Technics

Technics

Компания Technics известна российским меломанам еще с середины 70-х годов прошлого века, когда магнитофоны, колонки и проигрыватели этой японской марки появились на прилавках валютных «Березок» и крупных комиссионных магазинов. Гораздо позже мы узнали, что бренд принадлежит компании Panasonic (которая, в свою очередь, входит в холдинг Matsushita), и, в отличие от этой материнской корпорации, специализируется на производстве аудиоаппаратуры Hi-Fi-класса.

Подробнее о бренде TechnicsОбзоры товаров под маркой Technics (36)Официальный сайт Technics
https://www.technics.com
Аудиомания — эксклюзивный дилер Technics

Обзор потокового стереоусилителя Technics SU-GX70 / soundandvision.com

Потоковый усилитель класса «все в одном» обещает и обеспечивает высококачественный звук High-End-класса при относительно скромной мощности.

Technics SU-GX70

Оценки

Качество звука
Функциональность
Дизайн и сборка
Соотношение цены и качества

КРАТКИЙ ОБЗОР

Плюсы

Достоверное звучание аудиофильского класса

Бесплатное приложение с доступом к основным потоковым сервисам

Отлично работающая фирменная система автокалибровки для подстройки звучания с учетом особенностей помещения и колонок

Встроенный FM-тюнер качества выше среднего

Минусы

Мощность усилителя может оказаться недостаточной для некоторых колонок и больших комнат

Нет выхода на сабвуфер; отсутствует фиксированный линейный вход для интеграции в многоканальную систему; нет 12-вольтового триггера

Не помешал бы сенсорный экран, имеющийся у некоторых конкурентов

ВЕРДИКТ

Потоковый усилитель класса «все в одном» обещает и обеспечивает высококачественный звук High-End-класса при относительно скромной мощности.

XX век подарил нам «ревущие двадцатые». Добро пожаловать в век XXI и его «потоковые двадцатые».

Интегрированные усилители, оснащенные встроенными аппаратными и программными средствами потокового воспроизведения, а также устройствами для цифроаналогового преобразования, сегодня заняли место, которое с шестидесятых по восьмидесятые принадлежало стереоресиверам. Именно они сейчас оказываются точкой входа в мир серьезного прослушивания музыки, наряду с тем, что сетевое потоковое вещание стало главным источником музыкальных открытий, роль которого в свое время выполняли альтернативные FM-радиостанции. (Правда, тогда у нас не было алгоритмов, подбирающих треки для каждого отдельного слушателя...).

Новое предложение компании Technics, потоковый стереоусилитель SU-GX70 Network Audio Amplifier, самим своим названием заявляет о своей главной функции. У бренда высококлассной аудиотехники Technics, принадлежащего мегакорпорации Panasonic, долгая и славная история. Он более всего известен своими проигрывателями винила с прямым приводом, ставшими стандартом для многих поколений диджеев, однако в разное время под ним выходили аудиокомпоненты почти всех разновидностей, пока в начале этого века материнская компания Panasonic не отправила его в отставку.

Technics SU-GX70

Около десяти лет назад она решила возродить бренд и с тех пор выпустила несколько устройств, ориентированных на премиальный сегмент, последним из которых стал SU-GX70. В новом усилителе применен целый ряд высокотехнологичных изобретений, включая так называемый движок JENO (Jitter Elimination and Noise Shaping – устранение джиттера и формирование спектра шума), который, насколько я могу судить, представляет собой собственный контур звукоусиления класса D с мощной системой формирования спектра шума (его заявленная тактовая частота составляет 368 кГц). Утверждается, что движок JENO «... менее подвержен деградации сигнала, вызванной внешними шумами, что способствует его более корректной передаче. Точная обработка входного потока не только позволяет выводить цифровой аудиосигнал с высоким разрешением, но и обеспечивает мягкую текстуру звука, присущую аналоговым записям». Поверим на слово. Я также обнаружил у этого аппарата неожиданную систему автокалибровки с учетом акустических особенностей помещения и технологию фазовой коррекции для колонок, которую фирма называет LAPC; обе мы обсудим чуть дальше.

Technics SU-GX70

SU-GX70 упакован в стильный компактный корпус и по форме напоминает стереоресивер классической эпохи. На передней панели расположены два круглых регулятора, разъем для наушников, небольшой дисплей и кнопка питания. Сзади имеются три небалансных RCA-входа – один на MM-фонокорректор и два линейных – и один выход с предусилителя, два оптических и один коаксиальный цифровые входы с разъемами S/PDIF, а также HDMI ARC, порт Ethernet и две могучих клеммы для АС с солидным расстоянием между ними, выполненные в стиле WBT. Плюс – сюрприз, сюрприз! – 75-омный антенный разъем. Да, у Technics теперь есть и встроенный FM-тюнер. Это не просто потоковый эквивалент ресивера, а самый настоящий ресивер! Кроме того, к задней панели прикрепляются две толстые антенны для Wi-Fi и Bluetooth, а также имеется стандартный разъем IEC для подключения к электросети.

Technics SU-GX70

Здесь нет ни балансных XLR-входов и выходов, ни вывода на сабвуфер, ни входа или выхода для 12-вольтового триггера. Отсутствие первых меня не слишком беспокоит, поскольку в подавляющем большинстве домашних аудиосистем наводки не представляют собой серьезную проблему, а возможности современных схем делают потенциальное улучшение отношения сигнал/шум на децибел-другой за счет более высокого напряжения сигнала в балансных подключениях значимым только теоретически. Однако отсутствие триггерных разъемов досадно, так как они могли бы упростить встраивание усилителя Technics в многоцелевую систему.

Technics SU-GX70

Panasonic оценивает мощность SU-GX70 в скромные 40 Вт на канал на 8 Ом (и 80 Вт на 4 Ом), приводя довольно необычную спецификацию «1 кГц, КНИ 1,0%, 8 Ом, ФНЧ 20 кГц». (Ссылка на ФНЧ подразумевает, что измерения отклика усилителя производились с настроенным на 20 кГц фильтром «кирпичная стена» в тестовой системе, чтобы предотвратить ухудшение результатов из-за шумов, возникающих вследствие ультразвуковых коммутационных помех). Хотя порог 1% для КНИ по современным меркам необычно высок, иногда подобные спецификации прилагаются к аудиофильским компонентам для того, чтобы избежать препирательств с покупателями по поводу искажений. Впрочем, это только мои догадки.

Модель Technics доступна в корпусе со шлифованной серебристой или полуглянцевой черной отделкой. Наш тестовый образец оказался черным и выглядел вполне прилично, но мне кажется, что серебристый вариант круче сам по себе и больше соответствует ретро-настроению, в которое нас призван погрузить этот аппарат. Передняя панель создает ощущение простоты и вместе с тем роскоши. Регуляторы и кнопки кажутся очень приятными, а вот маленький черно-белый дисплей далек от полноцветных и гораздо более габаритных сенсорных экранов, которые можно увидеть у некоторых конкурентов по ценовой категории. Комплектный пульт ДУ из серебристого пластика довольно прост в использовании благодаря большому расстоянию между кнопками (увы, подсветки нет).

Technics SU-GX70

Настройка и прослушивание

Для поднятия SU-GX70 весом 6,6 кг на стойку для аппаратуры не потребовались даже мои весьма скромные способности к рывку и толчку: ура классу D! Не составило проблемы и подключение источников – CD/SACD-проигрывателя дисков, древней, но все еще весьма компетентной вертушки Rega Planar и Ethernet-кабеля; да здравствуют двухканальные усилители! В качестве подготовки к будущему сравнительному прослушиванию я подсоединил CD/SACD-плеер к аналоговому RCA-входу и цифровому коаксиальному, а также HDMI-кабелем к HDMI-входу ТВ Panasonic. И, наконец, я также подключил давно забытую настольную дипольную FM-антенну, откопав ее в кладовке с оборудованием.

Technics SU-GX70

Акустические кабели с банановыми штекерами легко входят в широко расставленные и довольно габаритные разъемы SU-GX70. С другой стороны, мои винтажные, но все еще вполне пригодные трехполосные мониторы Energy представляют собой относительно низкоомную и довольно малочувствительную нагрузку; они оказываются крепким орешком для любого усилителя, почему я и держу их у себя.

После первого включения аппарата Technics, подтверждения его работоспособности и обновления прошивки через проводное Ethernet-соединение я погонял его в течение нескольких дней для обычного прослушивания и просмотра телевизора, чтобы выявить любые проблемы, которые могли возникнуть во время обкатки. Я не очень верю в прогрев, но так уж принято. Тем временем я скачал бесплатное приложение Technics Audio Center из магазина iOS (есть также версия для Android) и ознакомился с его меню и функциями, о которых расскажу далее.

Но сначала о том, как звучит новый Technics. При потоковом воспроизведении файлов в форматах Hi-Res-аудио из моей скромной по величине, но разножанровой коллекции я услышал именно то, чего ожидаю от любого компетентного потокового усилителя высокого класса: девственно чистый, динамичный, очень детальный звук. Одна из моих любимых тестовых записей (превосходный DSD-файл со скрипичными концертами Вивальди) четко выявляет способность любой системы к формированию воспринимаемого объема, тончайших тональных и динамических оттенков – и SU-GX70 предъявил их в полной мере. От текстурных нюансов трения канифоли о струны до богатых отражений звуков в концертном зале – все элементы были на высоте.

Для проверки динамики рок-композиций я часто использую альбом Кита Ричардса Main Offender. Это редкий пример записи без обработки: так звучала бы рок-группа, играя прямо в вашей комнате без дополнительных наложений и компрессии. Ремастированная версия 2022 года в формате FLAC с частотой дискретизации 48 кГц с сервиса Qobuz позволила мне ощутить всю остроту резких гитарных риффов Кита, а восхитительно неприукрашенный бой барабанной установки Стива Джордана был органичным и живым, передавая треск ударов по ободу и отскок палочек от кожи малого барабана так точно, словно я стоял в трех метрах от этого великого ударника.

Но хватает ли ему мощности? При воспроизведении композиции Wicked as it Seems усилитель Technics без труда обеспечил «комфортно громкий» уровень с моими не слишком чувствительными колонками Energy в студии объемом 88 кубометров. Но если попросить его прибавить тяги, то быстро обнаруживаются границы его возможностей. Моя попытка добиться того, что я называю «громкостью в аппаратной», при которой пики доходят до 100 дБ SPL, что уже выходит за пределы безопасного длительного прослушивания, сделала текстуры яркими, жесткими и менее оформленными. Если вы находитесь в небольшой комнате с колонками типичной чувствительности (скажем, 87 дБ SPL при 1 Вт на 1 м или лучше), у вас наверняка все будет в порядке, однако моей системе требовалось больше энергии.

Я провел краткое тестирование Technics в качестве предусилителя-стримера, подключив к соответствующему выходу два входа моего 150-ваттного многоканального усилителя мощности, и это решение восстановило динамичный драйв и искрящуюся ясность, которых я привык ожидать от вышеупомянутой записи.

За исключением выходной мощности у меня не осталось никаких претензий к качеству создаваемого GX-70 звука. Где-то в каталоге Qobuz я обнаружил коллекцию записей фортепианных произведений Карло Альбанези, итальянско-английского композитора (и, насколько я могу судить по его работам, с которыми я не был ранее знаком, ученика Шумана), с любовью выполненную пианисткой Джулией Северус на лейбле Grand Piano и транслируемую в формате FLAC 96 кГц. Если немного понизить уровень громкости и передвинуть кресло слушателя на метр ближе к колонкам, голос фортепиано оказывается очень естественным, звучным, но не создающим ощущения чрезмерной близости микрофона при записи, и поразительно детальным.

По приложению в день…

Теперь обратимся к приложению Technics Audio Center, которое я опробовал в версии для iOS и которое, как оказалось, обладает гораздо более обширной функциональностью, чем кажется. На первый взгляд, TAC следует примеру множества аналогичных программных решений других производителей стриминговых аппаратов: экран «Музыка» для выбора нужного входа (с несколько смущающей надписью «Устройство»), потоковых сервисов или локального медиасервера, а также для формирования плейлистов. Еще один экран – для создания до девяти «Избранных» пунктов, которые могут быть любым смешением FM-станций, подключенных через порт USB-A источников либо потоков из поддерживаемых коммерческих сервисов (Spotify, Amazon Music, Tidal, Qobuz и Deezer; Apple Music, что неудивительно, отсутствует). Также экран для выбора компонента Technics, которым будет управлять приложение (представляется, что на это не стоило тратить целую «страницу»). И, наконец, еще один – со списком инструментов, помеченный значком гаечного ключа.

Technics SU-GX70

Последний пункт заслуживает отдельного обсуждения, поскольку именно здесь сосредоточено управление большинством функций SU-GX70. Но сначала я упомяну, что на экране «Музыка» есть кнопка «Музыка на этом устройстве», которая в данном случае позволила воспроизводить с помощью Technics библиотеку треков, физически находящуюся на моем iPhone XS, не прибегая к Bluetooth или проводному соединению. Приятный штрих, который встречается далеко не в каждом приложении для потокового воспроизведения.

На экране «Инструменты» доступны все обычные параметры, такие как регуляторы тембра и баланса, а также некоторые не вполне обычные, например индивидуальные переключатели нормальной и инвертированной фазы для каждого аналогового входа или инфразвуковые фильтры. (Согласно литературе и моему опыту, инверсию сигнала – или абсолютную фазу – обнаружить при прослушивании можно, но только в очень контролируемых условиях и почти исключительно в наушниках; в поле с отражениями – комнате с колонками – можете на это не рассчитывать).

Есть подменю «Другие настройки» для таких вещей, как диммер для передней панели, автоматическое отключение питания и управление HDMI, в которые я не буду вдаваться, а также Space Tune, где я задержусь подольше. Функция Space Tune, отчего-то не упомянутая в прилагаемом печатном руководстве пользователя, предлагает четыре предустановленные поправочные кривые, обозначенные как «Free» (открытое пространство), «Wall» (у стены), «Corner» (в углу) или «Shelf» (на полке), которые предположительно ослабляют нижние октавы частотного спектра на 0, 6, 12 или 18 дБ в зависимости от расположения колонок в контексте комнаты – мои уши вроде бы подтверждают это. Я не вполне понял, что именно делает настройка «Shelf», но форма ее кривой немного отличается от других.

Еще одна иконка в меню «Инструменты» обозначена как «Измерения», с соответствующей кнопкой «Измерить заново» – опять же, совершенно упущенной в руководстве Technics. Это очень странно. Словно Алиса в кроличьей норе, я не стал сопротивляться искушению («Выпей меня!») и был вознагражден открытием полнофункциональной, хотя и довольно простой, системы автокалибровки для подстройки звучания с учетом особенностей помещения и колонок.

Нажатие кнопки «Измерить заново» вызывает на экране (у iPhone, а не дисплее усилителя) инструкции по проведению стереоизмерения с использованием микрофона смартфона в одной позиции с одним (на самом деле двумя) тональным сигналом. Затем вычисляются и отображаются кривые коррекции для каждого канала. Я визуально убедился в том, что они примерно подходят для моей комнаты и колонок – это знание я приобрел в результате бесчисленных «прогонов» различных версий Audyssey, Dirac Live и Room EQ Wizard на протяжении многих лет – компенсируя две основные низкочастотные моды в помещении.

Эквалайзер Technics также предлагает скромную высокочастотную коррекцию. Учитывая, что точные характеристики отклика и направленности микрофона iPhone неизвестны, я не уверен в правильности полученного результата (в любом случае, коррекция верхних октав – тема горячих дискуссий), но было очевидно, что программная система SU-GX70 провела должную работу по повышению упругости басов и некоторой разгрузке среднего диапазона, как в той или иной степени делали все знакомые мне качественные системы автокалибровки. Поскольку на борту SU-GX70, очевидно, имеется все необходимое аппаратное и программное обеспечение для цифровой обработки, меня немного удивило отсутствие пользовательских кривых для эквалайзера – хотя у подобного аудиофильского продукта это, возможно, оправданный подход.

И все (или почти все) остальное

Я прокрутил несколько пластинок на своей вертушке Rega с картриджем Ortofon и был вознагражден по-настоящему высококлассным звучанием. Мой драгоценный коробочный комплект Бранденбургских концертов Баха от лейбла Telefunken слушался не менее здорово, чем когда-либо раньше – то есть действительно превосходно, с достоверным воссозданием тембров всех инструментов, с богатой и мягкой естественной реверберацией в пространстве записи. Фонокорректор SU-GX70 – только для MM-головок – я оцениваю очень высоко. Для полноты картины я переслал на усилитель по Bluetooth несколько треков со смартфона, и все прошло отлично.

Technics располагает парой предположительно высокотехнологичных функций, которые я прилежно опробовал. LAPC (Load Adaptive Phase Calibration, калибровка фазы в зависимости от нагрузки), по утверждению компании, компенсирует влияние сопротивления подключенных колонок с помощью НЧ-фильтра, установленного на выходе любого усилителя класса D, «... выравнивая таким образом амплитудно-фазово-частотные характеристики». Хочу заметить, что я отношусь к этой идее немного скептически, поскольку фаза действительно оказывается малозначащим фактором при прослушивании колонок в реальных помещениях (отражения издаваемого ими звука от поверхностей абсолютно заглушают любые влияния фазы в электрической области), а взаимодействие типичных АС и современных усилителей класса D, насколько я знаю, минимально – обычно это доли децибел на участке ниже 100 Гц. Тем не менее, я запустил процедуру измерения LAPC – отдельную от описанной выше Space Tune и более продолжительную – и внимательно прослушал несколько треков, включая и выключая эту функцию в приложении Audio Center. Заметил ли я разницу? Пожалуй, да, но она была едва ощутимой, на грани восприятия.

Аналогичным образом режим Pure Amplification (Чистое звукоусиление) в SU-GX70 полностью блокирует питание секций сетевых подключений и HDMI, он включается и выключается только на передней панели и (что очевидно) применим только к кабельным входам. Прослушав несколько CD- и SACD-дисков с подключенного к аналоговому входу плеера, я не смог обнаружить никаких различий ни с колонками, ни в наушниках. Я почти никогда не слышу разницы при работе подобных функций, которые в наши дни широко распространены у AV-рециверов и интегрированных усилителей. Возможно, вам повезет больше.

Technics SU-GX70

Что касается наушников, то 6,3-миллиметровый небалансный разъем на передней панели Technics отлично справился с тремя моими довольно разными моделями с сопротивлением от средне-низкого до средне-высокого. Во всех трех случаях громкость была более чем достаточной, а качество – отменным. По-моему, компания вложила в свой усилитель для наушников куда больше, чем обычные аналоги на одной микросхеме, применяемые во многих ресиверах и усилителях для массового рынка.

Пара слов о взаимодействии SU-GX70 с сетевыми ресурсами. Изначально я просто протянул Ethernet-кабель от сетевого коммутатора на моей стойке для аппаратуры, и Technics заработал просто отлично без каких-либо дополнительных настроек. Все стриминговые сервисы были доступны через Audio Center. Мое приложение Roon показало Technics в качестве адресата AirPlay/Chromecast, и он идеально проявил себя в этой роли. Позже я выполнил настройку Wi-Fi в соответствии с инструкциями компании и обнаружил, что и он работает не хуже. С точки зрения эргономики пользоваться SU-GX70 одно удовольствие, главным образом, потому что приложение Technics Audio Center устроено просто и продуманно. Однако я выяснил, что в нем нет удобного доступа к управлению громкостью со всех экранов, нет возможности использовать аппаратные кнопки смартфона для увеличения и уменьшения громкости, а иногда в ходе этого процесса оно может работать немного нестабильно. Еще одно досадное упущение: у SU-GX70 нет фиксированного входа (на контур усилителя мощности), наличие которого упростило бы использование этого устройства для прослушивания стереозаписей и потоковых трансляций посредством левой и правой фронтальных колонок многоканальной аудиосистемы.

Technics SU-GX70

Ах да – чуть не забыл про тюнер! Он явно выше классом, чем те AM/FM-модули размером с пятачок, которые стоят в большинстве современных ресиверов. Panasonic сумел поймать на пару станций больше, а звучание одного высококачественного канала в моем районе (небольшая станция с классической музыкой, в основном ретранслирующая сигнал знаменитой чикагской WFMT) кажется более чистым, чем мне доводилось слышать в последние годы. Хотя прошло довольно много времени, так что это ощущение субъективно.

Итак, в заключение...

Я знаю, что это моя работа – суммировать плюсы и минусы каждого компонента, но Technics SU-GX70, по правде говоря, оставил меня в некотором замешательстве. С одной стороны, это привлекательное решение для потокового воспроизведения класса «просто добавь колонки», которое обещает – и обеспечивает – звучание аудиофильского качества. С другой – его скромная выходная мощность может оказаться недостаточной для значительной части АС и помещений. С третьей стороны, это полнофункциональная конструкция, к тому же относительно простая в использовании.

А с четвертой, вы можете получить практически тот же базовый функционал буквально за одну девятую от его стоимости – например, в виде WiiM Pro Plus. В-пятых, SU-GX70 создает ощущение гораздо более роскошного продукта; к тому у него в наличии FM-тюнер – и притом отменный. В-шестых… черт побери, у меня уже пальцы закончились; сделайте на этот раз вывод сами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Выходная мощность40 Вт на канал (1 кГц, КНИ 1,0%, 8 Ом) / 80 Вт на канал (4 Ом)
Цифровые аудиовходыeARC/HDMI, коаксиальный, два оптических S/PDIF, USB-A (на передней панели для подключения устройства хранения), USB-B (для ПК), Ethernet
Аналоговые входына MM-фонокорректор, два небалансных линейных (RCA)
Аудиовыходыстереовыход с предусилителя (RCA), клеммы для АС (для разных типов разъемов), выход на наушники (стерео, 6,3 мм, на передней панели, небалансный)
Сетевые протоколыBluetooth A2DP, AVRCP; Wi-Fi b/n/g, кабельный Ethernet 100/10BASE-T
ЦАПдо 32 бит/384 кГц (DSD до 11,2 мГц)
Габариты (Ш х В х Г)43 x 9,8 x 36,8 см
Вес6,6 кг

Автор: Дэниел Кумин


Подготовлено по материалам издания "Sound & Vision", 26 июня 2024 г. www.soundandvision.com

Этот обзор прочитали 345 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий