О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео500Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2587Музыкальные и кинообзоры625Глоссарий
Сейчас в продаже
Octave
Продукция немецкой фирмы Octave создаётся людьми, страстно влюблёнными в музыку, а кроме того, обладающими богатейшим опытом в создании электроники и склонными к перфекционизму во всём. Результатом становятся инновационные, идеальные конструктивно, безопасные и долговечные и, конечно же, удобные и приятные в использовании усилители, впечатляющие не только элегантной внешностью, но и выдающимися способностями передавать музыку во всём её великолепии.
Подробнее о бренде OctaveОбзоры товаров под маркой Octave (27)Официальный сайт Octavewww.octave.de/en
Octave V70 SE / 6moons.com
Некоторые отзывы пишутся практически сами собой, над другими приходится потрудиться. Эта статья относится ко второму типу, и вовсе не потому, что рецензию на интегрированный усилитель Octave V70SE было сложно «пробить» в редакции. Проблема заключалась в том, что Ральф Вернер и Мартин Мертенс уже рассказывали о моделях Octave V 80 и Octave V40 SE, соответственно. Как вы, вероятно, знаете, действующий протокол обзора компонента предполагает, что читатели никогда ранее не встречали информацию о соответствующем производителе и его продукции, не говоря уже о рассматриваемом аппарате. Но когда речь идет об отчетах коллег из того же издания, приходится сделать исключение и признать, что ты внимательно прочел их творения перед тем, как точить собственное перо.
Как выяснилось, все написанное Ральфом и Мартином о соседях V 70 SE по конюшне в полной мере относится и к моему «подопечному», и я не смог бы изложить это лучше. Поэтому в порядке исключения не стану притворяться, что живу на необитаемом острове. Будем предполагать, что если вы интересуетесь аппаратурой Octave, то с высокой вероятностью уже изучили все, что опубликовано на эту тему в нашем журнале. Поэтому я позволю себе не отвлекаться на историю компании Octave или на феномен ее босса Андреаса Хофманна, а просто сошлюсь на обзор V 80. Я также не собираюсь рассказывать о совершенно безупречных упаковочных материалах, прилагаемых аксессуарах, регулировке смещения, интеллектуальном эко-режиме с низким энергопотреблением и тому подобных важных делах, отослав читателя к обзору модели V 40 SE. Мне действительно нечего к этому добавить, что случается редко. Если бы мне нужно было поведать что-либо о настройке смещения, невозможно было бы изложить это лучше, чем в образцовом руководстве пользователя, которое можно скачать в формате PDF по этой ссылке. Я даже обойду стороной философские идеи компании о лампах как устройствах для усиления сигнала и использовании полупроводников в периферийных схемах. Вместо этого я буду говорить об уникальных особенностях V 70 SE.
Что касается различий между V 70 SE и его предшественником V 70, в первую очередь стоит отметить более габаритное шасси, унаследованное от модели V 80. Оно позволило увеличить пространство между деталями и, соответственно, уменьшить их взаимное влияние. Также утверждается, что это способствует повышению качества работы опционального полностью полупроводникового модуля фонокорректора (в моем тестовом устройстве его не было). Кроме того, были заменены задающие лампы выходного каскада. В предыдущей модели использовался один двойной триод для обоих каналов; версия SE получила по триоду на каждый, что несколько увеличило выходную мощность. Я бы рассчитывал на более строгое разделение каналов, поскольку у двойных триодов наблюдается емкостная связь на высоких частотах. Выходные трансформаторы остались неизменными – у Андреаса Хофманна не родилось новых идей по их улучшению. Они намотаны на так называемых PMZ-сердечниках из специального сплава, который поставляется единственной швейцарской компанией, и обеспечивают меньший уровень потерь по сравнению с классическими Ш-образными. Такая схема приводит к уменьшению паразитного излучения и снижению уровня собственных шумов. Плюс ко всему этот трансформатор собственной разработки позволяет расширить полосу пропускания на 30–40% по сравнению с более традиционными конкурентами.
У ламповых усилителей выходные трансформаторы играют жизненно важную роль. В этой сфере компания Octave предпочитает дать больше, чем от нее ожидается. Первичная и вторичные обмотки снабжены многослойной изоляцией типа «коробка в коробке», еще много десятилетий назад применявшейся McIntosh для минимизации потерь при передаче сигнала из-за колебаний сопротивления нагрузки. О других деталях Андреас Хофманн не распространяется, ссылаясь на необходимость защиты интеллектуальной собственности и проприетарных ноу-хау. Однако он подчеркивает, что изоляция между слоями обмоток трансформатора – стопроцентно органическая, поскольку синтетические материалы просто «кошмарно» сказываются на звучании. К сожалению, самостоятельное производство этих элементов обходится дорого и требует привлечения высококвалифицированных рабочих, которые тратят от трех до четырех часов на изготовление выходного либо силового трансформатора. Octave с гордостью сообщает, что до сих пор ни один из них не вышел из строя в процессе эксплуатации. По словам Хофманна, чтобы обеспечить соответствие своим стандартам качества, компания «почти все» изготавливает своими силами.
Безусловная уверенность Octave в том, что покупатели ее компонентов никогда не столкнутся с проблемами при их эксплуатации, к сожалению, не является универсальным правилом в сегменте High-End-аудио. Усилители компании снабжены комплексной защитой и способны работать без нагрузки, без ламп и даже в условиях полного короткого замыкания между выходными клеммами. Единственное, что со временем изнашивается, – это сами лампы. Подобно своим собратьям, предназначенным для освещения, они рассчитаны на ограниченный срок службы. Если одна из них выйдет из строя, ничего больше не произойдет – в этом отличие от усилителей других марок, у которых резистору выходной лампы приходится жертвовать собой, когда подведомственная ему колба испускает дух. Андреас Хофманн считает, что его аппараты способны работать 20 лет без каких-либо проблем с обслуживанием.
Экземпляр V 70 SE прибыл с установленными лампами KT88; мне также был доступен опциональный блок питания Black Box. Это, по сути, массив емкостей, который подключается параллельно с фильтровыми конденсаторами встроенного блока питания, повышая общую емкость в четыре раза. Более мощная версия, Super Black Box (подробнее о ней – в обзоре V 80), увеличивает это преимущество до десяти раз. «Мистер Сулу, установите курс, скорость варп десять». Многие другие компании улучшают свои блоки питания при помощи так называемых сглаживающих дросселей, однако Хофманн считает этот подход тупиковым. Эти элементы имеют слишком высокое выходное сопротивление и в силу этого – неприемлемое время реакции. У сверхпроизводительных конденсаторов Хофманна этот показатель более низкий и, следовательно, они работают быстрее. В конечном счете, все дороги ведут в Рим. Этот факт избавляет от беспокойства о технических деталях и позволяет оценить главное: добрался некий разработчик до пресловутого Рима – или нет.
Ни один обзор лампового усилителя не обходится без вопроса о совместимости с колонками. У меня под рукой было три пары АС: Audio Physic Avantera, Magnat 1005 и студийные мониторы JBL LSR6332. Комбинация Octave и Avantera оказалась не самой удачной. От лампового усилителя этой ценовой категории я не ожидал придирчивости в отношении выбора музыки, однако материал с быстрыми последовательностями басовых импульсов в исполнении Avantera не доставил особого удовольствия. Звучание не было совсем уж плохим, однако высокая степень дифференциации и контроля, столь очевидная в более высокочастотных диапазонах, на НЧ не распространялась. А это, в свою очередь, негативно отразилось на верхних регистрах. В результате в этом партнерстве V 70 SE играл заметно менее открыто и свободно, чем в других случаях.
При подключении Magnat дела всерьез пошли на лад, а с JBL музыка поистине расцвела. Можно было бы предположить, что в диапазоне ниже 100 Гц колонки Audio Physic имеют более низкое сопротивление, чем у JBL, что приводит к перегрузке усилителя по току. Однако оказалось, что все не так просто. Технические характеристики и убедительные графики измерений для обеих моделей демонстрируют схожие кривые в четырехомной области. Несмотря на это, Андреас Хофманн разделяет мое мнение и тоже считает, что колонки с несколькими НЧ-динамиками в целом менее удачно срабатываются с его усилителями, чем модели с одиночным, желательно большим, вуфером. Таким образом, помимо номинального сопротивления, вклад в звучание вносят и другие факторы.
Что касается его самого, мы возвращаемся к первоначальной задаче: дополнить уже сказанное моими коллегами. В ходе собственного знакомства с V 70 SE я постоянно распознавал их комментарии в своих впечатлениях. Когда устройства одного производителя имеют настолько цельный характер, это верный признак того, что разработчик знает свое дело и способен гарантированно получить «собственный» звук разными способами. Напротив, если продукция одного и того же бренда играет совершенно по-разному, я всегда подозреваю, что результат получен более или менее случайно. После того, как Ральф Вернер спросил меня о моих первых впечатлениях от V 70 SE, у нас сложился следующий диалог: «Очень точный, но в то же время немного сдержанный. Я дам ему несколько дней на прогрев». – «"Сдержанный" в смысле "не динамичный" или "медленный"? Это было бы странно». – «Нет, не медленный. Точность, а не энтузиазм. Противоположность нарочитой привлекательности».
Это первое впечатление сохранилось на протяжении всего тестирования. Привлекательность, гламур и излишества – это не про V 70 SE. Он был сдержанным только в том смысле, что не слишком сильно вторгался в музыкальное полотно. Звучанию была присуща очень высокая нейтральность на всем диапазоне, от баса до ультразвука – как в тональном, так и в динамическом планах. Изначально отсутствовавший энтузиазм проявился через несколько дней; вокал приобрел блеск и выразительность, а исполнение в целом прибавило в свободе и гибкости.
Как рецензенту мне всегда любопытно проверить, способен ли мой «подопечный» освоить нетипичный для своего класса вид деятельности. После прочтения рецензии мисс Виктории Ширмай на fairaudio.de я приобрел альбом Bossa Nova just Smells Funky группы Bahama Soul Club. В нем продюсер Оливер Белц отдает дань уважения коллективу Blues Brothers – релиз начинается с вступления конферансье, затем следует эффектный музыкальный номер, круто замешанный на перкуссии. В подаче системы с колонками JBL ему была присуща требуемая стремительность, и мои ноги сами собой устремились в пляс, не давая мне усидеть на месте. (Я вынужден не согласиться с безупречной в остальном рекомендацией Ширмай и заявить, что Serious Soul можно считать квази-саундтреком скорее к фильму «Фокси Браун», чем к серии «Шафт»). Сдержанность и нейтральность, таким образом, не следует понимать как неспособность Octave свинговать и зажигать или как нежелание отдать должное музыке, ориентированной на танцевальность. Поразмыслив над этим пару дней, я пришел к выводу, что знаю очень немного ламповых усилителей, которые обеспечивают такую проворность на всем частотном диапазоне. Это очень впечатляет.
Тему физического воздействия музыки продолжает альбом Shri Durga диджея Cheb I Sabbah, в котором есть композиция The Baba Bulley Shah & Baba Farid Mix: Gazelle Memories. Она начинается с электрически искаженной партии струнного инструмента под названием «саранги». Мне не доводилось слышать его «живьем», без усиления, но в исполнении V 70 SE он звучал настолько прочувствованно, что у меня заныло сердце, и глаза наполнились слезами. Octave отслеживал малейшие изменения амплитуды сигнала, стремясь передать замысел музыкантов с необычайно высокой степенью достоверности. Часто встречается мнение, что ламповые усилители склонны к приукрашиванию музыки с целью придания ей желанной «задушевности», но этот Octave четко показывает, что многие альбомы совершенно не нуждаются в такой искусственной «одухотворенности». Когда подача становится настолько прозрачной, что задуманные исполнителями эффекты встречают меньше препятствий, чем с другими системами, мы имеем дело с серьезным отношением к понятию High End. То, что продолжение композиции очаровало меня своими сложными для западного слуха ритмами, понятно и без дальнейших объяснений.
Австралийский певец, музыкант и продюсер Луи Тиллетт в 1987 году рискнул записать для своего альбома Egotripping at the gates of hell кавер-версию песни Алана Туссена On your way down. Тиллетт именует свою жизненную философию «надеждой из отчаяния», и в этой композиции можно услышать и то, и другое. Octave V 70 SE с таким глубоким чувством воссоздал это творение, состоящее из голоса, гитары и фортепиано, что у меня перехватило дух. Это не литературный оборот для красоты изложения, а мое подлинное переживание. Я и в самом деле поймал себя на том, что затаил дыхание, чтобы не пропустить ни грана эмоционального исполнения. Просто потрясающе!
Тексты были совершенно разборчивыми, и даже такие трудные звуки, как британское «th» или свистящие согласные, не несли в себе ни малейшей шероховатости. Ноты фортепиано были физически ощутимыми, насколько это возможно в записи, и оставались прочно укорененными на музыкальной сцене даже во время самых неровных пассажей. В ходе тестирования модели V 80 Ральф Вернер отметил склонность этого усилителя проецировать вокал ближе к слушателю, но я не могу подтвердить данное наблюдение. Голоса не выпирали из аранжировки дальше, чем у моих собственных предусилителя и усилителя мощности Tom Evans Audio Design The Vibe Plus и 102 Jeff Rowland. Более того, они были даже полнее интегрированы в музыкальное полотно. Octave спокойно делал свое дело, без самолюбования и без заигрывания со слушателем. Образы инструментов и вокалистов не были ни мельче, ни крупнее, чем я привык.
Что касается вклада модуля Black Box в звучание, мне не удастся добавить ничего существенного к выводам Мартина Мертенса в его обзоре модели V 40 SE. Даже при подключении колонок JBL и на умеренном уровне громкости Black Box обеспечивал повышение чистоты и убедительности. Оценив его влияние хотя бы раз, вы вряд ли захотите остаться без него – хотя лично я предпочел бы обойтись без дополнительного агрегата в стойке, поскольку выбор в пользу интегрированного усилителя был обусловлен, в первую очередь, желанием уменьшить количество устройств. Так что остается упрятать его подальше. При правильном подборе акустики басы V 70 SE станут приятным сюрпризом для всех тех, кто до сих пор ассоциирует лампы с размытой и сглаженной подачей НЧ. Конечно, мощный полупроводниковый усилитель способен выдать больше – но не на порядок. На самом деле, и без «допинга» низы у этого аппарата оказываются на высоте. Даже в инфразвуковых оргиях а-ля Portishead звук получается сухим, достаточно глубоким и, что самое важное, очень подвижным. Black Box добавляет прозрачности в визуальном смысле: инструменты легче «увидеть», проще локализовать и определить их размеры. «Хвосты» ревербератора также лучше сфокусированы.
Заключение. Главное, надолго остающееся в памяти впечатление от Octave V 70 SE – это его прозрачность. Он не борется за внимание слушателя, позволяя музыке говорить за себя. Именно этого я всегда жду от усилителя. Соотношение цена/качество у него необычайно высокое, особенно если учесть репутацию производителя, базирующуюся на долговечности его моделей и отсутствии проблем в ходе эксплуатации. Апгрейд устройства за счет добавления модуля Black Box определенно стоит затрат. Но лично я оценил бы эту возможность еще выше, если бы для подключения добавочных конденсаторов не требовался еще один увесистый корпус, подразумевающий солидную долю затрат на модернизацию и занимающий дополнительное место.
Любопытно было бы выявить различия между тремя интегрированными моделями компании. Поскольку двух других у меня не было под рукой, я процитирую производителя, который описывает V 40 SE и V 70 SE как одинаковые во всем, за исключением более сложного блока питания и запаса по мощности. По его утверждению, эти модификации обеспечивают повышение контроля и убедительности. В качестве опции доступен модуль фонокорректора. Хофманн считает, что у V 70 SE более динамичный и заводной характер, тогда как V 80 в большей степени ориентирован на поклонников классической музыки (особенно оперы), обладает более низкими басами и играет «более красиво и округло». Также стоит отметить повышенную функциональность, в частности, наличие разъема для адаптера HeadFi. Учитывая собственную оценку компании и результаты моего прослушивания, я склонен считать, что актуальная модель V 70 SE будет абсолютным бестселлером.
Психологический профиль:
Не демонстрирует классической «ламповой теплоты»; наделен нейтральным тональным характером без акцента на каком-либо поддиапазоне. Расширение НЧ очень приличное, хотя басы не настолько глубоки, как у полупроводниковых усилителей мощности.
Очень ровное, мощное и четкое выделение пиковых сигналов на всем слышимом диапазоне. В области низких частот этот эффект зависит от соответствующей нагрузки, из-за чего, по-видимому, предпочтительно подключать колонки, оснащенные одним НЧ-динамиком, а не набором вуферов.
Проворен, поэтому при грамотном подборе АС даже сложные полиритмические композиции подает так, что слушателю хочется танцевать.
Правильно определяет размеры и разделяет инструменты без смещения моментов атаки. Практически не уступает более дорогим двухкомпонентным усилителям по глубине звуковой сцены.
Параллельное подключение дополнительного блока емкостей приводит к росту убедительности, расслабленности и сфокусированности образов независимо от громкости. Базовый звуковой характер остается неизменным.
Система
Источники | CD-транспорт Heed Obelisk DT, ЦАП |
Усилители | предусилитель-фонокорректор Tom Evans The Vibe+ с блоком питания Pulse; Jeff Rowland 102, Symasym |
Колонки | JBL LSR 6322, Magnat 1005 |
Кабели | различные модели |
Octave V70 SE
Категория | интегрированный ламповый усилитель |
Габариты и вес | 451 x 150 x 415 мм (ширина x высота x глубина), 22 кг |
Отделка корпуса | черный или серебристый |
Входы/выходы | 5 RCA-входов, 1 XLR-вход, функция обхода для одного входа, регулируемый выход с предусилителя, фиксированный выход с предусилителя, выходы на АС |
Потребляемая мощность | 400 Вт при полной выходной мощности, 140 Вт в обычном режиме, менее 25 Вт в эко-режиме |
Другое | пульт ДУ, функция обхода, эко-режим, раздельная регулировка смещения мощных ламп, разъем для дополнительного блока питания, плата MM- или MC- фонокорректора в качестве опции |
Автор: Маркус Зауэр
Подготовлено по материалам издания "6moons.com", июль 2023 г. www.6moons.com
Ламповый стереоусилитель
Octave V 70 SE Black + Octave Black Box BlackСпециальная цена
1 030 150 руб. / штукаЛамповый стереоусилитель
Octave V 70 SE Silver + Octave Black Box SilverСпециальная цена
1 030 150 руб. / штукаЛамповый стереоусилитель
Octave V 70 SE Black + Octave Super Black Box BlackСпециальная цена
1 280 950 руб. / штукаЛамповый стереоусилитель
Octave V 70 SE Silver + Octave Super Black Box SilverСпециальная цена
1 280 950 руб. / штука