О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2577Музыкальные и кинообзоры623Глоссарий
Сейчас в продаже
Cayin
Компания Cayin входит в крупную национальную корпорацию AVIC (AVIC INTL), находящуюся под контролем авиационной промышленности Китая. В рамках инвестиций, с целью создания национальной компании-производителя элитной аудиотехники, в 1993 году была основана компания Cayin. Первый ламповый усилитель (FU29) был выпущен в 1994 году, но его до сих пор можно найти на вторичном рынке, что безусловно говорит о том, что продукция Cayin рассчитана на долгую и надёжную службу.
Подробнее о бренде CayinОбзоры товаров под маркой Cayin (27)Официальный сайт Cayinen.cayin.cn
Обзор Cayin HA-3A / headfonia.com
В этом обзоре мы подробно рассмотрим Cayin HA-3A – новый настольный ламповый усилитель для наушников производства Cayin Audio.
Cayin Audio
Компания Cayin была основана в 1993 году; в 2023 соответствующему премиальному китайскому бренду аудиотехники класса High End исполнилось 30 лет. В основном он специализируется на Hi-Fi-аппаратуре, охватывая все звенья цепочки воспроизведения музыки, от CD-проигрывателей до колонок; но его сердце, несомненно, принадлежит ламповым усилителям. Стоимость компонентов варьируется от 100 до 10000 долларов США за штуку, позволяя удовлетворить самые разные требования в рамках любого бюджета. На сегодняшний день компания Cayin разработала более 500 изделий и получила более 70 наград.
«Мы неустанно стремимся к достоверному воспроизведению музыки и готовы ради этого усердно работать»
В последнее время Cayin уделяет большое внимание и рынку портативных устройств, предлагая такие успешные модели, как N5ii, N3, N6II, C9, RU6 и референсный N8(II). Более подробную информацию о китайской компании можно найти здесь.
Последним устройством Cayin, которое мы протестировали, был портативный ЦАП/усилитель RU6, в котором реализована сверхпопулярная технология ЦАП на резисторной матрице R2R. Сегодня же мы рассматриваем нечто совершенно иное – настольный ламповый усилитель Cayin HA-3A.
Приступим!
Cayin HA-3A: введение
Мы получили HA-3A в начале августа, став первыми его обозревателями за пределами Китая. Это был один из десяти начально выпущенных аппаратов серии. Официально новая модель была анонсирована компанией 15 августа.
HA-3A заполняет пробел в модельном ряду Cayin между HA-1AMK2 и всемогущим HA-6A.
У него в точности такой же дизайн, как и у HA-6A и HA-300 MK2. Переняв многие технологии звукоусиления от своих старших братьев, HA-3A при этом имеет очень компактную конструкцию, а по площади основания примерно соответствует листу A4. Подробнее об этом – далее по тексту.
Cayin HA-3A: основные функции
Это полностью ламповый усилитель для наушников с трансформаторной связью и небольшой площадью основания. Компания утверждает, что по форме и величине оно близко к листу бумаги формата A4, но на деле оказывается несколько больше. Для столь компактных габаритов устройство очень увесистое.
В HA-3A используются две выходные лампы 6V6, две задающие 12AU7/ECC82 и одна выпрямительная 22DE4. У него два аналоговых входа – балансный XLR и несимметричный RCA – и три выхода: четырехконтактный балансный XLR, 4,4-миллиметровый балансный и 6,35-миллиметровый несимметричный. У усилителя предусмотрена настройка сопротивления (Low, Mid, High) и выпускается он в черном и серебристом вариантах отделки. Как видите, нам для тестирования досталась черная модель.
Одной из конкретных целей Cayin при разработке HA-3A стало достижение наилучшего возможного качества в рамках определенных ограничений. Этот усилитель не ставит перед собой задачу «прокачать» самые капризные на рынке наушники – такие как Susvara, HE-6(SE) и HEDDphone. По этой причине он наделен относительно низкой выходной мощностью по сравнению с такими моделями компании, как HA1AMK2, HA-6A и HA-300MK2. Однако, как утверждает Cayin, «качеством звучания при работе в рамках этого конструктивного ограничения аппарат практически не уступает своим старшим собратьям».
Важно пояснить, что топология этого настольного лампового усилителя не полностью симметричная от входа до выхода. Однако его 4,4-миллиметровый и XLR-выходы обеспечивают балансное подключение. В Cayin HA-3A реализована та же концепция обработки сигнала, что и в HA-6A, а также HA-300 MK2. Ламповая схема усиления несимметрична, но выходы на наушники сбалансированы через пару выходных трансформаторов.
Cayin HA-3A: ламповое изобилие
Cayin HA-3A оснащен пятью лампами, в числе которых две входные, две выходные и одна выпрямительная.
В качестве первых были выбраны известные и широко используемые лампы типа 12AU7/ECC82. На выходе применены 6V6, часто встречающиеся в гитарных усилителях. Самая редкая здесь – выпрямительная лампа 22DE4.
12AU7, впервые выпущенная в 1947 году, представляет собой двойной триод. В Европе она также известна под названием ECC82, и у ламп этого типа существует множество эквивалентов. В их числе, например, 95-126-01, CC82E, 13D8, B749, 6067, CV4003, CV491, M8136. Новые изделия с этой маркировкой можно приобрести за очень скромные деньги, и они весьма неплохи. При этом гораздо более качественные лампы категории NOS (старые, но не бывшие в употреблении) значительно дороже. У меня много усилителей, в которых применяются лампы этого типа, поэтому я собрал неплохую коллекцию моделей ECC82 с разными анодами от таких производителей, как Brimar, Mazda, RCA, WestingHouse и многих других.
6V6 относится к категории лучевых тетродов. Первой лампой этого семейства стала 6V6G, выпущенная компанией Ken-Rad Tube & Lamp Corporation в конце 1936 года. Эквиваленты 6V6 – такие модели, как VT-107, CV510, 6V6G, 6V6GT, 6V6_DDR, CV511, GT6V6, OSW3106 и VT-107A. Они не очень дороги, их можно приобрести как в новом исполнении, так и в состоянии NOS (по цене примерно в полтора раза выше). Это мой первый усилитель на 6V6, и у меня в запасе не было для него сменных ламп. Поэтому я заказал неплохой набор из NOS-моделей Mullard CV511 и JAN CNU 6C6GT.
Последний в списке, но не менее важный элемент – выпрямитель 22DE4. Это восьмиконтактный полупериодный выпрямительный диод со стеклянным корпусом, идентичный 6DE4 и 17DE4, но снабженный подогревателем другого типа. Такие модели не так легко найти, однако они довольно дешевы даже в NOS-исполнении. Замену для выпрямительной лампы мне отыскать не удалось.
Поначалу Cayin HA-3A комплектовались лампами марки JJ в качестве входных и задающих. Выпрямителем служила 22DE4 производства RCA категории NOS. Я упоминаю первую партию этих усилителей по той причине, что пока нет уверенности в том, что вторая также будет оснащаться лампами JJ: если возникнут задержки в производстве, Cayin придется искать другие варианты. Поживем – увидим.
В разделе, посвященном звучанию, мы рассмотрим различия в этом плане между серийными (новыми) лампами JJ и NOS-аналогами, которые я заказал для этого усилителя.
Упаковка и удобство использования
Cayin HA-3A упакован в двойную коробку с массой защитных материалов внутри нее. Компания поставляет эти усилители с предустановленными лампами, но это не проблема, так как все они закрыты прочной красивой крышкой, которую вы можете видеть на фотографиях.
После распаковки HA-3A нужно лишь убедиться в том, что все пять ламп целы и находятся на своих местах, после чего аппарат можно включать. Индикатор регулятора громкости будет мигать до тех пор, пока лампы не достигнут рабочей температуры. Это занимает около минуты. Дольше всего нагреваются 6V6, расположенные позади остальных. Не рекомендуется прикасаться к лампам во время работы усилителя. В частности, неразумно ощупывать их, чтобы определить степень нагрева, если в ваших планах не стоит поездка в больницу.
Благодаря небольшим габаритам усилитель легко интегрировать в любую систему. Я только что переместил свой Auris HA2-SF на антресоль, чтобы освободить место для HA-3A. По сравнению с Headonia 2A3, с которым он соседствует, Cayin выглядит совсем маленьким, но это впечатление обманчиво.
Управляться с ним очень просто: подключите входные кабели по своему усмотрению, выберите выход для наушников и подходящее значение сопротивления для них – и нажмите кнопку «Play». Только убедитесь, что регулятор громкости установлен в минимально возможное положение. Построенный на потенциометре ALPS 50KA*2, он превосходен: плавно поворачивается, очень точен и не приводит к дисбалансу каналов. С любой моделью наушников и при каждом значении сопротивления усилитель работает абсолютно бесшумно. Только при увеличении громкости выше среднего значения, при переходе на правую половину шкалы, становится слышен фоновый шум. Какие бы наушники я ни подключал в процессе тестирования, мне ни разу не пришлось выставить громкость выше «11 часов» на регуляторе.
К вопросу об управляемости мы вернемся в этом обзоре еще раз – но стоит помнить слова компании Cayin: это не супермощный агрегат для самых трудных наушников. В целом, я бы не стал особенно беспокоиться насчет их выбора. При использовании более простых для «прокачки» моделей следует учитывать, что стрелки волюметров не будут сильно смещаться, если только вы не станете слушать музыку очень громко. У усилителя предусмотрена настройка сопротивления с тремя положениями: низкое (Low) – 8-64 Ом, среднее (Medium) – 65-250 Ом, высокое (High) – 251-600 Ом. Разумеется, подключение двух пар наушников одновременно не допускается.
Cayin HA-3A: дизайн и компоновка
Мы уже выяснили, что с технической точки зрения HA-3A – не полностью балансное устройство. Сигнал с балансного входа проходит через пару входных трансформаторов, и положительный и отрицательный полуциклы сливаются, что приводит к превращению сигнала в несимметричный. Однако HA-3A имеет ту же конструкцию, что и HA-6A, а также HA-300 MK2, и унаследовал от своих старших братьев большую часть технологий звукоусиления.
«Шасси и кожухи трансформаторов обработаны посредством нашего фирменного 14-этапного производственного процесса, включающего гравировку, напыление, шлифовку и спекание. Глянцевая отделка придает поверхности усилителя изысканную и нежную текстуру, а также защищает ее в течение многих лет службы».
Визуально Cayin HA-3A представляет собой очень компактный настольный усилитель, по площади основания примерно равный листу формата A4. По сравнению с HA-6A он кажется совсем крошечным, хотя в его дизайне явно прослеживается тот же стиль. Мне нравится глянцевое покрытие корпуса, оно такое стильное и эффектное. Красавчика HA-3A просто невозможно не полюбить! Качество изготовления усилителя также превосходно. Отделка корпуса восхитительна, каждая деталь подчеркивает его высокий статус. От кожухов трансформаторов до защитной крышки и регулятора громкости – все в нем идеально.
Во внутреннем пространстве корпуса, куда вы едва ли заглянете, применен навесной монтаж с ручной пайкой. Компания Cayin всегда использует в своих изделиях силовые трансформаторы с высокой индуктивностью и высоким КПД собственной разработки, намотки и сборки. Усиленная экранирующая конструкция минимизирует помехи и шумы, обеспечивая наилучшее качество работы HA-3A. В основе регулятора громкости – высокоэффективный двойной поворотный потенциометр 50KA*2 производства ALPS. Cayin также заявляет, что внедренное ею специальное экранирование и противоударная конструкция способствуют устранению микрофонного эффекта.
Мой усилитель LaFigaro Dual Mono 339 также снабжен съемной защитной крышкой, но у HA-3A она спроектирована и интегрирована в конструкцию гораздо лучше. На мой взгляд, этот усилитель смотрится потрясающе стильно как с крышкой, так и без нее. Однако большую часть процесса тестирования он провел с нею на борту, поскольку у меня дома две любопытные кошки, которым нравятся теплые предметы.
Габариты HA-3A составляют всего 30,6 см в ширину, 17 см в высоту и 26 см – в глубину, но весит он при этом внушительные 11,6 кг. Компоновка усилителя устроена следующим образом: сверху расположены пять ламп, силовой и оба выходных трансформатора, а также съемная защитная крышка. На передней панели гораздо больше разнообразных элементов: слева направо на ней располагаются кнопка питания, селектор выходов (6,35-мм, 4,4-мм, XLR), а также сами выходы, переключатель сопротивления, два волюметра, селектор входов и регулятор громкости со светодиодом. Благодаря продуманному размещению все это изобилие не производит впечатления бессвязного нагромождения. На задней панели слева направо расположены входы RCA и XLR, предохранитель и разъем питания.
На нижней панели усилителя можно увидеть три алюминиевых амортизатора в форме «ножек», позволяющих удобно расположить его на столе. Их размеры – 39x18 мм; две из них находятся сзади и одна – спереди.
Полные технические характеристики
Выходы на наушники | ||
Номинальная мощность (мощность на канал) | 4-контактный. XLR (балансный) | 600 мВт (L), 750 мВт (M), 850 мВт (H) |
4,4-мм (балансный) | 230 мВт (L), 350 мВт (M), 400 мВт (H) | |
3,5-мм (несимм.) | 400 мВт (L), 600 мВт (M), 700 мВт (H) | |
Частотный диапазон | 18 Гц – 30 кГц (±3 дБ) | |
КНИ | 0,2% (1 кГц, 200 мВт) | |
Чувствительность | 300 – 480 мВт | |
Отношение сигнал/шум | 100 дБ (A-взвешенное) | |
Для наушников с сопротивлениями | L: 8 – 64 Ом, M: 65 – 250 Ом, H: 251 – 600 Ом | |
Разъемы для наушников | 4-контактный XLR, 4,4-миллиметровый, 6,35-миллиметровый | |
Другие параметры | ||
Входные разъемы | 2 XLR, 2 RCA | |
Лампы | выходные | JJ 6V6S, 2 шт. |
задающие | JJ 12AU7 / ECC82, 2 шт. | |
выпрямительная | RCA 22DE4 | |
Габариты | 306 x 260 x 170 мм | |
Вес | 12 кг | |
Предохранитель | 220 – 240 В | T1AL250V |
100 – 120 В | T2AL250V | |
Предохранитель выходной лампы | T125mAE250V | |
Потребляемая мощность | 80 Вт | |
Условия эксплуатации | Температура: 0 – 40°C, влажность: 20 – 80% | |
Условия хранения | Температура: -20 – 40°C, влажность: 20 – 90% |
Примечание от Cayin: «Как видно из списка характеристик, мощность на 4,4-миллиметровом выходе на наушники меньше, чем на XLR, но при этом первый имеет такие же звуковые характеристики, что и последний. Другими словами, выход с разъемом XLR – полнофункциональный, а 4,4-миллиметровый оптимизирован для более широкого спектра наушников, включая высокочувствительные портативные и внутриканальные модели».
Условия прослушиванияВо время подготовки обзора, если не указано иное, использовалась следующая аппаратура: ЦАП/предусилитель EarMen Tradutto/PSU-3/CH-AMP, источники – Roon и Tidal. Мы подключали к HA-3A целый ряд наушников, как вы увидите далее. EarMen и Cayin HA-3A подключались к сетевому фильтру AudioQuest PowerQuest тремя кабелями питания NRG-Z3 от AQ. Наработка обоих комплектов ламп составляла более 100 часов. При данном тестировании мы использовали XLR-выход, если не указано иное.
Звук: оригинальные лампы
Cayin HA-3A со штатными лампами обеспечивает чистый и очень ясный звук с превосходной ритмичностью. Его тональный баланс близок к нейтральному – особенно примечательно, когда речь идет об усилителе данного типа. Звучание полнокровное и плотное на всем частотном диапазоне. При этом усилитель никогда не «перебирает» через край, сохраняя полный контроль. Подача HA-3A точная, с приятным, но не чрезмерным уровнем ламповой плавности. В целом усилитель Cayin сочетает высокую техничность с отменной музыкальностью.
Музыкальная сцена вполне широка и глубока. Она многослойная, просторная и достаточно воздушная в любом частотном поддиапазоне. У усилителя естественный тональный характер; особенно впечатляет в этом отношении середина, на которую приходится вокал. Звучание и затухание каждой ноты не меньше заслуживают комплиментов, особенно с учетом ценовой категории. Точность и детальность Cayin HA-3A также на высоте.
Объем НЧ несколько выше, чем у полностью нейтральных усилителей. Басы характеризуются высокой энергичностью, мощью и пробивным характером. Контроль превосходен вплоть до инфразвуковых частот. Низы не подавляют, но их присутствие в звуковой картине достаточно заметно.
СЧ, как уже говорилось, объемные и воздушные, а вокал чуть более сфокусирован и прямолинеен, но без избытка. Они прекрасно сочетаются с нижним поддиапазоном, формируя полнокровную звуковую картину. Вышеупомянутая ламповая плавность в середине также представлена – и, опять-таки, она не чрезмерна. Она делает СЧ по-настоящему захватывающими и уникальными.
Верха – энергичные и воздушные, с далеко отодвинутой верхней границей. Плавность здесь менее выражена, благодаря чему ВЧ оказываются живыми и быстрыми. В то же время им не свойственна резкость, и они не утомляют слушателя. По характеру они хорошо сочетаются с басами и акцентируют основной диапазон вокала.
Ключевые характеристики этого комплекта ламп: нейтральность, чистота, точность, скорость, контроль.
Звук: лампы со вторичного рынка
Если вы захотите, чтобы HA-3A заиграл более тепло и плавно (более лампово), достичь этой цели поможет грамотно подобранный комплект типа NOS.
Плотность звучания во всех частотных диапазонах при замене ламп осталась прежней. Есть небольшое отличие в материальности баса в зависимости от того, какая марка 6V6 и ECC82 выбрана, но оно не слишком велико. Разница скорее заключается в подаче, которая действительно стала более теплой и плавной. Это изменение превращает характер HA-3A в менее нейтральный, но более мягкий и расслабленный. ВЧ сделались более сглаженными, не столь энергичными и более приятными для слуха. Лампы NOS также несколько умеряют энергетику вокала, присущую комплектному набору, делая голоса слаще и даже натуральней.
Взгляните на это так: если вам нравятся наушники Sennheiser HD 800 S с типичными для них скоростью, точностью и четкостью, оставьте штатный комплект ламп. Если же вам захочется сделать верха HD 800 S более мягкими и расслабленными, выбирайте NOS-аналоги. Как комплектные, так и сменные лампы отлично справляются с технической стороной воспроизведения, однако последним, на мой взгляд, лучше удается выдерживать протяженность каждой ноты.
Ключевые характеристики этого комплекта: теплота, плавность и текучесть.
Если вы не планируете менять лампы, это вполне нормально; как уже упоминалось в этом обзоре, со штатным комплектом HA-3A работает очень хорошо.
Звук: наушники
Для тестирования усилителя были выбраны наушники следующих моделей: Meze Audio Elite, Sennheiser HD 800 S, Beyerdynamic DT1990PRO, Hifiman Arya Stealth, Audeze LCD-2 Classic. Последние я добавил потому, что компания Cayin использует их в своих официальных маркетинговых материалах (см. фото). Был применен штатный комплект ламп, поскольку большинство людей начнут знакомство с усилителем именно в такой конфигурации. Везде, где это было возможно, выбирался балансный XLR-выход.
У Meze Audio Elite (при низком уровне усиления) в паре с этим Cayin отличный звук: быстрый, ритмичный, с замечательной атакой и четким темпом. Одним из первых открытий при прослушивании стала поразительная объемность подачи, обеспечивающая отменный баланс левого и правого каналов, а также обширность музыкальной сцены. Глубокие басы всегда остаются под неусыпным контролем. Проработка и многослойность в нижнем диапазоне превосходны. Середина – очень чистая и просторная; голоса немного выдвинуты вперед, но звучат вполне естественно. Вокал в исполнении этого комплекта предстает во всем блеске. Средние и низкие частоты идеально перетекают друг в друга и наделены приятной нейтральной весомостью. Усилитель и наушники не добавляют ничего лишнего от себя. ВЧ – воздушные, энергичные, летучие и приятные на слух. Звучание сохраняет чистоту в любом частотном поддиапазоне. Если наушники Elite вам нравятся, то их сочетание с этим усилителем вам тоже придется по душе. Этой паре присущи музыкальность, полный контроль и отсутствие преувеличений. Но не ждите от Elite повышенных теплоты, плавности или весомости НЧ; с комплектными лампами такого не будет.
Все мы знаем, что высокоимпедансные наушники Sennheiser питают склонность к ламповым OTL-усилителям – и, несмотря на то, что наш сегодняшний гость не принадлежит к этой категории, HD 800 S вместе с ним играют просто отлично. Я выставил для этих наушников среднее значение сопротивления, поскольку оно обеспечивает оптимальный баланс между мощью, естественностью и музыкальностью. HA-3A придает звучанию HD 800 S толику плавности, чтобы слушатель не сомневался в присутствии лампового усилителя в аудиотракте. Комплекту из Sennheiser и Cayin присуща упругая и точная подача. Она не настолько быстрая и энергичная, как у транзисторных усилителей более высокого класса – но, конечно, HA-3A и не ставил перед собой такой цели. Плотность звучания не превышает нейтрального уровня; усилитель отлично контролирует динамики наушников. Басы отличаются средней весомостью, достаточной плотностью и высокой пробивной силой. Проработка отдельных планов и деталей впечатляет меньше, чем при прослушивании с наушниками Elite. Многие меломаны считают высокие частоты у HD 800 S чрезмерно подчеркнутыми, но в данном случае это не так, поскольку лампы хорошо смягчают верхний поддиапазон. ВЧ по-прежнему хороши и энергичны, но они более мягкие, как и следовало ожидать от усилителя данного типа. В целом это не самый оптимальный партнер для HD 800 S, но звучание этого комбо очень приятное, и я провел с ним много часов.
Еще одни высокоимпедансные наушники, которые мне очень нравятся – это Beyerdynamic DT1990 PRO. Я выбрал для них среднее значение сопротивления и несимметричный выход. Можно использовать и положение «High», но мне больше по душе несколько смягченный вокал на среднем уровне. Как и ожидалось, DT1990PRO создают нейтральный, но достаточно плотный звук. Упругие, скоростные и энергичные басы достигают изрядной глубины. Не отстают и средние частоты – многослойные, подчеркивающие естественность голосов, насыщенные увлекательными тембрами. Живые и энергичные верха не страдают резкостью или жесткостью. Как и в паре с Sennheiser, HA-3A отлично справляется со своей задачей. Комбинация Beyerdynamic и Cayin мне очень нравится: она предстает детальной, живой, энергичной и естественной. Отличная синергия и самые искренние рекомендации.
В наушники Hifiman Arya Stealth легко влюбиться с первой ноты. Они хорошо сочетаются с HA-3A как при низком, так и при среднем значениях сопротивления. Если вы предпочитаете более воздушный и энергичный вокал, выбирайте среднюю позицию. Пара Hifiman и Cayin очень музыкальна, на что в значительной степени влияет чуть более выдвинутый вперед вокал. У звука этого комбо очень естественный, воздушный и спокойный характер. HA-3A не делает звучание Stealth чрезмерно горячим, но небольшая ламповая теплота в нем определенно заметна. Оно очень естественное, с мягкой и плавной подачей. Басы присутствуют в полном объеме, когда это необходимо, и простираются до впечатляющих глубин. HA-3A прекрасно контролирует их, уверенно выстраивая слой за слоем. ВЧ также прилично расширены, но при этом они очень мягкие и приятные для слуха. Если вам по душе более чистое и типично транзисторное звучание, то этот комплект вам не подойдет. С точки зрения технических аспектов оно не идеально, зато мне пришлись по душе его музыкальность и мягкая плавность, а мои уши получили массу удовольствия. Если же вы любите ортодинамические наушники с плавной и музыкальной подачей, это ваш выбор.
Старые добрые Audeze LCD-2 Classic на удивление хорошо играют с HA-3A. Я этого не ожидал, но компания Cayin, вероятно, была в курсе дела, почему и решила использовать LCD в своей фотосессии. Эта комбинация возвращает меня в 2010 год, когда LCD-2 только появились. Она обеспечивает великолепное воспроизведение НЧ, открытость, энергичность и выдающуюся музыкальность. В 2022 году этим наушникам ни за что не получить призов за технические характеристики, но в сочетании с HA-3A они поистине блистательны. Переключение от низкого к среднему значению сопротивления приводит к повышению выразительности НЧ и энергичности звучания в целом. Лично мне больше понравилось прослушивание в режиме «Mid». Обратите внимание на более богатые тембры в среднем диапазоне, а также на отличный баланс левого и правого каналов. Возможно, это не самое современное или технически сильное сочетание, но если вам нравится типичная подача LCD-2, то вы высоко оцените синергию между этими устройствами.
Я слушал HA-3A со многими другими моделями наушников, и в целом мне было легко добиться их эффективного взаимодействия с аппаратом Cayin. Компания подчеркивает, что усилитель не предназначен для работы с самыми требовательными моделями, но с большинством имеющихся в моем офисе пар у него не было никаких проблем. Cayin не скрывает, что это не лучший вариант для таких наушников, как Susvara и HEDDphone, поэтому давайте проверим его работу с ними.
Если вы привыкли слушать наушники Susvara с мощным усилителем, таким как модели Envy или Headonia, то вы сразу заметите, чего именно вам не хватает. У Cayin достаточно сил, чтобы обеспечить приличную громкость звучания, но наушникам не удается развернуться в полную силу. Такой комплект играет медленнее и менее четко; чистота, скорость и точность также оказываются ниже привычного уровня. Басы не самые плотные и проработанные, и в целом чувствуется, что усилитель не вполне контролирует ситуацию. Вы можете получить удовольствие от прослушивания, если вам нравится более наполненное и плавное звучание Susvara, но в этой системе им недостает технического совершенства, к которому мы привыкли. HEDDphone – еще одна модель наушников, которые предпочитают приличную мощность. В большинстве случаев мне очень нравится их звук, но HA-3A – не тот напарник, которого я бы рекомендовал для них. Собственно, то же говорит и компания Cayin. Звучанию недостает энергичности, точности и контроля, а басы распухают и становятся неуправляемыми. Не советую.
Сравнение с усилителем Auris Audio Euterpe
В состав системы вошли ЦАП Musician Aquarius на матрице R2R и наушники Sennheiser HD 800 S. Auris Euterpe представляет собой усилитель совершенно иного типа. Он оснащен встроенным ЦАП (но в данном сравнении мы обойдемся без него) и он будет выступать в роли подставки. В конструкции Euterpe применены две лампы Ei PL95 (эквивалент 6DL5) и одна входная JJ ECC81 (12AT7). Для данного сравнения я переставил в него штатный комплект. HA-3A также работает со стандартным набором ламп. У усилителя Auris нет балансных входов и выходов.
С точки зрения конструкции Euterpe сильно отличается как визуально, так и технически. Помимо прочих достоинств, он может служить и подставкой для наушников.
В звуковом отношении у него более легкая и менее плотная подача, особенно в среднем диапазоне. Он создает более проработанную сцену, на которой вокал выступает вперед и занимает ведущее место. В целом оно более цифровое, чем у HA-3A, у которого гораздо сильнее ощущается ламповый «аромат». Верха у Euterpe также выражены более явственно. Усилитель Cayin превосходит конкурента по наполненности звучания, ему присуща более плавная и теплая подача. Она также более воздушная и объемная, с расширенным диапазоном, улучшенным затуханием и в целом более техничным звучанием, тогда как характер Euterpe более нейтральный, а также не лишенный резкости и радикальности. Голоса у Cayin оказываются более естественными, но скоростью и плотностью он уступает усилителю Auris.
Эти две модели очень сильно отличаются друг от друга. Однозначно выбирайте HA-3A, если вам по душе ламповый «привкус» – плавность, плотность и теплота.
Сравнение с усилителем Feliks Audio Euforia
Состав системы остался прежним – Musician Aquarius и Sennheiser HD 800 S. Feliks Audio Euforia немного дороже HA-3A, а по характеру более схож с ним, чем модель Euterpe.
Усилитель оснащен двумя лампами PSVANE 6SN7 и комплектом российских мощных 6AS7G. И Euforia, и Cayin прослушивались с оригинальными комплектами. По конструкции Euforia и визуально, и технически схож с HA-3A – с тем отличием, что у первого отсутствует защитная крышка и нет отдельной лампы выпрямителя.
По качеству звучания Euforia и HA-3A также близки друг к другу. Я имею в виду технические характеристики, где оба усилителя показывают отличные результаты. Пожалуй, я бы даже отдал преимущество аппарату Feliks. Главное отличие HA-3A – в энергичности и живости, которые он привносит в музыку. У Euforia в основном сбалансированный и однородный характер, в то время как Cayin наделен выраженными басами, плотностью и материальностью, а также акцентом на верхнюю середину и высокие частоты. С ним вы быстрее начнете постукивать ногой в такт музыке, так как у него более увлекательная и захватывающая подача, тогда как первый демонстрирует более точные технические аспекты звучания, но они представлены в более аналитичном и взвешенном виде. Оба усилителя великолепны, и их я слушаю с большим удовольствием, просто они создают очень разные впечатления и подойдут для слушателей с разными предпочтениями.
Сравнение с усилителем HA-1A MK2
В данном случае мы используем комбинацию EarMen Tradutto/PSU-3/CH-AMP с наушниками Sennheiser HD 800 S. Усилитель HA-1A MK2 значительно отличается от собрата. В нем используются следующие лампы: две 12AU7 современного производства под брендом Cayin, две EL84EHtub, тоже нынешние, (Electro Harmonix) и одна NOS-лампа 12DT5 от RCA. Для корректности сравнения я вернул в HA-1A штатный комплект, хотя обычно предпочитаю слушать его с полным набором NOS-аналогов. HA-3A также работает со стандартным набором ламп. У MK2 нет балансных входов и выходов, поэтому сравнение проводилось по несимметричному каналу.
С точки зрения конструкции эти два усилителя тоже очень различаются – визуально и технически. MK2 оснащен двумя входами, как и HA-3A, но оба они несимметричные. У него пять различных положений регулятора сопротивления – напомню, что у HA-3A их три – и выход с предусилителя. Тестировать ламповые усилители в офисе во время аномальной жары всегда бывает забавно, но в этот раз я не жалуюсь.
У HA-1A MK2 более теплый и одновременно менее четкий звук. Он очень плавный и музыкальный, но в то же время более шумный. Это самая большая проблема MK2, с моей точки зрения. Я пробовал этот усилитель с несколькими различными комплектами ламп, но избавиться от шума не удалось.
Более старый HA-1A уступает свежему HA-3A с точки зрения чистоты, скорости и точности. У него более наполненный звук с теплой подачей, более масштабными и напористыми басами – и в целом он более плотный. HA-3A, как я уже неоднократно упоминал в этой статье, контролирует все аспекты звуковой картины, а вот про его собрата этого сказать нельзя.
Сильные стороны MK2 – это мягкость, плавность, теплота и наполненность. Если вы ищете именно эти качества, то оцените его по достоинству. Техничностью он уступает более молодому конкуренту, который также может похвастаться очень легкими для восприятия верхами, более сглаженными и весьма приятными для слуха. Музыкальная сцена – более узкая, акустическое пространство – менее обширное, скорее его можно назвать интимным. Зато MK2 восхищает естественной передачей вокала и великолепной ламповой теплотой.
Заключение
Сначала я немного расстроился, что мне не довелось получить на обзор ламповый усилитель Cayin HA-300 MK2 300B, но HA-3A послужил достойным утешением в этой печали.
Это небольшой по габаритам усилитель с великолепным, масштабным и впечатляющим звучанием. Мне очень нравится его дизайн: расположение ламп, корпус, глянцевая отделка, защитная крышка и все прочее – настоящая услада для глаз.
Однако в его активе не только эффектная внешность, но и отменное качество работы – даже со штатным комплектом ламп и меньшей выходной мощностью. Для своей ценовой категории он выступил исключительно хорошо и значительно превзошел мои ожидания. У меня в офисе довольно много ламповых усилителей, и HA-3A способен потягаться с гораздо более дорогими моделями.
Симпатичный дизайн, отличная конструкция и завидное соотношение цены и качества послужили основанием для присуждения усилителю Cayin HA-3A нашей награды «Recommended Buy» (Рекомендовано к покупке). Теперь он включен в наш список лучших настольных усилителей, где собралась очень хорошая компания. Отличная работа, Cayin!
Подготовлено по материалам сайта "Headfonia", август 2022 г. www.headfonia.com