Rotel

Rotel

Все продукты Rotel: проигрыватели CD, предусилители, процессоры объемного звука, усилители мощности, ресиверы, являются уникальными. Они созданы компанией, основанной в 1961 году и являющейся семейной собственностью, которая занимается проектированием и изготовлением прекрасных высококачественных домашних кинотеатров и высокоточных компонентов.

Подробнее о бренде RotelОбзоры товаров под маркой Rotel (136)Официальный сайт Rotel
www.rotel.com
Аудиомания — авторизованный дилер Rotel

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com

Стильный и качественный интегрированный усилитель по достойной цене.



Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com

Предварительный вердикт

У A14 MkII меню с не самой рациональной структурой, зато в его активе потрясающий звук, стильная внешность и более чем разумная стоимость.

За

Соотношение цены и качества

Стильная внешность

Отличный звук

Против

3,5-миллиметровый выход на наушники

Системе меню не помешала бы оптимизация


Нет ничего удивительного в том, что компания Rotel выпустила уже вторую версию своего сверхпопулярного интегрированного усилителя A14 – флагманской модели 14-й серии. Производители цифроаналоговых преобразователей постоянно выводят на рынок модернизированные интегральные схемы и освобождают свои склады от устаревших, поэтому те, кто использует эти ИС, также вынуждены периодически обновлять свою продукцию, применяя в ней чипы последних поколений.

Кроме того, порой складываются ситуации, серьезно затрагивающие производителей аудиотехники по всему миру. Например, катастрофический пожар 21 октября 2020 года полностью уничтожил завод в японском городе Нобеока, на котором компания Asahi Kasei Microsystems изготавливала свои ЦАП и АЦП, и теперь эти устройства больше не выпускаются. Не знаю, совпадение это или нет, но самым большим отличием первой версии интегральника Rotel A14 от второй стал замененный ЦАП.

Если в оригинальном A14 применялся чип от AKM, то новый A14 MkII оснащен микросхемой от Texas Instruments, способной обрабатывать файлы с параметрами дискретизации вплоть до 32 бит/384 кГц.

Помимо переделки схемы, необходимой для совместимости с новым ЦАП, в Rotel также воспользовались возможностью оптимизировать выходные фильтры и конструкцию блока питания, выбрав топологию, схожую с применявшейся в усилителях Rotel серии Tribute.

Наконец, компания заявляет, что она «внесла дополнительные изменения в раскладки путей прохождения сигнала для обеспечения более богатого и полного звучания, а также еще более реалистичной подачи».

Оснащенность

Если многие производители усилителей сокращают число входов, стремясь снизить себестоимость Hi-Fi-компонентов, то Rotel A14 MkII ими доверху набит. Их так много, что, скорее всего, вы никогда не сможете реализовать все доступные варианты подключений.

У него имеются четыре аналоговых линейных входа (обозначенные как CD, Tuner, Aux 1 и Aux 2), а также вход на фонокорректор, настроенный на типичный MM-картридж.

Что касается аналоговых выходов, то в их числе два комплекта разъемов для подключения АС (A и B, переключаемые), линейный (к которому можно подсоединить сабвуфер) и выход на наушники на передней панели.

Последний – это 3,5-миллиметровый миниджек, а не профессиональный 6,25-миллиметровый разъем, представляющийся более логичным для такого полноразмерного компонента, как A14 MkII. Кроме того, ободок гнезда для наушников, равно как и USB-порта рядом с ним, черного цвета, так что на корпусе усилителя в такой же отделке они почти незаметны, а в серебристой – бросаются в глаза.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com

Комплекс цифровых подключений A14 MkII включает не только четыре традиционных входа (два коаксиальных и два оптических), но и USB-порт, а также беспроводной канал Bluetooth aptX. На задней панели имеется Ethernet-разъем, однако он предназначен только для обновления программного обеспечения и для управления по IP при интеграции в системы «умного дома» (этой же цели служит вход RS-232).

Изменения, внесенные в блок питания, никак не повлияли на номинальную выходную мощность усилителя: она составляет те же 80 Вт на канал при нагрузке 8 Ом и 150 Вт на канал на 4 Ом, что и у базовой модели A14. Сам он остался полностью аналоговым; в нем используется тороидальный трансформатор собственного производства Rotel, а также четыре конденсатора, изготовленных по патентованной технологии Slit Foil. В выходном каскаде применены биполярные транзисторы в конфигурации класса A/B.

Прослушивание

У фронтального дисплея Rotel A14 MkII довольно низкое разрешение. Вместо него можно было бы использовать один из современных OLED-экранов с высокой детальностью – однако нынешний вариант, как я полагаю, был выбран из соображений сохранения доступной цены.

У переключателя уровня яркости дисплея целых семь позиций, но его нельзя погасить полностью (по крайней мере, я не смог понять, как это сделать).

Любопытно, что это понижение свечения не влияет на яркость светодиодов, встроенных в различные элементы управления на передней панели – приглушать их придется отдельно. Эта функция двойной регулировки данного параметра необычна, но вполне практична – и она становится еще более полезной из-за того, что основной дисплей не выключается.

Сам он необходим для настройки множества пользовательских опций A14 MkII: на нем последовательно отображаются 30 страниц информации. Я убедился в этом, когда допустил ошибку при настройке одного из параметров и обнаружил, что не могу вернуться к предыдущему пункту, чтобы сделать необходимые правки. Вместо этого мне пришлось пролистать все 30, чтобы перейти к нужному и выполнить требуемое.

Совершив этот маневр, я пришел к выводу, что должен существовать некий способ отката назад, минуя пункты меню – или что компания Rotel могла бы подумать о реализации такового и обновить прошивку. Если в настоящее время он и существует, я не смог его найти даже с помощью руководства пользователя.

Кстати говоря, это РП не особенно удобно для владельца A14 MkII, тогда как сам усилитель, напротив, очень комфортен – настолько, что вместо изучения мануала с целью ознакомления со всеми его функциями и опциями лучше просто нажать кнопку «Меню» и пролистать его, чтобы узнать, какие настройки доступны, какие из них стоит изменить, а какие оставить «по умолчанию».

В частности, таким образом можно обнаружить регуляторы тембра и баланса. Если вы измените их параметры, то все примененные настройки будут сохранены даже при выключении компонента. Однако они, по сути, глобальные и действуют одинаково для всех источников сигнала. Их нельзя задать для каждого по отдельности, как у некоторых других усилителей.

Также имеется возможность установить уровень громкости при включении, с которой A14 MkII будет каждый раз автоматически стартовать. Для нее заранее выбрано значение «45», которое, конечно же, является номинальным, поскольку итоговая громкость будет зависеть от амплитуды сигнала на его входе.

Rotel называет эту функцию Power On Max Volume («Максимальная громкость при включении»), как бы смешивая два разных принципа работы, поскольку у некоторых усилителей можно установить как уровень громкости при включении, так и его максимальное значение. В данном случае можно предварительно задать только первый параметр, после чего можно делать погромче до любой степени, которую возжелает ваше сердце (или, выражаясь точнее, до уровня звукового давления, которое будут способны выдержать ваши уши).

Что касается громкости при выходе из режима ожидания, то A14 MkII не просто включает воспроизведение именно с того источника, который прослушивался в момент отправки усилителя в сон, но и на том же ее уровне.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com

В меню также можно выбрать, будет ли разъем USB Power на задней панели (который, как следует из названия, представляет собой исключительно средство для подзарядки и не предназначен для приема аудиосигнала) подавать питание через USB-порт постоянно или только во включенном состоянии усилителя. По умолчанию он выполняет такую функцию только в последнем случае – по крайней мере, так устроено в Австралии. Так сделано для обеспечения соответствия аппарата нормам электропитания различных стран, в которых он продается, поэтому в других регионах питание посредством USB в таком режиме может по умолчанию отсутствовать.

Продолжая прокручивать меню, вы обнаружите возможность настроить автоматическое выключение усилителя при отсутствии сигнала в течение заданного периода времени (20 минут, 1 час, 2 часа, 5 часов, 12 часов) либо оставить его постоянно включенным. Также можно установить, будет ли он таким же образом включаться при обнаружении сигнала на входе (режим детектирования сигнала) или нет.

Следуя по тому же алгоритму, можно перебрать все 30 страниц, после чего прокрутка начнется заново. Большинство параметров вполне понятны; если же вам что-то покажется неясным, тогда самое время обратиться к руководству пользователя.

В процессе написания данного обзора я опробовал почти все входы Rotel – с виниловой вертушки, CD-проигрывателя, сетевого аудиоплеера и MacBook Pro – и во всех случаях Rotel работал безупречно. Я не пользуюсь Bluetooth, и у меня нет файлов в формате MQA, так что эти функции усилителя остались без моей оценки.

В процессе тестирования цифровые сигналы большинства – хотя и не всех – обсуждаемых ниже музыкальных треков подавались как на коаксиальный вход, так и через USB-порт, а в тех случаях, когда это было возможно, также с разными частотами дискретизации из числа поддерживаемых A14 MkII. Однако признаться, меня более чем устроило прослушивание с параметрами 16 бит/44,1 кГц, и подавляющее большинство вещей для этого обзора проигрывались именно с соответствующим битрейтом.

С первых же нот меня поразил объем потенциально доступной мощности. Появление относительно приличных усилителей класса D приучило меня к тому, что устройства такого рода наделены большой энергией, несмотря на довольно скромные габариты; но обнаружить ту же способность у модели класса A/B было неожиданно.

Мощь настолько велика, что если подключить к усилителю Rotel колонки с чувствительностью выше средней – или даже со средней – то он обеспечит достойную громкость не только для повседневной жизни, но и для любой праздничной вечеринки.

Восхищает не только потенциальная мощность A14 MkII, но и чистота звучания. Проверяя качество работы на всех возможных уровнях громкости, я не отметил ни малейших слышимых искажений даже при прослушивании на максимуме. И, наоборот, при проигрывании музыки на самом минимальном – например, когда я работал ночью и не хотел беспокоить детей – был поражен тем, как мало шума присутствовало в звуке.

Под словом «мало» я имею в виду его практически полное отсутствие. Это супертихий усилитель, который в процессе воссоздания музыки не издает ни свиста, ни гула. (А поскольку в нем нет вентиляторов, то нет и шума от них, который мог бы составить проблему при прослушивании записей поздним вечером).

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com

В поисках подходящей дозы 16-тактной музыки для разогрева я достал старый любимый альбом Bluesiana Triangle, который Арт Блейки записал незадолго до своей смерти в 1990 году. Этот релиз совершенно не производит впечатления «пенсионерского»: Блейки здесь играет так же четко и ритмично, как и всегда, и единственное отличие от его ранних работ заключается в меньшей сглаженности динамики из-за потери слуха.

Как всегда, бэнд-лидер окружил себя отличными музыкантами. В записи одноименного альбому трека приняли участие Доктор Джон (гитара, орган, фортепиано, вокал), Дэвид «Fathead» Ньюман (флейта, саксофон, бэк-вокал) и Эссиет Окон Эссиет (бас и бэк-вокал) – блестящий состав талантливых исполнителей.

При создании этого сборника Блейки явно стремился направить свою музыку в непривычное русло – в нем вы найдете совсем не то, что ожидаете. Особенным сюрпризом оказывается комедийная композиция Томаса Бригама Бишопа Shoo Fly Don't Bother Me, которую я обычно пропускаю, если вижу ее в трек-листе. Однако Блейки так здорово играет здесь на ударных, что в данном случае я был просто вынужден сделать исключение.

Обратите внимание на перезвон тарелок – он великолепен, и A14 MkII воссоздал его во всей красе. В продолжительном соло на ударных (точнее говоря, это не совсем соло – бас Эссиета добавляет ему красок) отчетливо слышен голос каждого барабана.

Способность Rotel выдавать идеально ритмичный бас в полной мере способствовала раскрытию талантов Эссиета в этом альбоме, особенно в композиции Блэйки и Ньюмана Need to Be Loved – сложном произведении с невероятным звучанием саксофона, а также на редкость чисто записанными ударными, что нечасто доводится слышать.

Пожалуй, здесь это лучший трек, а поскольку завершающая композиция, For All We Know, принадлежит перу Дж. Фреда Кутса, прославившегося мелодией Santa Claus is Coming to Town, это о чем-то да говорит! Кроме того, в этот релиз входит самая замечательная, на мой взгляд, версия хита When The Saints Go Marching In – хотя она могла бы обойтись без скучной басовой темы Эссита во время соло Джо Бонадио на перкуссии.

Что касается упомянутого последнего трека, то он совершенно сногсшибателен: горестный, элегический, грохочущий, отдающийся эхом саксофон, звенящие и режущие звуки фортепиано, рулады баса на первой струне – и чистейшей воды партия ударных Блэйки. Полный восторг!

Для тестирования среднего диапазона я часто выбираю альбом Ребекки Пиджон The Raven, выпущенный на лейбле Chesky, который не только превосходно записан, но и доступен на самых разных платформах, включая CD, винил и WAV в форматах до 176/24. Голос Пиджон зафиксирован, как есть – без эха и без исправлений. И даже когда певица порой самую малость фальшивит, звукорежиссер оставляет ее вокал в первозданном виде.

Пожалуй, больше всего на этом диске я люблю заглавный номер – но не за голос, а за нежное инструментальное сопровождение, создаваемое фортепиано и скрипками. «Наполненность» звукового пространства этот усилитель передает очень точно. Если же вам нужна абсолютно полная акустика вкупе с новыми музыкальными впечатлениями, то для оценки качества A14 MkII я рекомендую прослушать (и лучше неоднократно) The Art of Losing – последний альбом валлийской певицы и автора песен Кэтрин Энн Дэвис, выступающей под псевдонимом The Anchoress.

Достигнув высокого мастерства в искусстве потерь (диагностированный рак, смерть отца и несколько выкидышей, последовавших один за другим), Дэвис вложила в эту запись все свои переживания. Стержневой элемент альбома – лиричность текстов, нехарактерная для современных песен, однако погрузиться в нее непросто – мешает мощный натиск звука.

Но если вы все-таки вслушаетесь в тексты, то поймете, почему Дэвис получила докторскую степень по литературе и откуда она взяла названия своих треков: The Art of Losing происходит от одноименной книги Алисы Зенитер, The Heart is a Lonesome Hunter напоминает о дебютном романе Карсон Маккаллерс 1940 года, а All Farewells Should Be Sudden – цитата из лорда Байрона (а не из творения группы The Verve!). И это только три из тринадцати композиций, источники наименований остальных читателю предлагается найти самостоятельно.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com

Окончательный вердикт

Если только вы не покупаете усилитель исключительно для того, чтобы произвести впечатление на друзей, то мне трудно придумать причину, по которой вам стоило бы потратить больше, чем Rotel просит за свой A14 MkII. Это чертовски хороший Hi-Fi-компонент.

Полные результаты лабораторного тестирования

Испытательная лаборатория Newport Test Labs измерила выходную мощность Rotel A14 MkII при нагрузке 8 Ом на два канала и получила значения, заметно превышающие паспортные. Лучший результат был достигнут на частоте 1 кГц и составил 105 Вт на канал. На частоте 20 кГц выходная мощность немного снизилась, до 100 Вт, а на 20 Гц – до 90 Вт на канал, что все равно на 10 Вт выше паспортного параметра.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
Интегрированный усилитель Rotel A14 MkII: выходная мощность при нагруженном одном канале

Как видно из приведенной выше гистограммы, представляющей выходную мощность при нагрузке 8 Ом на оба канала и на один канал, последний показатель вновь оказался значительно выше. На основании этого результата можно сделать вывод об использовании Rotel нестабилизированного источника питания, а также о том, что «динамическая» кратковременная выходная мощность усилителя будет намного выше приведенных здесь значений для непрерывного режима.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
Интегрированный усилитель Rotel A14 MkII: выходная мощность при нагруженных обоих каналах

С нагрузкой 4 Ом усилитель Rotel вполне соответствует своим техническим характеристикам на частоте 1 кГц. Измеренные Newport Test Labs показатели выходной мощности составляют 156 Вт на канал при нагруженных обоих. На границах частотного диапазона A14 MkII выдает несколько меньшую мощность: 126 Вт на канал на частоте 20 Гц и 146 Вт на канал – на 20 кГц.

Хотя эти цифры меньше 150 Вт, данные результаты не следует трактовать как «значения ниже паспортных», поскольку Rotel не указывает выходную мощность для этих частот, а лишь приводит величину «Max Output» (максимальная мощность).

Усилитель не подходит для непрерывной работы на нагрузке 2 Ом; при подсоединении колонок с таким сопротивлением он просто отключит выходные каскады, а на фронтальном дисплее появится надпись «Amp Protection» (защита усилителя).

АС, создающие нагрузку 2 Ом на какой-либо частоте, можно пересчитать по пальцам, поэтому такое сообщение можно будет увидеть только при случайном коротком замыкании выходных клемм. Тем не менее, я бы рекомендовал использовать колонки с номинальным сопротивлением 4 Ом или выше, если вы подключаете только один комплект АС, и 8 Ом, если вы используете две пары и планируете прослушивать их одновременно.

В целом, судя по АЧХ, усилитель A14 MkII оказывается невероятно широкополосным: специалисты Newport Test Labs определили пределы работоспособности по уровню -1 дБ на частотах 7,5 Гц и 801 кГц, а по уровню -3 дБ – на 3,7 Гц и 921 кГц. Расширение ВЧ обеспечивается подъемом АЧХ компонента за пределом диапазона слышимых частот до пика в 3 дБ на отметке 500 кГц.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
График 1. АЧХ с линейного входа при выходной мощности 1 Вт на неиндуктивной нагрузке 8 Ом с отключенным темброблоком (черная кривая) и с включенным в цепь, но установленным в положения «0 дБ» для НЧ и ВЧ (красная кривая)

АЧХ для диапазона слышимых частот показана на графике 1: черная кривая – для стандартной неиндуктивной тестовой нагрузки 8 Ом при отключенном темброблоке, красная – при его включении (реализованном через DSP) в цепь в положении «0 дБ» для НЧ и ВЧ.

Как видите, АЧХ в целом демонстрирует выдающуюся однородность, особенно в области средних частот. Она начинает подниматься непосредственно перед отметкой в 20 кГц, затем продолжает расти и на уровне 50 кГц становится примерно на 0,2 дБ выше, после чего движется вверх к упомянутому в предыдущем параграфе пику на частоте 0,5 МГц.

Что касается противоположного конца частотного диапазона, то можно видеть, что ниже отметки 100 Гц АЧХ начинает слегка опускаться, но настолько незначительно, что спад составляет всего около 0,15 дБ на частоте 20 Гц и 0,5 дБ – на 10 Гц.

При включении в цепь темброблока амплитуда выхода падает примерно на 0,4 дБ, как видно из графика. АЧХ несколько менее однородная, с небольшим (очень небольшим!) пиком на 8 – 9 кГц, за которым следует спад до частоты 20 кГц, а затем кривая вновь идет вверх.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
График 2. АЧХ с линейного входа при выходной мощности 1 Вт на неиндуктивной нагрузке 8 Ом с темброблоком, у которого уровни НЧ и ВЧ установлены в максимальное положение (синяя кривая), в минимальное положение (красная кривая), а также с отключенным темброблоком (черная кривая)

Влияние темброблока A14 MkII на АЧХ показано на графике 2. Как видите, при его включении он также сказывается на отклике в области средних частот. Величина прироста составляет около 13 дБ для НЧ и ВЧ; величина спада – около 15 дБ и 10 дБ, соответственно. Изменения уровня АЧХ, вызванные применением темброблока в ВЧ-диапазоне, не выглядят достаточно слаженными, поэтому я бы не рекомендовал использовать его для подъема верхов.

Баланс каналов согласно измерениям Newport Test Labs составил 0,21 дБ, что не так хорошо, как я надеялся. Однако разница не будет заметна на слух, тем более что она будет нивелирована даже минимальными изменениями в позиционировании колонок.

Параметр тестированияРезультат измеренийЕд. изм. / комментарий
АЧХ, выходная мощность 1 Вт7,5 Гц – 801 кГц–1 дБ
АЧХ, выходная мощность 1 Вт3,7 Гц – 921 кГц–3 дБ
Разделение каналов (дБ)63 дБ / 63 дБ / 63 дБ(20 Гц / 1 кГц / 20 кГц)
Баланс каналов (прямой / тональный)0,21дБ, на частоте 1 кГц
Фазовый баланс каналов (прямой)0,03 / 1,11 / 1,49градусы (20 Гц / 1 кГц / 20 кГц)
КНИ+шум0,0151% / 0,0032%1 Вт / номинальная мощность
Отн. сигнал/шум (невзв. / взв.)76 дБ / 81 дБдБ, мощность 1 Вт
Отн. сигнал/шум (невзв. / взв.)95 дБ / 100 дБдБ, номинальная мощность
Входная чувствительность121 мВ / 1,08 В1 Вт / номинальная мощность
Выходное сопротивление0,035 Омна частоте 1 кГц
Коэффициент демпфирования228на частоте 1 кГц
Потребляемая мощность0,31 / 36,41Вт (ожидание / рабочий)
Потребляемая мощность132 / 690Вт (1 Вт / номин. мощность)

Интегрированный усилитель Rotel A14 MkII: результаты лабораторного тестирования

Разделение каналов также оказалось хуже ожидаемого, но тот факт, что оно составило ровно 63 дБ на всех трех тестовых частотах (а не большее значение на низких и меньшее – на высоких), заставляет меня подозревать наличие некоторого изъяна в процедуре измерений или крошечного дефекта в самом аппарате. В любом случае, 63 дБ – это все равно больше, чем требуется усилителю для создания идеальной стереопанорамы и четкого разнесения каналов. Фазовый баланс их обоих превосходен.

Измеренное невзвешенное отношение сигнал/шум составило 76 дБ, A-взвешенное – 81 дБ при выходной мощности 1 Вт. Это отличный результат. Он стал еще лучше при нормировании на номинальную мощность: невзвешенное отношение сигнал/шум – 95 дБ, А-взвешенное – 100 дБ.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
График 3. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) сигнала с частотой 1 кГц при выходной мощности 1 Вт на неиндуктивной нагрузке 8 Ом

На графике 3 представлены уровни искажений и шума для выходного сигнала мощностью 1 Вт на нагрузке 8 Ом. Как видно, оба показателя очень низкие. Над уровнем собственных шумов усилителя (-120 дБ) в СЧ-диапазоне заметны только пять гармоник, и из них только положительно влияющая на звук вторая имеет уровень более высокий, чем -100 дБ, или, точнее говоря, -97 дБ (0,0014%) на графике.

По гармоникам следующих порядков наблюдается такая картина: -105 дБ (0,0005%) для третьей, -110 дБ (0,0003%) – для четвертой, -112 дБ (0,0002%) – для пятой, -113 дБ (0,0002%) – для седьмой. Согласно табличным данным, КНИ+шум при мощности 1 Вт составляет всего 0,0151%.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
График 4. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) сигнала с частотой 1 кГц при выходной мощности 1 Вт на неиндуктивной нагрузке 4 Ом

На графике 4 представлены уровни искажений и шума для выходного сигнала мощностью 1 Вт на нагрузке 4 Ом – и, как видите, на этот раз все гармоники опустились по уровню ниже -100 дБ (0,001%), однако на выходе A14 MkII теперь присутствует больше гармоник высоких порядков и все они нечетные, а не более приятные на слух четные.

Однако все они ушли ниже -110 дБ (0,0003%) и поэтому в любом случае не будут слышны. То же самое можно сказать и о гармониках более низких порядков: второго (-102 дБ, 0,0007%), третьего (-104 дБ, 0,0006%), четвертого и пятого (-109 дБ, 0,0003%), а также шестого (-115 дБ, 0,0001%).

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
График 5. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) сигнала с частотой 20 кГц при выходной мощности 20 Вт на неиндуктивной нагрузке 8 Ом

На графике 5 представлены уровни искажений и шума для выходного сигнала мощностью 20 Вт на нагрузке 8 Ом – как видите, и без того низкий уровень собственных шумов опустился еще ниже и теперь простирается аж до -130 дБ, за исключением НЧ-диапазона.

Вклад гармоники второго порядка (приятной на слух, потому что она ровно на одну октаву выше основной) в выходной сигнал составляет 0,0022% (около -93 дБ). Все остальные ниже -110 дБ (0,0003%) и потому совершенно не слышны.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
График 6. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) сигнала с частотой 1 кГц при выходной мощности 20 Вт на неиндуктивной нагрузке 4 Ом

На графике 5 представлены уровни гармоник и шума для выходного сигнала мощностью 20 Вт на нагрузке 4 Ом. Несмотря на то, что уровень собственных шумов остался примерно тем же, гармоники низших порядков здесь оказываются выше по уровню, чем на нагрузке 8 Ом – за исключением второй, уровень которой, как и при мощности выходного сигнала в 1 Вт, немного снизился до -98 дБ (0,00125%).

Тем не менее, в этом случае наблюдаются только три гармоники по уровню выше -110 дБ (0,0003162%): третья (-108 дБ, 0,0003981%), четвертая (-107 дБ, 0,0004467%) и пятая (-109 дБ, 0,0003548%).

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
График 7. Интермодуляционные искажения (CCIF) при выходной мощности 1 Вт на неиндуктивной нагрузке 8 Ом

На графике 7 представлен уровень интермодуляционных искажений по стандарту CCIF-IMD при мощности в 1 Вт и нагрузке 8 Ом, и Rotel A14 MkII показал поразительно хорошие результаты. По обе стороны от сдвоенного тестового сигнала с частотами 19 и 20 кГц присутствует только по паре спектральных компонент, причем две самые заметные из них с уровнем -100 дБ (0,001%), а две другие – с -110 дБ (0,00031%). Имеется нежелательный разностный сигнал на частоте 1 кГц (т. е. 20 кГц – 19 кГц = 1 кГц), но он по уровню на 98 дБ ниже тестового (0,00125%).

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
График 8. Интермодуляционные искажения (CCIF) при выходной мощности 20 Вт на неиндуктивной нагрузке 8 Ом

Из графика 8 видно, что при мощности выходного сигнала 20 Вт и нагрузке 8 Ом уровень интермодуляционных искажений CCIF-IMD несколько выше; но, несмотря на появление дополнительных разностных частот более высокого порядка, все они по-прежнему более чем на 100 дБ ниже, а уровень основного разностного сигнала снизился до -102 дБ (0,0007943%).

Rotel A14 MkII неплохо передал набор прямоугольных импульсов на испытательном стенде Newport Test Labs, однако все они продемонстрировали эффект нелинейного отклика усилителя на ультразвуковых частотах, проявляющийся как выброс на переднем и заднем фронтах каждого из них.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
Прямоугольный импульс частотой 100 Гц на резистивной нагрузке 8 Ом

На частоте 100 Гц выброс кажется узким из-за масштаба временной шкалы, необходимого для правильного отображения сигнала частотой 100 Гц. Его верхняя и нижняя части наклонены, из чего можно сделать вывод о наличии спада АЧХ A14 MkII в области ниже 20 Гц, как уже было продемонстрировано на графиках 1 и 2. Изгиба нет, что свидетельствует об отсутствии фазового сдвига на низких частотах. Это хороший результат.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
Прямоугольный импульс частотой 1 кГц на резистивной нагрузке 8 Ом

Прямоугольный импульс на частоте 1 кГц был бы идеальным, если бы не высокочастотные всплески на его краях. На графике можно отметить чрезвычайно малое время нарастания и идеальную симметрию его формы.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
Прямоугольный импульс частотой 10 кГц на резистивной нагрузке 8 Ом

Аналогичным образом ведет себя сигнал на частоте 10 кГц. Время нарастания снова чрезвычайно мало, как и следовало ожидать, учитывая завидную протяженность ВЧ-диапазона этого усилителя: наклон практически отсутствует. На этот раз временная шкала цифрового запоминающего осциллографа демонстрирует колебательный выброс высокой частоты.

Обзор Rotel A14 MkII / whathifi.com
Прямоугольный импульс частотой 1 кГц (2 мкФ параллельно с нагрузкой 8 Ом)

Как видно из вышеприведенной осциллограммы, при установке конденсатора емкостью 2 мкФ параллельно с восьмиомным неиндуктивным резистором для проверки стабильности Rotel A14 MkII на прямоугольном импульсе частотой 1 кГц усилитель продемонстрировал безупречную работу.

Выходное сопротивление у усилителя Rotel очень низкое, 0,035 Ом на частоте 1 кГц, благодаря чему коэффициент демпфирования A14 MkII составляет 228 – это выдающийся результат, который означает, что аппарат сможет легко управлять колонками, генерирующими чрезмерную обратную ЭДС. И, что еще важнее, благодаря этому его звуковой почерк не будет меняться в зависимости от сопротивления подключенных к нему АС.

Потребляемая мощность вполне типична для хорошо спроектированного и высокоэффективного усилителя класса А/В, который берет от сети около 60–100 Вт при обычном уровне громкости и около 345 Вт при работе на максимальной мощности.

Лабораторные стендовые испытания, проведенные Newport Test Labs, подчеркнули, что Rotel A14 MkII – мощный широкополосный усилитель с очень низкими уровнями шума и искажений, а также с превосходной системой защиты схем.


Подготовлено по материалам издания "What Hi-Fi?", декабрь 2021 г. www.whathifi.com

Этот обзор прочитали 3 482 раза

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий