О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании51Видео506Фотогалерея100Интересное о звуке807Новости мира Hi-Fi2611Музыкальные и кинообзоры630Глоссарий
Сейчас в продаже
ELAC
Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.
Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (205)Официальный сайт ELACwww.elac.ru
Обзор колонок ELAC Carina BS243.4 / theabsolutesound.com
Серия колонок Carina компании ELAC занимает промежуточное положение между линейками Debut и Uni-Fi начальной категории и Adante среднего ценового сегмента. На момент написания этой статьи в нее входят три модели: рассматриваемые здесь двухполосные компактные BS243.4, 2,5-полосные напольные FS247.4 и трехполосная АС центрального канала CC241.4.
По большинству параметров конструкцию моделей линейки Carina можно назвать вполне обычной, но ее отличает от аналогов наличие знаменитого твитера ELAC JET – излучателя, основанного на технологии преобразователя воздушного потока (AMT), разработанной первопроходцем мира акустических систем, доктором Оскаром Хейлом. В первом томе книги «Иллюстрированная история High-End-аудио» ее автор, главный редактор The Absolute Sound Роберт Харли, подробно описывает принцип работы созданного Хейлом излучателя: «AMT схож с ленточным преобразователем в том плане, что проводник прикреплен к полиэтиленовой мембране и подвешен в магнитном поле. Как и у некоторых других ленточных аналогов, здесь мембрана сложена «гармошкой». Отличие же AMT заключается в следующем: если у обычного ленточного твитера магнитное поле толкает и тянет мембрану цельным блоком вперед и назад в поршневом колебании, то здесь складки открываются и закрываются, раздвигаясь и сдвигаясь подобно мехам аккордеона. Название "преобразователь воздушного потока" было выбрано из-за того, что воздух выдавливается из складок со скоростью, в несколько раз превышающей этот параметр движения у мембраны». Помимо прочего, это означает, что AMT работает гораздо быстрее обычных поршневых излучателей, обеспечивая более высокую чувствительность, моментальное формирование пиковых сигналов и улучшенную динамику. Со временем компания ELAC внесла в технологию AMT собственные усовершенствования, включая новую систему неодимовых магнитов, которые позволили значительно повысить уровень звукового давления и расширить частотный диапазон. Изначально твитеры такого типа предназначались для топовых линеек АС, а видеть их применение в более доступной по цене продукции очень приятно.
Визуально Carina BS243.4 олицетворяют собой идеал небольших крепких мониторов, в высоту едва превышающих 30 см. Бесшовный корпус с непараллельными боковыми стенками, мягко скругленными ребрами и приятной, тщательно выполненной матовой отделкой восхищает безупречным качеством изготовления. Твитер JET работает в паре с 5,25-дюймовым СЧ/НЧ-динамиком с вогнутой алюминиевой мембраной, оснащенным большой звуковой катушкой и увеличенным магнитом. Диффузор со сложной криволинейной образующей позволяет вынести частоту слома поршневого режима далеко за пределы рабочего диапазона излучателя, а также расширить сам этот интервал. Заявленная чувствительность составляет не слишком высокие 85 дБ, что не редкость для компактных мониторов с глубокими басами, как у этой модели. Порт фазоинвертора у Carina направлен вниз – не самый простой вариант для разработчика, учитывая, что колонки такого типа обычно располагаются на стойках для акустики или книжной полке, блокирующих выход воздуха из порта. Чтобы снять эту потенциальную проблему, к нижней части корпуса прикреплен металлический цоколь, который поднимает корпус на высоту, достаточную для того, чтобы фазоинвертор работал, как задумано. Изящное решение!
Это уже четвертая компактная модель ELAC, которую я тестирую с тех пор, как к команде присоединился знаменитый разработчик Эндрю Джонс (ранее создававший АС для KEF и TAD). За это время я прошелся по продуктам ELAC снизу вверх, начиная с дерзких Debut B5 и снабженных коаксиальными динамиками Uni-Fi UB5 и заканчивая более свежими активными трехполосными Navis ARB-51. Во всех случаях мои гостьи демонстрировали выдающуюся точность тональной палитры, щедрый средний диапазон и басы, превосходящие любые ожидания.
С линейкой Carina Джонсу удалось в полной мере воплотить свои принципы создания звука: почерк моделей этой серии определяют спелые, насыщенные средние частоты с темными ореховыми обертонами. Качеством звучания она заметно превосходит собратьев Debut и Uni-Fi: оно значительно более детальное и однородное на всем частотном диапазоне. Кроме того, оно наделено большей утонченностью и тонкостью градиентов микродинамики, особенно на малом уровне громкости, чем у других разработанных Джонсом моделей ELAC. Басы заметно глубже, верха восхищают плавностью и естественностью; середина довольно нейтральная и не слишком выпяченная. Например, в песне Норы Джонс Wish I Could BS243.4 блестяще воссоздают глубокий грудной голос певицы наряду с богатым резонирующим аккомпанементом виолончели – а это очень непростая задача для компактных АС. Что очень важно, твитер JET никогда не звучит слишком напористо; напротив, его легкая поступь незаметно перетекает в шаги отзывчивого диффузора СЧ/НЧ-динамика. Это было эффектно продемонстрировано во время исполнения сюиты из балета Стравинского «Петрушка», когда ВЧ-излучатель прекрасно передавал выразительные текстуры струн скрипок и воздушный узор гобоя. В прежние времена комбинация ленты с традиционным диффузором могла бы привести к катастрофе – разница в скоростях и свойствах материалов способна вылиться в неприятную какофонию – но в данном случае все обошлось.
Согласование динамиков практически безупречно, а окраска звучания из-за порта фазоинвертора – минимальна. Вокал всегда хорошо выделялся на общем фоне; в композиции The Moon is a Harsh Mistress Линда Ронстадт пела так чисто и проникновенно, что при каждом прослушивании у меня слезы на глаза наворачивались. С другой стороны, по сравнению с моими референсными активными напольниками ATC подача вокала в целом была чуть более сухой, а пространства вокруг голосов певцов было немного меньше.
Зная, что диаметр самого большого динамика Carina едва превышает пять дюймов, я был застигнут врасплох мощью, динамическим драйвом и весомостью басов, на которые способны эти колонки. Даже на высокой громкости они способны поспорить с лучшими из конкурентов, что и было продемонстрировано во время исполнения Manhattan Jazz Quintet знаменитого джазового стандарта Autumn Leaves, в котором многим маленьким мониторам не хватает дыхания для должного воссоздания соло трубы и контрабаса. Пиковые сигналы в данном случае оказались быстрыми и чистыми, но не чрезмерно острыми, и не вызывали раздражения. Это редкий пример небольших двухполосных АС, которые не компрессируют динамику. BS243.4 вошли в этот узкий круг элиты – живые, быстрые и готовые принять любой вызов.
Несмотря на довольно прямолинейную подачу, проработка музыкальной сцены и визуализация образов у Carina намного лучше среднего для компактных АС этого сегмента уровня. Во время исполнения увертюры «Осы» Ральфа Воана-Уильямса они продемонстрировали приличную, пусть и не рекордную, глубину музыкальной сцены. Наслоение голосов струнных и духовых секций воспринималось натуралистичным, при этом колонки не преувеличивали глубину пространственных деталей с целью создать ложное ощущение большего объема. При формировании звуковой картины они применяли более строгий подход, характерный для студийных мониторов.
Экзотичность твитера JET привлекает всеобщее внимание, но низкочастотная нагрузка ложится на плечи скромного пятидюймового среднечастотника – прекрасного динамика и отличного командного игрока, который в сочетании с тщательно выверенным корпусом создает восхитительно глубокие басы. Например, во время проигрывания Lux Aeterna из «Реквиема» Джона Раттера (Reference Recordings), где хор и орган оттеняют друг друга, нижняя граница подачи Carina доходит до 50–60 Гц. При прослушивании создается впечатление, что эти колонки и в самом деле способны воссоздать всю низкочастотную мощь акустического органа; но, по правде говоря, это не более чем намек на нее – хотя и весьма впечатляющий.
Обратите внимание на то, что основательные басы BS243.4 требуют внимательности при выборе места размещения колонок. В моей маленькой комнате их пришлось отодвинуть больше чем на полметра от стены позади них – в противном случае весь звук тонул в низких частотах. И даже при таком расположении АС Carina иногда выдавали густые басы, которые мне так и не удалось полностью сбалансировать. Например, во время исполнения Аной Карам кавер-версии песни The Girl from Ipanema из альбома Blue Bossa партия контрабаса воспринималась скорее как пульсация, чем как несколько нот. В этом отношении активные колонки ELAC Navis ARB-51 более точны по всем параметрам НЧ: высоте тона, тембру, продолжительности и затуханию.
В конце концов, размер неизбежно накладывает определенные ограничения. Такие масштабные произведения, как «Героическая симфония» Бетховена, у Carina звучат более сухо – отчасти потому, что колонкам не удается полностью воссоздать могучее перемещение воздуха, порожденное оркестром. Все основные составляющие симфонического звучания в наличии, но на самые тонкие акустические нюансы и дотошность проработки окружающего пространства можно не рассчитывать.
Ради небольшой площади основания и простоты размещения компактным двухполосным мониторам, таким как Carina BS243.4, приходится идти на трудный компромисс между качеством звучания и удобством использования. Часть стандартных аспектов работоспособности для них просто недосягаема. Однако у некоторых наиболее совершенных конструкций почти необъяснимым образом возникает своего рода звуковая алхимия, и их подача оказывается гораздо более достоверной, чем можно было бы предположить по техническим характеристикам. Модель ELAC Carina в полной мере владеет этой акустической магией и заслуживает от меня самых высоких оценок как благодаря своей истинной музыкальности, так и по соотношению цены и качества.
Характеристики
Тип | двухполосные, фазоинверторные |
Динамики | ленточный твитер JET, 5,25-дюймовый (13,3 см) СЧ/НЧ-динамик с алюминиевым диффузором |
Частотный диапазон | 46 Гц – 30 кГц |
Чувствительность | 85 дБ |
Номинальное сопротивление | 6 Ом (минимальное – 4,8 Ом) |
Габариты | 21,6 x 31,8 x 20,3 см |
Вес | 6,67 кг |
Сопутствующее оборудование
Аналоговый тракт | проигрыватель винила SOTA Cosmos Series IV, тонарм SME V, картриджи Clearaudio Charisma и Sumiko Palo Santos, фонокорректоры Parasound JC 3+ и Pass Labs XP-17 |
Цифровой тракт | ЦАП dCS Bartok, SACD-проигрыватель dCS Puccini, музыкальный плеер Lumin S1, NAS-сервер Synology, ноутбук MacBook Pro с приложением Pure Music |
Звукоусиление | интегрированные усилители Aesthetix Mimas и MBL Corona C51, предусилитель Pass Labs XP-12 |
Кабели | межблочные и акустические Wireworld Silver Eclipse 8, кабели и шнуры питания Audience Au24SX, шнуры питания Synergistic Atmosphere Level Four и Shunyata Venom NR |
Цифровые кабели | Audience USB, AudioQuest Carbon FireWire, Ethernet-кабель Wireworld Starlight Cat 8 |
Стабилизаторы напряжения | Audience aR6-T4 и Shunyata Hydra |
Аксессуары | виброизолирующие шайбы VooDoo Cable Iso-Pod |
Автор: Нил Гэдер
Подготовлено по материалам издания "The Absolute Sound", март 2020 г. www.theabsolutesound.com
- скидка 48%новинка248 700 руб.128 000 руб. / штука