О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
Radiotehnika
Radiotehnika — это взгляд в будущее Hi-Fi-аудио и потребительской музыкальной техники сквозь призму наследия золотого века советской радиоэлектроники.
Подробнее о бренде RadiotehnikaОбзоры товаров под маркой Radiotehnika (21)Официальный сайт Radiotehnikahttps://www.radiotehnika.ru
Обзор Radiotehnika Vita 2.05: звук, который долго ждали / Портал 4pda
Продолжаем следить за пополнением ассортимента Radiotehnika. В этот раз мы ознакомились с младшими напольниками из серии Vita, которая находится на ступеньку выше представленной ранее бюджетной линейки Alfa. У них новые материалы корпуса, драйверы и даже страна производства. Но что получилось со звуком? Выясняем все подробности в обзоре.
Шпон, и ничего лишнего
Конечно, можно было сделать хромированный ободок, золотую обводку и ажурные грили. Но обошлись без этого, как и в более бюджетной линейке Alfa. Дизайн Vita вдохновлён лучшими примерами минимализма. Шпон со всех сторон, гладко отполированные стыки и два цветовых решения — чёрное и белое. Но если раньше мода требовала деревянных коробок с огромными бесконтрольными динамиками, то сейчас это аккуратные, стройные столбики с грамотно проработанной акустикой кабинета и драйверами, которые адекватно ведут себя в любом помещении.
В нижнюю панель можно вкрутить комплектные шипы. На лицевой части — пара басовиков и твитер, а на тыльной — порт фазоинвертора и клеммы для подключения акустических кабелей. Если присмотреться к клеммам, то вместе с серийным номером станет видна надпись «Сделано в России». Да, все модели Radiotehnika Vita и проектируются, и собираются у нас в стране.
Попробуйте вспомнить, когда в последний раз у нас серийно выпускалась акустика. А здесь пара напольников Vita 2.05 и 2.06, полочники Vita 2.04, два вида настенных колонок Vita 2.01 и 2.02, центральный канал Vita 2.03 и даже активный сабвуфер в закрытом ящике Vita 2.07. Так что событие значительное. Ну и за бренд теперь не так обидно: канул бы в Лету — и вспоминали бы вечерами на кухнях, как трава была зеленее, а звук чище.
Технологии и позиционирование
Дать некогда популярному бренду второе дыхание — идея, конечно, хорошая. Но реализация акустики в наших реалиях должна сильно отличаться от того, что было раньше. С внешним видом дело ясное: берём хорошую древесину, актуальный дизайн и пару цветов для разнообразия. А что с технологиями? Можно, конечно, продолжить освоение суперсовременных материалов для динамиков, как это сделано в младшей линейке Alfa. С другой стороны, не помешает добавить в звук немного классического шарма.
Так все устройства Vita и получила динамики с диффузорами из бумаги. У напольников 2.06 и сабвуфера они усилены специальной пропиткой и немного различаются визуально. У наших же 2.05 это чистая бумага, без примесей и пропиток. Технологически это вполне современные излучатели, которые пережили серьёзные испытания перед запуском в серию.
При разработке динамика диаметром 146 мм, который используется в Vita 2.05 как СЧ/НЧ излучатель, использовались методы компьютерного моделирования. Они дают понимание, как именно каждая конструктивная часть ведёт себя при тепловом, вибрационном и другом воздействии. Результаты опытов влияли на устройство до тех пор, пока показатели не достигли технологического баланса. В итоге за бумажным драйвером установили электромагнитный движок, созданный с использованием технологии сбалансированного магнитного поля, а каркас звуковой катушки сделан из углеволокна и оснащён вентиляцией. Всё это, по словам производителя, позволило радикально снизить искажения в слышимых диапазонах, а ещё тепловые и вибрационные потери.
Твитер внешне тоже выглядит стандартно: это шёлковый купол с прецизионным покрытием диаметром 22 мм, который помещён в неглубокий волновод для оптимизации диаграммы направленности. Но ещё до оптимизации звука его надо качественно воспроизвести. Поэтому за видимую часть твитера спрятаны специальные камеры, которые нивелируют собственные резонансы драйвера. Дальше — вентиляция звуковой катушки: твитеру она тоже необходима для охлаждения в процессе работы. Именно так инженерам Radiotehnika удалось достичь чистых и естественных верхних частот, превосходной импульсной характеристики и минимального уровня искажений.
Немало внимания уделили кроссоверу, что вообще редкость для этого ценового сегмента. С самого начала, для улучшения электрических характеристик, кроссоверы линейки Vita изготавливаются методом навесного монтажа. Все комплектующие соединяются между собой по самому короткому пути — неоднократно проверенная тема, которая даёт значительный прирост качества звука. Ну и сами детали, которые тут соединяются, тоже не самые простые: катушки индуктивности Jantzen и полипропиленовые конденсаторы Audiocore уже много лет используются в индустрии как одни из лучших комплектующих.
Далее, чтобы избежать внутренних резонансов кабинета, его усилили распорками в тех местах, где он наименее устойчив. Достоинства этого решения мы знаем без подсказок инженеров: у модели минимальный окрас звука, предсказуемая работа фазоинвертора и нет нежелательных вибраций. Серия Vita вобрала современные технологии и классические проверенные решения. Осталось понять, как всё это отразилось на звуке.
Объективная реальность звука
Для оценки нам понадобится усилитель, а лучше сразу два: AMC XIA50se и Arcam SA10. В качестве источника будет проверенный временем всеядный комбайн Т+А R1000E.
Начнём с проверки бумажных динамиков низкими частотами — с Robots in Motion в исполнении Philter. Здесь разноуровневый бас опускается достаточно низко, чтобы затронуть области в районе 30-35 Гц. Radiotehnika Vita 2.05 сделали всё, что могли: бас оставался упругим во всём слышимом диапазоне, хорошо контролировался и всегда давал раскрыться средним частотам. В этом треке было важно дать свободу виолончели — и это получилось, несмотря на плотную синтетическую атмосферу.
Далее — сложный материал, которому в идеале нужны трёхполосная акустика и высокое разрешение. Речь о «Полёте валькирий» в исполнении Лондонского оркестра филармонии. С Vita 2.05 получаем неожиданно просторную сцену, где даже разделение планов по глубине имеется. Да, это не яркая выразительность и не вычурная холеричность, но сцена строится во все стороны, литавры захватывают дух, а медь не режет слух. Вряд ли здесь получится найти какие-то изъяны, держа в голове цифру с ценника.
Ну и для чистоты эксперимента — Zero Gravity австралийской певицы Kate Miller-Heidke. Эта выжимка поп-музыки сдобрена моментами масштабного баса и тонального сочетания голоса Кейт с аккомпанементом. Её оперный вокал умело вложен звукорежиссёрами в насыщенную ритмикой и эффектами мелодию. К способностям Radiotehnika Vita 2.05 снова нет вопросов.
Технические характеристики
Динамики | 1 х ВЧ, 22 мм, шёлковый купол; 2 х СЧ/НЧ, 146 мм, бумага |
Частотный диапазон | 45 Гц — 25 кГц (-3 дБ) |
Чувствительность | 86 дБ |
Сопротивление | 4 Ом |
Мощность долговременная/пиковая | 100/200 Вт |
Рекомендуемая мощность усилителя | 25 — 150 Вт |
Габариты | 190 х 950 х 315 мм |
Итоги
В своей ценовой категории Radiotehnika Vita 2.05 открывают новый уровень восприятия музыки. Они не клеят ярлыки на жанры, не капризничают с усилителями, не навязывают своё видение вашего репертуара. Всё, что у них есть, — приятная классическая внешность и точно такой же неприхотливый нрав. Добавьте сюда усилитель по вкусу, чтобы получить даже больше, чем ожидали.
Автор: Владимир Корхут
Фотографии: Денис Плотников
Подготовлено по материалам портала "4PDA", декабрь 2023 г. 4pda.to