспоминаем необычные носители, на которых выходили игры: от гибких пластинок и микрокассет до дисков GD-ROM.
Фото PxHere / PD
Nintendo FDS
Family Computer Disk System (FDS) — это периферийное устройство для NES, которое выпустили в 1986 году эксклюзивно для Японии. Игры для FDS выходили на особом носителе — дискете размером 2,8х3 дюйма под названием Disk Card. Объем памяти Disk Card составлял 112 КБ. Формат был основан на 3-дюймовых дискетах Mitsumi Quick Disk, который также применяли в японских домашних компьютерах и синтезаторах.
Фото Wikimedia / PD
Главным преимуществом Disk Cards перед картриджами было то, что на дискету можно было перезаписывать информацию и потому сохраняться в игре. Плюс это свойство позволяло покупать новые игры, перезаписывая старые. До 2003 года в Японии Nintendo размещала терминалы под названием Disk Writers. За 500 йен пользователи FDS могли перезаписать на дискету новую игру. Обычно новая игра стоила 2600 йен, и такой обмен был выгодным.
За пределы Японии формат Disk Card не вышел. Дискеты были более уязвимы к повреждениям, так как в целях экономии производитель выпускал большую часть Disk Cards без пылезащитной шторки. При этом данные записывались на две стороны магнитной пленки, потому во время игры Disk Card приходилось переворачивать — это было не очень удобно. Проблемы возникали и с самой FDS: пассик дисковода был нестандартным и часто выходил из строя, а сдать устройство на ремонт можно было только в представительство Nintendo.
На FDS выпустили более 200 различных игр, но к началу девяностых о формате позабыли, и на нем выходило лишь небольшое количество тайтлов (пока от дискет не отказались совсем).
Гибкие пластинки
В 1976 году в Канзас-Сити состоялось важное совещание производителей микрокомпьютеров. Представители компаний обсудили недавно созданную технологию HITS (Hobbyists' Interchange Tape System), которая позволяла передавать двоичный код с помощью звуковых сигналов.
Он дал начало единому формату хранения кода на магнитной ленте — Kansas City Standard. Но он не прижился, и все производители начали использовать свои форматы. Однако Kansas City Standard все же поспособствовал появлению Floppy-ROM.
Фото Wikimedia / PD
Floppy-ROM — это формат записи компьютерных данных на гибкие виниловые пластинки. Идея была в том, чтобы брать уже существующие программы в формате Kansas City Standard и делать копии на гибких пластинках с мастер-записи. Например, таким образом распространялся интерпретатор языка программирования 4K BASIC.
Floppy-ROM можно было запустить на подключенном к компьютеру проигрывателе с линейным выходом. Одной из программ, которые вышли в формате Floppy Disc, была игра The Thompson Twins Adventure. Графический квест вышел в 1984 году для ZX Spectrum и Commodore 64 и был посвящен приключениям участников группы Thompson Twins.
Необычные форматы магнитной ленты
В 1983 специально для ZS Spectrum выпустили устройство ZX Microdrive. В Microdrive вставлялись сменные картриджи размером 44×34×8 миллиметров, в которых находилась магнитная лента шириной 1,9 мм и длиной 5 м.
Фото Wikimedia / PD
Устройство позиционировали как недорогую замену флоппи-дисководам, которые стоили от £235. ZX Microdrive продавался в комплекте с интерфейсом для подключения к компьютеру (за £79.95). Несмотря на относительно низкую цену устройства, сами картриджи изначально продавались за £4.95. Для сравнения, в то время обычные кассеты можно было купить за £2. Картриджи также были ненадежным носителем: при использовании Microdrive пленка растягивалась и становилась нечитаемой.
Хотя позже цены на картриджи снизили до £1.99, эксклюзивных для Microdrive программ не появилось. Несколько приложений можно было купить в комплекте с устройством от производителя. В расширенном наборе числились не только Microdrive и интерфейс для подключения, но и картриджи с программами. Среди них были игра Ant Attack и редактор Games Designer.
Для записи программ также использовались и микрокассеты. В 1981 году вышел Epson HX-20, первый в мире компьютер, который можно было держать в руке. Данные хранились на микрокассетах размером 50×33×7 мм. Например, вот так выглядела на HX-20 работала игра Bomber.
Stereo 8
MB Electronics в 1980 году представила необычное устройство — консоль для аудиоигр Milton Bradley OMNI Entertainment System. В OMNI использовались кассеты Stereo 8.
Игры были в формате викторины: на кассету писались вопросы, на которые игроки должны были дать ответ, используя одиннадцать кнопок устройства. Гаджет автоматически вел счет набранных очков. В сумме для консоли вышло тринадцать игр с викторинами на разные темы: от детских проектов с героями «Улицы Сезам» до киновикторин с американским акетром Винсентом Прайсом (Vincent Price) в роли ведущего.
Несмотря на необычную реализацию, OMNI не стала успешной. Отчасти на это повлияла и высокая цена устройства — 120 долларов (380 долларов в пересчете на современные деньги).
GD-ROM
GD-ROM — особый дисковый формат, разработанный компанией Yamaha для консоли Sega Dreamcast Это модификация CD-ROM с более высокой плотностью записи. Диск вмещал 1,2 ГБ информации и был защищен от копирования. На GD-ROM было две области хранения данных: в одной содержались данные в формате CD и дополнительные файлы (например, предупреждение, что диск предназначен для привода GD-ROM), а во второй — непосредственно данные игры.
Фото Wikimedia / PD
Недостатком формата было то, что из-за плотной записи диск стал более «нежным» — даже небольшие царапины и пятна делали его нечитаемым. В связи с этим технология так и не взлетела.
В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:
Кино на пластинкахНеобычная портативка
Гид по встраиваемой акустике
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты