О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео494Фотогалерея100Интересное о звуке804Новости мира Hi-Fi2545Музыкальные и кинообзоры616Глоссарий
Audiocore
Бренд Audiocore, созданный в 2009 году, входит в международную группу компаний World Audio Distribution, специализирующуюся на оригинальной продукции высокого уровня и инновационных решениях. Штаб-квартира World Audio Distribution находится в Риге (Латвия, ЕС). Audiocore – это комплектующие, компоненты и аксессуары со всего мира, отобранные известными инженерами звукотехниками.
Подробнее о бренде AudiocoreОбзоры товаров под маркой Audiocore (7)Официальный сайт Audiocorewww.audiocore.ru
Обзор: комплекты для сборки Audiocore KIT02.1 и KIT05
Не надо быть большим специалистом, чтобы представлять принципы ценообразования при производстве акустических систем. Одна из самых затратных статей в производстве — сборка, особенно ручная. Но как раз на ней можно сэкономить, выбрав вместо готового изделия набор для самостоятельной постройки акустических систем. Такой, например, как Audiocore KIT02.1 или KIT05. Мы взяли оба, чтобы не мелочиться…КОНСТРУКТОР ДЛЯ ГУРМАНОВ
Популярное во всем мире DIY-движение (сокращение от «Do It Yourself» – «Сделай это сам») в нашей стране почему-то не получило массовой поддержки и теплится лишь в узком кругом самодельщиков. Это по меньшей мере странно. В зажиточных Американских Штатах и Европе энтузиасты почему-то не стесняются покупать «киты» и браться за инструменты, чтобы своими силами создать что-то нужное и красивое, а у нас больше любят готовенькое.
Помимо интереса сделать колонки своими руками, есть и ещё один сильный аргумент в пользу конструкторов: цена. Именно на это и сделали ставку в «Аудиомании», взяв один из принципов «Икеи» и спроектировав семь вполне доступных, но весьма продвинутых в аудиофильском плане комплектов. И по моим прикидкам, лишь за счет того, что большинство сборочных операций произведет не рабочий на фабрике, а вы у себя дома (на что уйдет от силы полдня), сэкономите сумму, которой вполне хватит на приличные акустические кабели.
Доступная цена комплектов достигается прежде всего унификацией. Корпуса из MDF, добротно декорированные натуральным шпоном и выполненные по всем канонам (с внутренними распорками и битумным демпфированием стенок, с закладными гайками под крепежные винты головок), выпускаются в двух типоразмерах. Теми, что поменьше, с внутренним объемом 10 литров, комплектуются четыре набора: KIT01 и KIT02, отличающихся мидбасовыми драйверами, и, соответственно, KIT01.1 и KIT02.1 с другими твитерами. У более крупных 19-литровых вариантов высокочастотники одинаковые, поэтому комплекты именуются KIT03, KIT04 и KIT05 и отличаются НЧ/СЧ-динамиками и кроссоверами.
Все головки – исключительно SEAS. Объясняется это вовсе не стремлением работать с одним поставщиком, а тем, что именно норвежские компоненты, судя по иностранным форумам, наиболее популярны у самодельщиков. Больше того, для «китов» из широкой номенклатуры SEAS головки отбирали не только по стоимости, но и с учётом репутации и предпочтений аудифилов. У кого-то может быть предубеждение перед полипропиленовыми диффузорами, а кто-то может быть убежден, что у пищалки непременно должна быть обратная камера. Поэтому и предлагается вариант à la carte…
Сборка? Проблем не предвидится. Достаточно отвертки, инструмента для снятия изоляции и обычного паяльника мощностью ватт 60. Заранее надо запастись также специальным клеем (подойдет и полимерный термоклей, если он надежно пристает к MDF), канифолью и качественным припоем.
Каждый «кит» – это единая упаковка с готовыми корпусами и пакет со всеми необходимыми компонентами, включая кабель для внутренней проводки, синтепоновый звукопоглотитель и колодки с терминалами WBT. Бай-вайринг не предусматривается, иначе производителю пришлось бы экономить на качестве клемм, чтобы удержать цену на приемлемом уровне. Из тех же соображений нет и печатной платы под разделительный фильтр – ее заменяет площадка из 7-миллиметрового ДВП под навесной монтаж. Так получается лучшее демпфирование и меньшее количество паек – это сделано не из экономии, а по хайэндным канонам.
Здесь должен оговориться, что мне предложили сначала послушать уже собранные и «размятые» комплекты в референсной системе, а уже затем познакомиться с деталями наборов. Я не возражал – принцип «черного ящика» всегда интереснее и зачастую позволяет вынести более точные субъективные оценки. А чтобы снизить «системный» фактор, вместе с предложенным источником я использовал и тот, который хорошо изучен.
Первыми на стойки выставляются KIT02.1. Они подкупают четкостью и точностью проработки высокого диапазона. С виду совершенно обычная текстильная пищалка озвучивает свой спектр так, будто старается разложить звучание всех тарелок и других звонких инструментов на мельчайшие составляющие. Полному реализму мешает лишь небольшая компрессия наиболее резких щипков и ударов палочек, хотя это не портит общего впечатления и даже добавляет звуку аккуратности. Слегка приглушена область 3-5 кГц, зато не завалены самые высокие частоты (а такой грешок часто водится за пищалками с мягким куполом). Главное, что ничто не мешает восприятию объема и «воздуха». В полном порядке пространственные данные. Локализация точная, «верха» не липнут к колонкам, в глубине сцены формируются ясно очерченные образы. Середина достаточно линейна и выдержана по темпераменту в том же ключе, что и высокий диапазон –лучше всего выражена именно микродинамика. Подкраски минимум. Нет ни корпусных, ни фазоинверторных, ни диффузорных призвуков. При этом акустика легко переносит высокие уровни громкости, сохраняя даже на «форсаже» скорее аналитический, чем эмоциональный характер воспроизведения. Ценители нюансов и тембральной точности такие качества оценят высоко. Но любителям драйва и «мяса», боюсь, этого будет недостаточно, хотя KIT02.1 самый низкий диапазон вполне вытягивает. Фазоинвертор эффективно помогает небольшой головке брать басы от 50 -60 Гц. Особенно в тех случаях, если стойки с мониторами поставить ближе к стене.
Из чего собирается KIT02.1? В наборе – по две катушки Jatzen, по три пленочных конденсатора и сопротивления с маркировкой Audiocore. Кроссовер ВЧ — второго порядка с Г-образным аттенюатором, в НЧ-звене применен несколько необычный фильтр (вроде бы второго порядка, но с резистором, включенным последовательно с ёмкостью) – такая схема может давать небольшой подъем АЧХ вблизи частоты раздела. О её значении описание умалчивает, но моделирование номиналов фильтра под известные параметры головок выдает, что полосы делятся где-то на 4 кГц. И самое интересное: драйверы. Купольный 27TFF является довольно редким ныне представителем «сухих» пищалок – у него в зазоре нет ферромагнитной жидкости, а демпфирование легкой подвижной системы с алюминиевой катушкой осуществляется за счёт обратной камеры. За середину и бас отвечает 15-сантиметровый ER15RLY. Это головка с литой корзиной и диффузором из целлюлозы, упрочненной волокнами камыша. И как всякие головки с легким и свободным излучателем, рассчитанным на большой ход, она наверняка чувствительна к внутреннему демпфированию. Тем, кто соберет свою пару, советую после 100-200-часовой «обкатки» колонок советуем выкрутить мидбасовики и подобрать на слух необходимое количество синтепона. Уверен, что такой простейшей настройкой можно добиться выразительной атаки ударных без потери разборчивости в басах.
KIT02.1
KIT05
Вторая пара для теста – более крупные мониторы KIT05. Звучание – полная противоположность «двойкам». Воспроизводят музыку живо, игриво и без малейшей зажатости. Удар очень хлесткий и четкий, хотя без особой наполненности со стороны самых низких частот. Перестановка колонок ближе к стене добавляет именно энергетики – гудящие или резонансные призвуки не беспокоят. Образы в сцене – почти материальны и не раздуты. Высокие частоты при этом довольно сдержанны, хотя весьма выразительны по динамике. Деталировка ничуть не хуже, например, чем у KIT02.1, но сложные спектры и мощные контрасты они передают свободнее, чище и натуральнее. Линейность в высокой полосе я бы оценил как образцовую, если бы не небольшой спад выше 14 — 15 кГц (вызванный, скорее внешними факторами – комнатой с высокой степенью звукопоглощения). Некоторые претензии остаются лишь к середине. С одной стороны, хочется ослабить полосу 1 — 3 кГц, что я могу легко сделать при помощи парамерического эквалайзера в программном проигрывателе. С другой стороны, жалко – именно на средних частотах KIT05 извлекают из музыки столько реалистичной информации, что рядом с ними меркнут мониторы из гораздо более высокого ценового сегмента. Любой вокал, саксофон, гитара – восхитительно! Но начинает звучать большой оркестр, появляются неестественно акцентированные скрипки.
Разберемся с комплектацией набора. Каждая «пятерка» комплектуется высококлассным твитером 29TFF/W из серии Prestige. Это головка с хитрым вогнутым фланцем, увеличенным подвесом и алюминиевой катушкой, которая охлаждается ферромагнитной жидкостью пониженной вязкости. По паспортным данным пищалка практически линейно воспроизводит диапазон едва ли не с частоты резонанса (около 1 кГц), хотя производитель рекомендует её включать через фильтр Линквица-Райли четвертого порядка не ниже в 2 кГц. 18-сантиметровые мидбасовики имеют очень легкий бумажный конический диффузор со специальным покрытием и наделены мощной магнитной системой. В параметрах последних обращает внимание необычно высокая внутренняя индуктивность звуковой катушки.
Что с фильтрами? В комплекте четыре конденсатора, две катушки индуктивности и два резистора. Вместо рекомендованного фильтра с крутизной 24 дБ на октаву разработчики поставили на ВЧ второй порядок (выбрав частоту повыше – 2700 Гц), но с последовательным индуктивности конденсатором. Такая цепь работает как режекторный фильтр – гасит сигнал на определенной частоте (по расчетам – где-то на 740 Гц, т.е. вне диапазона пищалки). Её назначение состоит в том, чтобы обеспечить большую крутизну спада. Кроссовер для низких частот – традиционный, второго порядка с цепью Цобеля, компенсирующей высокой индуктивность головки. Но даже без расчетов бросается в глаза, что номинал сопротивления гораздо выше «цобелевского», что, возможно, и объясняет акцентированное воспроизведение средних частот. Неужели тот, кто проектировал фильтр для «пятерки», сознательно решил пожертвовать формальной линейностью ради феноменального разрешения в середине? Если моя догадка верна, то это уже «блюдо от шефа».
P.S. Раз мы имеем дело с конструктором, где творчество и любознательность всячески приветствуются, то поделимся собственным рецептом кроссовера для KIT05, который поможет сделать звук более нейтральным. Апгрейд прост, сводится лишь к изменению номиналов штатных элементов.
Если для ФНЧ выбрать C3 на 68 мкФ, C4 на 3,9 мкФ, а R3 на 7,5 Ом, то, как показывает компьютерное моделирование, спад к частоте разделения станет более ранним и пологим (компенсация подъема на средних частотах приведена на графике, где тонкими линиями показаны характеристики оригинальных фильтров). Параллельно слегка уведем вверх и частоту среза для твитера, выбрав С1 равным 3,9 мкФ, а R1 – 4,7 Ом. И последний штрих: сместим частоту колебательного контура L1C2 на частоту резонанса пищалки, поставив в него вместо штатного конденсатор на 47 мкФ. На этом все. Снимайте пробу.
P.P.S. На предлагаемый апгрейд мы получили комментарий Юрия Фомина, разработчика этих наборов. Он пишет: «По поводу улучшения кроссовера, то, собственно, набор к этому подталкивает. Единственное, я бы посоветовал сообщить читателям, что при подобной работе надо обладать либо уникальным слухом, либо измерительной техникой. В ином случае они могут не получить ожидаемого результата. Рекомендованный нами фильтр гарантирует надежную работу».
КОМПОНЕНТЫ
- Источники
- проигрыватель Atoll CD100
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Интегральный усилитель Atoll IN300
- Кабели
- межблочные RealCable CA1801 (модифицированный) и ColdRay Interconnect Line AG
- цифровой USB InAkustik Reference High Speed USB 2.0
- акустический ColdRay Loudspeaker Line CU
- силовой Furutech FP-314Ag и CLS Power Zero MKII
- Фильтр питания Furutech e-TP80
- Стойка ColdRay Base
Акустические системы Audiocore
Поставщик: Audiocore/World Audio Disctribution (Латвия)
KIT02.1
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы
Акустическое оформление: фазоинвертор
Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 100 Вт
Отделка: черный шпон
Габариты: 320 х 180 х 340 мм
Масса 1 шт.: 5 кг.
KIT05
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы
Акустическое оформление: фазоинвертор
Рекомендуемая мощность усилителя: 30 — 150 Вт
Отделка: черный шпон
Габариты: 370 х 220 х 370 мм
Масса 1 шт.: 6 кг.
Подготовлено по материалам Салон AudioVideo, май 2017 г. www.salonav.com