Обзор: акустика ICE в демонстрационном кинозале

Очень часто, описывая проект очередного домашнего кинозала, упускают из вида чуть ли не самый важный компонент системы – само помещение. Иногда оно так сильно искажает звуковое поле, что его не всегда удаётся исправить аппаратными и программными средствами. Сегодня мы рассмотрим проект, реализованный по всем правилам инсталляционной науки.

АРХИТЕКТУРА РЕАЛИЗМА

Кинозал, о котором пойдёт речь, задумывался специально для демонстрации акустических систем, которые «Аудиомания» недавно начала выпускать под брендом ICE (Immersive Cinema Experience). Лаборатория Юрия Фомина совместно с немецкими специалистами из компании Ceratec разработала акустическую линейку, сочетающую хай-файное качество звучания с «неубиваемым» профессиональным конструктивом. Главной целью при создании моделей ICE было получить минимальные искажения при звуковом давлении до 110 дБ, повышенную перегрузочную способность и широкий диапазон частот. Все системы, включая сабвуферы – пассивные, выполнены в плоских корпусах со светопоглощающим покрытием и предусматривают несколько видов крепления, а также скрытую или навесную установку. Имеются кронштейны для страховочных тросов. Линейка ICE выпускается на той же фабрике в Риге, где и акустика Arslab и Penaudio. Корпуса изготавливаются из МДФ и многослойной фанеры, для придания дополнительной прочности все соединения делаются на болтах. Диффузоры – из бумаги с пропиткой, у сабвуферов они рифлёные, для уменьшения изгибных деформаций.

В текущей линейке семь моделей, которых достаточно для создания качественного звукового поля в помещении практически любого объёма. Тем не менее, в ближайшее время ассортимент линейки ICE будет со временем расширяться. Параметры систем и их цены приведены в таблице. Расшифровка названий очень проста: например, в модели S8.2 литера S означает Screen Channel (заэкранная система), в которой два басовых 8- дюймовых драйвера.

В сабвуферах используется три вида акустического оформления: 12.1 P закрытый, 12.2 P с пассивным радиатором, а 15.2 Р – с фазоинвертором. Их корпуса изготавливаются из фанеры, т.к. МДФ от сильных вибраций со временем разрушается. Все остальные системы для улучшения импульсных характеристик выполнены в закрытых корпусах.

Акустика ICE предназначена для профессиональных инсталляторов и в розничную продажу поступать не будет. Тем не менее, её можно купить через сайт «Аудиомании». Цены — более доступные по сравнению с ближайшими зарубежными аналогами.

Специально для демонстрации линейки ICE совместно с российской компанией Acoustic Solutions был построен кинозал с 19-канальной звуковой системой Dolby Atmos. Проект был задуман как шоурум с гибкой архитектурой, допускающей изменение состава и расположения акустических систем. Все материалы – российской разработки, в частности, от компании «Стандартпласт», специализирующейся на архитектурной акустике. Опыт у Acoustic Solutions был уже солидный, её специалисты построили более десяти кинозалов.

Особенность проекта «Аудиомании» была в том, что в историческом здании нельзя было привязываться ни к стенам, ни к потолку. Поэтому было решено сделать комнату в комнате, построив модульную акустическую оболочку. На 80% она состоит из стандартных секций размером 1 м х 0,6 м, из которых собирается каркас, образующий стены и потолок. Остальная часть секций изготовлена под конкретное помещение, в нужных местах встроены боксы под акустические системы. Потолок зала сделали ломаным, для борьбы со стоячими волнами, а трёхслойные демпфирующие мембраны, из которых он состоит, обеспечивают эффективное звукопоглощение. Там же предусмотрены ниши для подвешивания потолочной акустики с наклоном, обеспечивающим её направление на зрителей. Модульная оболочка имеет все необходимые полости для закладки кабелей и инженерных систем — освещения, отопления, вентиляции, кондиционирования. Тщательно рассчитанное сочетание поглощающих и отражающих поверхностей создаёт акустическую среду, соответствующую всем требованиям для кинозалов, в частности, время реверберации (30 мс) одинаково во всём значимом диапазоне частот. Кроме того, обеспечивается и необходимая звукоизоляция от внешних шумов.

Дизайн кинотеатра вы можете оценить по фото. Модули акустической оболочки и боксы для АС задрапированы акустически прозрачной тканью, а чтобы было понятно, где они установлены, была сделана контурная светодиодная подсветка, очень эффектная в темноте. Кресла-реклайнеры тоже российского производства, их сконструировала компания Cinemacomfort, используя качественные и проверенные временем механизмы американского и итальянского производства.

Управление системой осуществляется через несколько iPad’ов с установленным приложением Bitwise, для которого был написан интерфейс специально под конфигурацию шоурума «Аудиомании». Уровень освещённости регулируется с помощью кнопочных панелей Lutron.

Для зала полезной площадью 36 кв.м. была выбрана конфигурация 9.4.6 (девять горизонтальных каналов, шесть потолочных и четыре сабвуфера). Центральный и фронтальные каналы озвучиваются системами ICE S8.2, верхние и сурраунд — S8.1, а спецэффекты воспроизводились парами пассивных бас-машин P15.2 и P12.1. При таком техническом оснащении новый кинозал способен продемонстрировать преимущества объектно-ориентированных форматов Dolby Atmos, Auro 3D и DTS:X.

Собственно звуковое поле создаётся центральным 32-канальным процессором Trinnov Altitude 32 (2560000 руб.), в котором задействовано 24 канала. Источник – известный нам UHD Blu-ray-плеер OPPO UDP-203, усиление обеспечивается 4-канальными профессиональными усилителями, установленными в аппаратной стойке.

Диагональ полотна Stewart Filmscreen 124 дюйма, но проект позволяет повесить и более широкий экран. Главное, чтобы он был акустически прозрачным, т.к. громкоговорители центрального и фронтальных каналов установлены за ним.

Проектор JVC DLA-X5500 (399900 руб.) с разрешением 4K, яркостью 1800 люмен, динамической контрастностью 400000:1 и поддержкой HDR выдаёт достаточно яркую для такого расстояния, детальную и насыщенную картинку. Но поскольку зал был построен для презентации акустических систем, подробнее остановимся на звучании системы. После просмотра демонстрационного BD Dolby Atmos впечатления остались очень сильные. Находишься будто внутри звуковой сферы, вокруг которой масса источников звука. Они возникают, перемещаются, исчезают, вместо них появляются новые… И при этом нет ощущения искусственности, схематичности или дискретности звукового поля, как часто бывает в системах 5.1. и 7.1. Потолочные каналы не давят на голову — процессор отстроен так, чтобы не переборщить с количеством высотной информации. В этом отношении всё звучит очень деликатно и натурально. Всё в порядке со звуковым разрешением и тональным балансом, что особенно чувствуется на музыкальных саундтреках. Разработчики ICE своей цели добились – характер звучания получился, как у дорогой хайфайной системы. При этом динамика – убойная. Мощь ударов ощущаешь всем телом, на пиковых уровнях начинают вибрировать кресла, но никаких посторонних призвуков или нежелательных отражений не слышно. Бас мощный, глубокий до инфранизких частот и достаточно быстрый.

Действие на экране быстро захватывает, т.к. ни картинка, ни звуковое сопровождение не не вносит ни одного диссонирующего момента. И из зала выходишь не загруженный басами и не оглушённый звуковым давлением, а под впечатлением от увиденного. Наверное, это и есть главное во всей нашей истории.


Подготовлено по материалам Салон AudioVideo, июнь 2017 г. www.salonav.com

Этот обзор прочитали 8 470 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
4 июля 2017, 23:14
N1k (Гость)
Очень интересно! Вот бы еще список усилителей посмотреть
5 июля 2017, 16:12
Владимир Лобков (Аудиомания)
Добрый день.
Используются усилители мощности Crown.
Написать свой комментарий