О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Сейчас в продаже
Arturia
Компания Arturia основана в 1999 году в городе Гренобль во Франции инженерами из местного университета INPG. Изначально проект был ориентирован на создание доступных и качественных программных музыкальных инструментов, первым из которых стал Storm – виртуальный эмулятор различного студийного оборудования, включающий в себя синтезаторы, драм-машины, сэмплеры, процессоры эффектов и другую технику.
Подробнее о бренде ArturiaОбзоры товаров под маркой Arturia (6)Официальный сайт Arturiahttps://www.arturia.com
Обзор Arturia KeyLab Essential 49 MK3: большая музыкальная лаборатория / samesound.ru
В течение последних двух лет Arturia методично обновляла линейку MIDI-контроллеров: с перерывом в несколько месяцев на рынке появились новые поколения портативных, компактных и полноразмерных клавиатур французского бренда. Последней, кто получил обновление, стала серия KeyLab Essential, обновившаяся до третьей ревизии в мае 2023 года — модели получили изменённую внешность и набор дополнительных полезных функций, ранее уже представленных в младших контроллерах. О том, что на самом деле скрывается за туманом рекламных заявлений — читайте в нашем обзоре KeyLab Essential 49 MK3.
Последние два года для MIDI-клавиатур Arturia стали периодом обновления — компания занялась актуализацией парка контроллеров, выпустив новые версии как малых, так и больших устройств. Изменения отгружались постепенно: начав с портативных устройств, французский бренд взялся за компактную линейку MiniLab, а затем, выждав несколько месяцев, добрался и до крупных представителей жанра — серии KeyLab Essential.
После выхода Arturia MiniLab 3 и обзора на неё многие знакомые, с кем я обсуждал MIDI-клавиатуру, замечали, что без раздумий купили бы точно такое же устройство, будь у него больше клавиш. Мол, всё в «Минилабе» хорошо, да клавиатура мала: вот, если бы французы сделали то же самое, только на 49 или 61 полноразмерную клавишу, то рука автоматически бы потянулась за кошельком. Конечно, на рынке есть KeyLab Essential 49 mkII, но, сами понимаете, это немного не то: хочется и модные слайдеры, и красивые крутилки, и чтобы с ярким экраном, да другими прибамбасами. В общем, нужен тот же третий «Минилаб», но больше.
Предполагаю, что компания прекрасно понимала, что пользователи запросят большой контроллер со всеми фишками MiniLab 3, поэтому план обновления был готов сильно заранее. Что ж, вот вам, пожалуйста, KeyLab Essential 49 MK3 с полноразмерной клавиатурой, большим дисплеем и прочими радостями. Именно то, что все и просили, не так ли?
Анонс «Кейлаба» показал, что в Arturia прислушиваются к своим пользователям и своевременно отвечают на их запросы, используя стандартизированный подход к своим продуктам. Не то, чтобы раньше компания смотрела как-то иначе на выпускаемое оборудование, однако именно в третьем поколении общее видение всей серии MIDI-контроллеров стало особенно заметным. Производитель наконец-то определился со своим пониманием MIDI-контроллера и разработал единую платформу, позволяющую выпускать такие одинаковые, но такие разные устройства под конкретные задачи и ценовые рамки.
Сказать однозначно, правильно это или нет, трудно, однако сам по себе подход имеет право на жизнь. Выгоды очевидны: производитель ускоряет разработку и расширяет предложение на рынке, покупатель получает оборудование единого стандарта качества под разные задачи. В итоге сравнивать устройства одного бренда становится интересно не по общему уровню качества, а по отличиям в позиционировании, то есть по тому, для кого и для чего они созданы. В общем, изучать оказавшуюся в редакции Arturia KeyLab Essential 49 MK3 было интересно именно с позиций сравнения с MiniLab 3.
Arturia KeyLab Essential 49 MK3 | Arturia KeyLab Essential 61 MK3 | Arturia MiniLab 3 | |
Управление | |||
Клавиатура | 49 полноразмерных клавиш с чувствительностью к силе нажатия | 61 полноразмерная клавиша с чувствительностью к силе нажатия | 25 компактных клавиш с чувствительностью к силе нажатия |
Пэды | 2 банка из 8 чувствительных к силе и скорости нажатия пэдов увеличенного размера с эффектом послекасания | 2 банка из 8 чувствительных к силе и скорости нажатия пэдов увеличенного размера с эффектом послекасания | 2 банка из 8 чувствительных к силе и скорости нажатия пэдов с эффектом послекасания |
Подсветка пэдов | RGB, настраиваемая, отключаемая | RGB, настраиваемая, отключаемая | RGB, настраиваемая, отключаемая |
Энкодеры | 9 | 9 | 8 |
Нажимные энкодеры | 1 | 1 | 1 |
используется для управления контроллером | используется для управления контроллером | используется для управления контроллером | |
Фейдеры | 9 | 9 | 4 |
Кнопки управления | 12 кнопок: управление воспроизведением и записью, перемещение по проекту, сохранение | 12 кнопок: управление воспроизведением и записью, перемещение по проекту, сохранение | - |
Колесо модуляции | Традиционное колесо модуляции | Традиционное колесо модуляции | Сенсорная панель |
Колесо питча | Традиционное колесо питча | Традиционное колесо питча | Сенсорная панель |
Дисплей | Есть | Есть | Есть |
2,5 дюйма | 2,5 дюйма | ~1 дюйм | |
Функции | |||
Арпеджиатор | Есть | Есть | Есть |
Аккордовый режим | Есть | Есть | Есть |
Функция Hold (удержание) | Есть | Есть | Есть |
Транспонирование | Есть | Есть | Есть |
Кнопки повышения/понижения октавы | Есть | Есть | Есть |
Пользовательские пресеты (маппинг) | 8 пресетов | 8 пресетов | 5 пресетов |
Подключение | |||
Подключение к компьютеру | USB-C/USB-A | USB-C/USB-A | USB-C/USB-A |
Подключение педалей | TRS 1/4" | TRS 1/4" | TRS 1/4" |
Поддерживаемые педали | Педаль сустейна, педаль экспрессии, футсвитч | Педаль сустейна, педаль экспрессии, футсвитч | Педаль сустейна, педаль экспрессии, футсвитч |
MIDI Out | MIDI DIN 5-pin | MIDI DIN 5-pin | MIDI DIN 5-pin |
Комплектация | |||
Комплект поставки | MIDI-контроллер | MIDI-контроллер | MIDI-контроллер |
Кабель USB-C | Кабель USB-C | Кабель USB-C | |
Комплект программного обеспечения | Комплект программного обеспечения | Комплект программного обеспечения | |
Габариты и вес | |||
Габариты (Д×Ш×В) | 790 × 240 × 70 мм | 890 × 240 × 70 мм | 355 × 203 × 51 мм |
Вес | 2,8 кг | 3,1 кг | 1,5 кг |
Клавишная лаборатория
Внешне KeyLab Essential 49 MK3 — это увеличенная версия MiniLab 3, о чём покупателю недвусмысленно намекают знакомая внешность и цифра «49» в названии. Дизайн инструмента идентичен компактной модели: матовый пластик, белый цвет, боковые вставки под дерево, элементы управления — всё выглядит так же, как и на младшей версии контроллера. Сохранился и набор портов на задней панели, состоящий из разъёма USB-C для подключения к компьютеру, порта MIDI I/O и выхода на педаль.
За счёт единого подхода к дизайну, 49-клавишная версия ощущается как… любой другой MIDI-контроллер Arturia. Клавиши ходят точно так же, как у других устройств компании, регуляторы и слайдеры вращаются с той же небольшой тугостью, а пэды — жмутся с тем же усилием. Если вы пробовали «Минилабы» последнего поколения, то откровений можно не ждать: на ощупь KeyLab Essential 49 MK3 ничем не отличается от других KeyLab, MiniLab 3 или даже MicroLab.
Насколько это хорошо или плохо — вопрос субъективный. Если вы поклонник «Артурии», то получите ровно то, за что любите их устройства. Если же по ощущениям вам не понравились ни актуальные, ни устаревшие контроллеры компании, то вряд ли понравится и KeyLab Essential 49 MK3.
Если не считать увеличенного количества клавиш, отличий от MiniLab 3 несколько. Во-первых, изменился размер клавиатуры: вместо компактных укороченных манипуляторов здесь используются их полноразмерные версии. Клавиатура чувствительна к силе нажатия, но не оснащена молоточковым механизмом, вместо которого предлагается имитация характерного хода клавиш реального инструмента.
Производитель называет своё решение «гибридным синтезаторно-фортепианным ощущением», но каких-либо высоких технологий за этими словами нет. Клавиши слегка сопротивляются нажатию, что создаёт то самое ощущение тугого и замедленного хода клавиатуры настоящего пианино или рояля. Конечно, это не молоточковый механизм и не полновзвешенность, но даже такая имитация намного лучше, чем свойственное бюджетным контроллерам полное отсутствие фидбека от клавиш.
Рост клавиатуры, само собой, увеличил и корпус инструмента, габариты которого составляют 89×24×7 см (Ш×Г×В). Контроллер крупный, и подойдёт далеко не для каждой студии. Я разместил KeyLab на столе шириной 140 см и глубиной 70 см, и это было далеко не так удобно, как кажется — с учётом других устройств на поверхности, клавиатура заняла почти всё свободное пространство, оставив совсем немного места по бокам.
Производитель постарался сделать так, чтобы при своих размерах контроллер был как можно более компактным, но даже так предполагается, что для него будет отведено отдельное место в студии. В идеале — собственная стойка рядом со столом или отдельная выезжающая полка у него.
Вместе с увеличением габаритов возросло и количество доступных элементов управления. Первое, что бросается в глаза — крупный дисплей в центре устройства. В отличие от MiniLab 3 с его микро-окошком с пикселями, здесь установлен полноценный экран диагональю 2,5 дюйма. На дисплее отображается информация о состоянии контроллера, извлекаемых нотах и активных режимах. Здесь же показывается, как и насколько изменяется положение фейдеров и поворотных регуляторов, благодаря чему можно более точно настраивать параметры дорожек и работу плагинов.
При использовании плагинов и библиотек Arturia экран показывает ещё больше информации. Контроллер подхватывает библиотеку пресетов активного плагина, выводит названия предустановок и позволяет перемещаться по коллекциям небольшими транспортными кнопками под дисплеем. Вроде бы, ничего особенного, но такая наглядность удобна — можно работать со звуком, не отвлекаясь на окно плагина.
По бокам от дисплея расположены блоки управления: один для DAW, другой — для расширенных функций клавиатуры. Так слева находятся клавиши запуска и остановки записи и воспроизведения, активации и настройки метронома, а также перемещения по проекту. Отдельной строкой выведены кнопки сохранения, квантования, а также отмены и возврата последних действий.
После подключения к компьютеру кнопки не активны и включаются только с установкой драйверов и скриптов для DAW. Наборы инструкций доступны для Ableton Live, Steinberg Cubase, Bitwig Studio, Logic Pro и Image-Line FL Studio, и выложены на сайте производителя, а их установка традиционно происходит через оболочку Arturia MIDI Control Center, выступающую центром управления контроллером.
Установка набора команд в одночасье преображает контроллер: всё неактивное становится активным, неуправляемое — управляемым. На первый взгляд, это кажется баловством, ведь управлять проектом мышкой и шорткатами с клавиатуры как-то сподручнее и понятнее, однако спустя пару часов ловишь себя на мысли, что не касался мышки уже некоторое время. Пользовательский опыт меняется кардинально, а управление проектом с контроллера становится самым удобным способом взаимодействия. Никаких перемещений по окнам, нажатий комбинаций клавиш и вот этого всего: нажал кнопку — включил запись, продавил другую — перешёл к следующему маркеру, надавил на третью — отменил последнее действие. Сплошное удобство.
Сама клавиатура тоже преображается и начинает светиться как новогодняя ярмарка, назначая на каждую клавишу свой цвет подсветки. Световое кодирование переназначается и отключается во всё том же MIDI Control Center, как и уже ставший традиционным переливающийся «скринсейвер» Arturia.
Справа от дисплея выведены клавиши активации дополнительных функций контроллера: аккордового режима исполнения, выбора гамм и ладов, арпеджиатора, удержания и так далее. Сами функции не уникальны для клавиатуры, однако их вызов намного удобнее: там, где MiniLab 3 предлагает прогуляться до своего программного обеспечения, KeyLab Essential 49 MK3 держит эти функции под рукой музыканта.
В памяти клавиатуры хранится база основных видов аккордов, набор гамм и ритмических рисунков, позволяющие нажатием одной клавиши играть выбранные трезвучия, держаться в рамках звукоряда или исполнять арпеджио разной сложности. Информация о параметрах выводится на дисплее, изменение настроек происходит подэкранными кнопками.
Схема управления удобная, если бы не длительность вывода информации на экране. Систему явно разрабатывал человек с ошеломляюще быстрым мышлением, отчего клавиатура не терпит пользовательской задумчивости, а уведомления пропадают спустя несколько секунд отображения. Не успел выбрать то, что хотел за отведённый срок, начинай всё сначала — нажимай кнопку активации функции, выбирай её разновидность, вид аккорда или гаммы и снова гуляй по меню. Опять не успел? Повтори ещё разок. Снова неудача? Что ж, ты знаешь, что нужно делать.
Помимо фейдеров и вращающихся регуляторов, контроллер получил отдельные клавиши управления студией, отвечающие за воспроизведение, остановку и активацию записи, а также кнопки включения арпеджиатора, выбора гамм и аккордов. Модные и эффектные слайдеры модуляции и питча уступили место традиционным колёсам, хорошо знакомым любому пианисту.
Количество пэдов не изменилось — их также восемь. Hазмер клавиш стал значительно больше, а сами они размещены иначе: по четыре клавиши в два ряда. Как уже отмечалось, пэды ощущаются аналогично другим контроллерам Arturia, однако их увеличенный размер делает взаимодействие с ними удобнее — по ним банально проще попадать.
Минусов не так много, но они есть, причём точно такие же, что и у MiniLab 3. Перед началом тестирования я в глубине души надеялся, что в случае со старшим контроллером компания исправит недочёты компактной модели, однако чуда не произошло. Проблемы здесь те же — подсветка по каждому случаю и устаревший USB-A на том конце провода подключения.
Обе проблемы не критичные: новогоднюю ярмарку клавиш можно отключить в MIDI Control Center, а к проводу привыкнуть. Видимо, изменение поведения подсветки и переход на USB-C с обоих концов ждёт нас только в четвёртом поколении контроллеров. А пока же KeyLab Essential 49 MK3 во всем остаётся тем же MiniLab 3, но растянутым вширь.
Что в итоге?
Логика Arturia вполне понятна: используя общую базу, компания выпускает контроллеры разных размеров, производительности и стоимости. Благодаря этому линейка легко масштабируется, предлагая решения для самых разных пользователей. Хотите что-то суперкомпактное, чтобы брать в дорогу, — берите MicroLab, нужен контроллер для небольшой студии — смотрите в сторону MiniLab. Ну, а если ваши клавишные умения превосходят навыки типового продюсера, вы не стеснены пространством и стремитесь к более-менее централизованному управлению студией — поворачивайте к KeyLab.
С точки зрения бизнеса, стандартизация производства — это прекрасно: компания упрощает разработку и выпуск контроллеров, предлагает единое качество по всей линейке продуктов, а заодно сокращает собственные издержки. Однако, если смотреть на это с точки зрения покупателя, то ситуация выглядит уже не так однозначно.
Какой бы французский контроллер вы не выбрали, уровень качества и ощущения от использования будут одинаковыми, о чём я говорил выше. Если вы поклонник Arturia, который души не чает в своём предыдущем контроллере, но хочет того же самого, только больше или новее, то решение уже готово и ждёт вас на полках магазинов.
Тем не менее всё это работает и в обратном направлении: если по каким-либо причинам отношения с французами не сложились, то они не сложатся и сейчас, какой «лаб» не выбери. Пользовательский опыт будет тем же, откровений ждать бессмысленно.
Однако для меня, как для человека уже знакомого с Arturia, в этой стандартизации обнаруживается досадный минус, эдакая ложка дёгтя в бочке мёда. После предыдущего опыта с MiniLab 3 и плотного общения со вторым поколением MIDI-контроллеров компании KeyLab Essential 49 MK3 ощущается… обычно. Не то, чтобы я ждал фейерверков и праздничного торта со свечками, но, на мой взгляд, оборудование должно не только выполнять основные функции, но и дарить эмоции. Именно они удерживают интерес к музыке и косвенно заставляют нас возвращаться к студии изо дня в день, чтобы получать удовольствие и творить.
Как раз-таки в эмоциях KeyLab Essential 49 MK3 проигрывает конкуренцию не контроллерам других брендов, сколько всё тому же MiniLab 3. Все эти фейдеры, крутилки, пэды и кнопки, равно как и яркий дисплей не дарят мне никаких новых ощущений. Клавиш и регуляторов стало больше, экран стал крупнее, а общее удобство работы повысилось, но… я не пианист и могу точно так же управлять студией со своего MiniLab 3. К сожалению, «Кейлаб» не дарит мне тех же эмоций, что его младший брат, и не заставляет меня возвращаться к музыке.
Поэтому я искренне рад за тех, кто начнёт своё знакомство с миром MIDI-контроллеров с KeyLab Essential 49 MK3 или перейдёт на него с чего-то совсем несерьёзного. Разница в ощущениях, удовольствие от использования и кайф от всевозможных фишечек и плюшечек будет непередаваемым, а сам контроллер покажется лучшей вещью на свете. И это дорогого стоит.
В общем, KeyLab Essential 49 MK3 — это ещё одна отличная MIDI-клавиатура от Arturia. Такая же стильная, как и предшественники. Такая же качественная, как и другие модели. Такая же удобная и производительная.
Единственное, что остаётся — понять, для чего и зачем вам этот контроллер. Если вы переросли 25-клавишное устройство, надумали обновиться с чего-то старого или просто ищете качественный брендовый контроллер с полноразмерной клавиатурой, способный не только на исполнение музыки, но и на управление студией, то третье поколение KeyLab Essential станет отличным выбором. Благо, цена на него более, чем адекватна в наши непростые времена.
Подготовлено по материалам сайта "SAMESOUND", октябрь 2023 г. www.samesound.ru