О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Октябрьский джаз: пять новых альбомов этой осени
Урожайная пора. Много всяческих интересных новинок. Как вам российский джаз с мировым акцентом, или польский без шопеновщины? Эклектика Восточного Средиземноморья и очередные архивные изыскания концертов главного американского джем-бэнда. А для затравки — очередное откровение великого фьюжн-гитариста.
John Scofield «Combo 66»
Не то чтобы Джон Скофилд держал своих слушателей на голодном пайке: альбомы у него выходят довольно часто, но каждый — все равно событие. Он каждый раз придумывает что-то эдакое... То кантри «слабает», то электронику, то песни Рэя Чарлза, то хиты психоделической рок-эпохи (как в прошлогоднем проекте Hudson, о котором мы тут писали).
Звук, фразировка и мышление Скофилда, одного из главных фьюжн-гитаристов (да и вообще гиганта импровизационный музыки), — главное здесь.
Новый альбом «Combo 66» конкретный альбом (цифра 66 — возраст гитариста) — сочетание всего понемногу: пост-боп, фьюжн, блюзовые мотивы, свинг, кантри. Грувовый орган — как в проектах с Medeski, Martin & Wood. Uncle Southern, посвященная реальному южанину, дяде Скофилда — среднетемповая плавная баллада, такая напевная — как будто из репертуара The Eagles каких-нибудь! И совсем уж колыбельная «I’m Sleeping In». А вот, например, «Icons at the Fair» ни на что не похожа, но она — плагиат в законе, так сказать. Дело в том, что Скофилд записывался на эпохальном альбоме Херби Хэнкока «The New Standard», а потом играл в турне эту программу, в которую, в частности, входила джазовая обработка «Scarborough Fair», из которой Скофилд взял по-джазовому измененную гармонию и написал на нее свою мелодию. Но это еще не все: в новой композиции — отсылки к Майлсу Дэйвису... Посему и «Иконы». Вот так вот все сложно. А слушается — на ура, прям хоть на зарядку становись.
LRK Trio «Urban Dreamer»
Главное событие в российской джазовой звукозаписи этой осени — альбом LRK Trio. Аббревиатура, хорошо знакомая отечественным любителям «умного» прогрессивного акустического джаза: трио пианиста Евгения Лебедева, контрабасиста Антона Ревнюка и барабанщика Игната Кравцова.
Это их второй студийный альбом, и вышел он, между прочим, на норвежском лейбле Losen Records. Ничего особенно удивительного в этом факте: трио — настоящие космополиты в хорошем смысле. Они колесят по всему миру, а специфический аромат совка и местечковости в их музыке отсутствует полностью. Зато присутствует оригинальное композиторское мышление и просто ураганные — на концертах это ощущается с первых тактов — импровизации.
LRK особо любимы, как я понял по рассказам их менеджера, в Азии. Так вот ориентальные нотки появляются сразу в открывающем треке, заглавной «Urban Dreamer». Продолжаются в «Lost in Tokyo» (с шумом японской столицы). Забавная «Clokwork Doll» («Заводная кукла») — с игрушечным пианино и голосом Варвары Ревнюк. Хит — элегия «Thoughts of…» с вокалом выдающегося Джея Ди Уолтера. В общем весь альбом такой — мелодичный, с упругим грувом и светлой энергией.
Marcin Wasilewski Trio «Live»
Акустическое трио из Польши — тоже космополиты в хорошем смысле. Трио пианиста Марчина Василевского хорошо известно — они одни из звезд лейбла ECM, а прославились впервые как коллектив ныне покойного трубача Томаша Станько. Хотя коллектив свой они образовали будучи двадцатилетними юношами — сейчас музыкантам по сорок с небольшим — и Станько подхватил их уже как такого готового артиста/соавтора.
Новый альбом — первый концертник в их дискографии. Записан на фестивале в бельгийском Миддлхейме. В сет-листе — авторский материал Василевского; «Spark of Life» и «Sundovian Dance» с предыдущего альбома объединили. Также — известные их треки «Austin» и «Night Train to You», включая каверы: «Actual Proof» Херби Хэнкока и «Message in a Bottle» Стинга. И все — с их фирменным интеллигентным драйвом, утонченным эмоциональным шатанием и неспешным развитием, к финалу эволюционирующим в настоящее рубилово. Такой вот моментальный снимок одного концерта, который, мне кажется, даже поинтереснее-поживее студийных работ будет.
Ibrahim Maalouf «Levantine Symphony No. 1»
Французский трубач и композитор Ибрагим Маалуф родился в 1980 году в Бейруте в разгар гражданской войны. Его семье, как и многим ливанцам, пришлось покинуть родину, так что далее он жил, учился и искал себя во Франции. Нашел, надо сказать, блистательно: такой музыки, как он, не играет никто; среда повлияла — в его семье много музыкантов, его отец — изобретатель четвертьтоновой трубы для исполнения богатой мелизмами ближневосточной музыки. Маалуф впитал все: и традиционную музыку, и европейскую классику, и барокко, а сотрудничал с топовыми артистами, от Стинга до Салифа Кейты, от афробит-звезд до, представьте себе, Ванессы Паради. Впитал и переплавил в нечто свое.
Щемящий мелодизм, нежный звук трубы и пышные аранжировки — в новом альбоме «Levantine Symphony No. 1» («Левантийская симфония»; Левант — условное название Восточного Средиземноморья, в том числе Ливии). Альбом, если говорить просто, пестрый, яркий, пронзительный и светлый. Цельный, как и задумывалось: у треков нет названий, только «Прелюдия» и Movement с номерами.
Ibrahim Maalouf на виниле в нашем каталоге
Grateful Dead «Pacific Northwest '73-'74: Believe it If You Need It»
Наконец, совсем не «джазовая» запись — ни по духу, ни по букве. Но все же — живая импровизационная музыка культовой группы.
У Grateful Dead на родине, в США, редкий статус: они и популярные, и культовые. Обычно это — разные вещи. Но Dead — это, что называется, household name, то есть любая домохозяйка слыхала что-то, а при этом вокруг группы сложился мощнейший культ, которому много десятилетий. Тысячи фанатов под ником «deadheads», почти каждый концерт записан и выпускается на бутлегах как пиратски, так и вполне официально.
И вот — очередное архивное открытие: шесть концертов в Ванкувере, Орегоне и Сиэтле. Отсюда, собственно, и дизайн в духе картинок канадских индейцев. В полном варианте «Pacific Northwest» — чуть ли не десяток CD в спецкоробке. А «бэст» уместили, слава богу, на трех.
Для русского сознания американский культ Grateful Dead непостижим. Ну чего такого в этой команде? Песенки веселые-мажорные, буги, кантри, легкий блюзец в основном. Импровизации? Ну да, интересно, но не Хендрикс и не забубенный наркопсиходел. Голос Джерри Гарсиа — молодой-высокий... Короче говоря, для русского человека это а) недостаточно мелодично-сентиментально (не The Eagles), б) недостаточно экзистенциально (тут первые у нас The Doors), в) недостаточно психоделично (Jefferson Airplane).
Но «Мертвецы» — это не просто музыканты, поющие песни. Сама группа — как произведение искусства, с ее мгновенно узнаваемым дизайном альбомов и шоу, длительными концертами, экстремально-рок-н-ролльным образом жизни и так далее. Но и да, музыкально им тоже есть что предъявить: крутые бодрые рифы, фингерстайл, народные хиты, наконец.
Бодрая «Truckin’» — одна из визитных карточек группы — тут дважды. Очень приятна венчающая подборку «Sugar Magnolia» (из одного из лучших альбомов группы, «American Beauty 1970»). Понятная красота: «China Doll» (Live at Hec Edmundson) — мягкая психоделия в духе Pink Floyd 70-х. Бодрый вальсок «Sugaree». И так далее.
Есть экстремальные варианты — импровизации на сорок (!) минут (с характерным названием «Playing in a Band»). Частенько музыканты просто вязнут в своем «месилове», разъезжаются на полкирпича, Джерри Гарсия задыхается и безбожно врет ноты. Но подкупает их свобода и здоровый пофигизм. И вообще, это все стоит слушать «дэдовским» способом: погрузиться в поток концерта. Семидесятые, конечно, не хипповская эпоха, но Grateful Dead — сами хипповская эпоха потери невинности, бунтов и первых опытов экстремальной жизни. За то и любимы.
Grateful Dead на виниле в нашем каталоге
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", октябрь 2018 г. www.stereo.ru