О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Обсуждаем контекст современного звука
Обсудим контекст современного потребления музыкальных композиций и возможности для погружения в тему.
Дмитрий: Сейчас наблюдается ситуация, когда крупные ИТ-компании вроде Apple с их Apple Music и покупкой Beats, с одной стороны, дают нам удобство, с другой, – затягивают в свою закрытую экосистему: мы получаем определенный набор альбомов, треков, то есть некий выбор, но не можем выйти за эти рамки с точки зрения, например, получения музыки с сжатием без потерь.
Это выбор, на который людям приходится идти, если им не хочется тратить время на самостоятельный дополнительный поиск, получение и скачивание музыки в потенциально более высоком качестве.
Тимофей: Здесь надо поговорить о том, что появился четкий выбор между удобством и качеством. Как бы это парадоксально ни звучало, в том же Apple Music при всем его удобстве есть, на мой взгляд, проблемы.
Я бы с удовольствием заплатил за Apple Music гораздо больше, если бы была возможность слушать на совершенно другом уровне качества. Но, поскольку это очень удобно, и я могу послушать практически любую композицию в любой момент, я иду на этот компромисс.
Я достаю из кармана телефон, подключаюсь к Apple Music и слушаю музыку таким образом. Хотя в некоторые моменты мне, конечно, этого уже не хватает. И я достаю диск или запускаю что-то со своего жесткого диска в lossless-качестве. И тогда уже получаю максимальное удовольствие.
И в этот момент думаю, зачем мне этот Apple Music? Но потом все равно к нему возвращаюсь просто потому, что это удобно. Этот осознанный выбор, когда человек, который понимает, как музыка должна звучать, как она может звучать, выбирает удобство вместо качества, – жуткий парадокс, мне кажется.
Дмитрий: Похожая ситуация возникает, например, при прослушивании музыки в метро. Портативным плеерам и ЦАПам достаточно тяжело конкурировать со смартфонами, которые используют всю силу экосистемы Apple и других компаний.
Тимофей: Да. Одна коробка, опять же. Воткнул и слушай. Но если говорить о метро – мы уже много раз поднимали эту тему – метро – не лучший пример. Это экстремальная среда и для уха, и для прослушивания. И прослушивание музыки в данном случае – некий способ отключить себя от внешнего мира. Тут, конечно, у людей меньше претензий к качеству звучания. Хорошо, что слышно.
В зависимости от того, конечно, насколько хороший или плохой используется материал, и насколько приличные наушники. Тем не менее, люди с «сэндвичами» (когда у человека не просто смартфон, а по отдельности смартфон, ЦАП и усилитель, и все это стянуто специальной резинкой) уже достаточно часто появляются в метро. Этот «сэндвич» лежит в рюкзаке или в сумке. Я такое уже вижу.
Если даже я, оказавшись в метро – а бываю я там нечасто – вижу такое, наверное, это говорит о том, что будущее наступило. Человек выбирает [качество звука], потому что я не могу сказать, что носить такой «сэндвич» с собой удобно. Тем более, если говорить об основной функции смартфона – говорить по телефону. Я плохо представляю, как технически реализовать разговор по телефону с таким «сэндвичем». Очевидно, что наушники должны быть гарнитурой.
Дмитрий: Я, скорее, имел в виду кейс с транспортом вообще – его можно отнести и к самолету, и к достаточно длительному путешествию в автобусе. Это, все-таки, более комфортные условия, когда человек может спокойно откинуться в мягком кресле и послушать хорошую музыку.
С другой стороны, тема портативной техники интересна и с точки зрения оборудования рабочих мест. Сейчас можно заметить, что люди совсем по-другому начинают относиться к тому, что они делают в рабочее время. Можно спокойно сделать перерыв на 15-20 минут в обед и послушать хорошую музыку, если на рабочем месте стоят уже не классические компьютерные колонки конца 90-х – начала 2000-х гг. Тогда у всех стояли компьютерные колонки справа и слева от монитора.
Человек уже может спокойно приобрести себе за 15-20 тысяч рублей портативную систему, которая будет стоять у него на работе. Вроде бы не сильно он к ней привязывается, не требует от нее многого. Но с другой стороны, она позволяет неплохо проводит время, даже если это не открытая стереосистема, а просто набор из ЦАПа и достаточно неплохих наушников.
Тимофей: Обычно в офисах действительно стоят какие-то такие недорогие штучки для общего прослушивания. Вообще концепция open space или просто больших помещений, где сидит огромное количество людей, подразумевает использование персональных средств изоляции человека от окружающих. В какой open space ни заглянешь, везде головы в наушниках. Иначе невозможно работать.
Концепция кабинетов, которая была не так давно, мне кажется, более логична. Не всегда достаточно даже просто надеть наушники, чтобы абстрагироваться от внешней среды. Еще хочется от нее отвернуться, насколько это возможно, причем так, чтобы и боковым зрением ничего не видеть. А ведь есть люди, которые реально не могут работать с музыкой. Невозможно представить, как они вообще работают в open space.
Самое грустное, что при этом КПД этих людей сильно падает. Начальник может смотреть на результаты работы такого сотрудника, притом, что он казался таким перспективным, а они (результаты) отставляют желать лучшего. Самое смешное, что все это из-за того, что он не может отключиться от внешней среды, он постоянно находится в ней. И наушники, к сожалению, не решат эту проблему на 100%.
В свое время у нас в Аудиомании была такая ситуация, когда мы очень долго не могли договориться, какое радио будем слушать. Разные люди слушают очень разную музыку. Постоянно сидеть в наушниках – не совсем нормально и типично, периодически хочется оттуда вылезти. Комфортнее находиться в естественной среде. Реально была проблема.
В одной комнате у нас сидели ярый приверженец тяжелой музыки, люди, которые привыкли работать под современную электронику, и противники и того, и другого. Было очень непросто договориться.
Дмитрий: С другой стороны, здесь может быть очень интересный выход, когда есть отдельное помещение, например, небольшая кухня, где люди могли бы ставить свою музыку по очереди.
Тимофей: Это, конечно, было бы очень хорошо. Опять же, по нашему опыту, в помещении, где люди собираются в перерыв, как правило, ничего не звучит. У нас, во всяком случае. Люди переводят дух, что-то обсуждают, причем, как правило, это не работа.
Хотя было бы здорово знакомиться с музыкой друг друга. Я, например, до этого товарища, который любил тяжелую музыку, практически ее и не слушал. Когда он меня с ней познакомил, я понял, что есть интересные моменты и композиции, которые я был бы даже не против послушать, но, конечно, не в качестве фона во время основной работы.
Дмитрий: Да, так можно получить сразу самые отборные композиции и не тратить время на изучение темы и самостоятельный поиск. Когда человек погружен в тему, он знает, что конкретно можно показать, что является эталоном и примером хороших композиций в той или иной теме.
Тимофей: Здесь вообще стоит вспомнить о том, что люди – странные существа. С одной стороны, им постоянно нужен широкий выбор, с другой стороны, они им практически не пользуются. Если взять, например, тот же Apple Music – фактически это возможность послушать, что угодно.
Но люди не знают, что они хотят. Получается, что они все равно слушают какие-то плейлисты и подборки. То же самое происходит и в Smart TV. Почему Smart TV так вяло развивается? Потому что люди не привыкли самостоятельно выбирать себе контент. А тут получается, человеку доступно все, а он не знает, чего взять.
Поэтому люди, которые могут ввести тебя в новый мир, новый стиль музыки и рассказать, что такое бывает, это очень круто. Так же и с поиском в Smart TV приложений, в которых может быть что-то интересное. Я вот подсел на TED недавно. Смотрю каждый день по несколько выступлений. Это ни с чем не сравнимое ощущение.
Но опять же, в каком режиме я это смотрю? Я нажимаю кнопочку «показать случайное выступление», я не сижу и не выбираю что-то по тегам, потому что непонятно, что я выберу. Я хочу что-то, и я нажимаю и смотрю это что-то. Очень странное существо – человек.
Дмитрий: Интересно подумать, как с точки зрения доступности поменялась экосистема аудиотехники. Я совсем недавно купил любительский зеркальный фотоаппарат и попытался в нем разобраться. Я понял, что ничего кроме автоматического режима он мне предоставить не может и фактически это все, что у меня несть на первое время, пока я не засяду читать достаточно толстый мануал.
С точки зрения аудиотехники ситуация, мне кажется, гораздо проще. Не нужно неделями погружаться в тему, чтобы получить сразу достаточно неплохое качество.
Тимофей: С фототехникой все немного иначе. Фототехника есть профессиональная и непрофессиональная. Кстати, аудио тоже. Для домашнего прослушивания не нужно ни в чем разбираться, с одной стороны, с другой стороны, если мы говорим о том, как изменился формат потребления музыки, здесь, наверное, можно поспорить с идеей о том, что многое упрощается.
В 80-е гг. я мог достать магнитофон, воткнуть кассету, нажать кнопку «Play» и все – другого варианта прослушивания не было. Ну, хорошо, катушки, винил. Винил был отдельной историей. У меня, кстати, винил из детства не ассоциируется ни с чем, кроме сказок.
Люди, которые слушали виниловые пластинки тогда, были очень специфические. У меня был один знакомый, он постоянно бегал в магазин «Мелодия», отстаивал огромную очередь ради того, чтобы купить пластинку, потому что это было непросто. Сейчас, чтобы иметь много возможностей, надо немного понимать в технике.
Скажем так, есть простой путь, есть сложный. Как и в фотоаппаратах: есть автоматический режим, нажал одну кнопку – получил результат, есть различные другие режимы. То есть если человек хочет большего, ему придется разобраться. И большее тут, скорее, в возможностях, дополнительных фишках.
Например, те же сетевые проигрыватели. Можно записать музыку на флешку, воткнуть ее в ресивер и слушать. Есть такой вариант. Другой вопрос, что именно ресивер может воспроизводить, и насколько хорошо он это делает. Если же мы хотим дополнительного удобства, тут уже разговор о сетевых хранилищах, на которых что-то лежит, и это все нужно настраивать.
Все это в принципе не сложно. Так же как и выставлять выдержку, диафрагму на фотоаппарате, потому что баланс белого сейчас, наверное, любой фотоаппарат может выставить нормально. И научиться пониманию, как это работает, можно минут за десять. Об этом книжки пишут.
С аудио немного сложнее. Самое главное, что меняются условия, меняется аппаратура, и люди за этим не очень поспевают. Есть люди, которые следят за тем, что появилось новое. А есть люди, которые не в курсе и которым это не надо. Для них это слишком сложно, это – некий барьер, мешающий им окунуться в мир аудио. Они смотрят, видят много проводов, много аппаратов, много настроек и решают купить бумбокс и слушать его.
Дмитрий: Получается, что, с одной стороны, опять возникает вопрос выбора. Конечно, лучше, когда есть достаточно широкий выбор. Но, с другой стороны, нам надо понимать, как к нему подходить. Например, на рабочем месте у нас будет достаточно скромная аудиосистема по сравнению с тем, что мы можем себе позволить дома.
Тимофей: Кстати, не соглашусь. У нас в офисе есть сотрудник, у которого на столе стоит очень недешевый ЦАП, очень недешевый усилитель для наушников, и он использует очень недешевые наушники.
Дмитрий: Да, это если речь идет о закрытой схеме, когда человек слушает в наушниках.
Тимофей: Я думаю, что не наушники – это коллективное прослушивание. И тут реально все очень непросто. Есть разные категории людей, которые привыкли работать в разной атмосфере.
Например, в бухгалтерии вообще редко что-то играет. Это очень странно для меня. Тем не менее, есть разные категории людей, причем их четко можно делить по профессиям. Близко к бухгалтерам находятся учителя. Эти люди не могут работать под музыку, она их отвлекает.
Дмитрий: Наверное, дело в том, что и в бухгалтерии, и в учебном процессе много отчетности.
Тимофей: Нет, не соглашусь. У меня тоже огромное количество цифр. Когда я работаю с цифрами, собираю какую-то статистику, создаю какой-то отчет, а это происходит практически каждый день, это все очень хорошо идет под музыку.
Мне кажется, здесь дело не в том, что человек делает, а в том, как он к этому относится и что происходит у него в голове. У меня процесс под музыку идет гораздо бодрее и веселее. Это неотъемлемая его часть. Без музыки будет тяжело, долго и сложно. С музыкой – легко и быстро.
Единственное, я не могу слушать в такие моменты пение на русском языке. Тут, наверное, понятна причина. Русский – родной для меня язык, и я его слишком хорошо понимаю. И, к счастью, с английским пока такого не происходит, потому что иначе вообще не понятно, что мне придется слушать. Только инструментальную музыку.
Дмитрий: Вернемся к вопросу выбора. Интересно посмотреть на разницу, которая есть сейчас, по сравнению с тем, что было лет 6-8-10 назад. Помимо наличия широты выбора это и возможность получить экспертные сведения о том, что сейчас есть на рынке. Есть много площадок, которые позволяют вникнуть в ту или иную тему. С точки зрения аудиотехники, акустики есть сейчас именно в этой теме такие экспертные площадки?
Тимофей: Ох, это больная тема. Если немного вспомнить прошлое, аудиотехника в те же 80-е годы была двигателем прогресса. Это была та тема, которую сейчас заняли ИТ, наверное, больше в контексте смартфонов и мобильной связи.
В 80-е годы этого не было. Поэтому об аудиотехнике и видеотехнике говорили очень много. СМИ тоже поддерживали эту тему. СМИ вообще очень быстро подключаются к вопросу, который интересен.
Сейчас, к сожалению, этого практически нет. Есть отрывочные публикации. Если это не профильные СМИ, ждать грамотного материала не стоит. У нас был негативный опыт, когда непрофильный журнал про интерьер собирался сделать статью о домашних кинотеатрах. Мы принимали в этом участие, помогали, рассказывали.
Когда статья вышла, мне захотелось застрелиться. Столько времени было потрачено, чтобы донести до людей суть, а статья получилась не о том, да еще и безграмотная. К сожалению, это большая беда. Люди же это будут читать. Надеюсь, не многие, потому что журнал не для поклонников аудио/видео, но тем не менее. У тех, кто прочитает, сложится совершенно неправильно впечатление. Это плохо.
Есть замечательный портал iXBT. Насколько я знаю, в ближайшее время там появится раздел про аудио, а именно про Hi-Fi. Они сейчас думают, как его назвать. Я безумно счастлив, мы даже начинаем с ними работу в контексте тестирования каких-то материалов, обзоров. Это здорово. На этом портале в качестве читателей и, может быть, писателей находятся люди, которые действительно интересуются технологией, техникой и современными вещами.
В аудио этого сейчас очень много, а прочитать об этом практически негде. Это, конечно, сложно. Переход СМИ в сеть для самих СМИ – вообще болезненная тема. Они до недавнего времени пытались отрицать наличие интернета, и вели себя немного странно, потому что перспектива была понятна. Получить авторитетную, корректную и достоверную информацию про домашнее аудио, про домашние кинотеатры очень сложно.
Этой информации сопутствует много белого шума. Если взять форумы, там много людей с высоким рейтингом, а рейтинг, как мы знаем, на форумах ставится за количество сообщений. В итоге мы получаем поток мнений от людей, которые, к сожалению, ничего в этом не знают и судят просто потому, что им так кажется. Это, конечно, очень непросто.
Дмитрий: С другой стороны, ты можешь просто пойти напрямую к эксперту в магазине или посетить шоурум. Насколько ситуация изменилась с точки зрения такой возможности? Раньше было больше шоурумов, сейчас стало меньше. Кризис. Как это можно сравнить?
Тимофей: Во-первых, ситуация действительно изменилась. В сетевых магазинах продавцы стали убегать от покупателей, которые идут в небольшую зону, где стоит Hi-Fi, потому что с ними надо разговаривать. А за это время можно продать четыре чайника.
Не шучу, я с таким сталкивался. И другие люди мне рассказывают про то, как стоят два продавца, которые видят, что покупатель идет целенаправленно в отдел Hi-Fi, и улепетывают. Это забавно.
Для Аудиомании это хорошо, потому что люди придут к нам, и мы с ними будем разговаривать. Относительно недавно появился тренд с комнатными прослушиваниями, сейчас, наверное, он идет на спад в общем масштабе. Люди больше покупают более «потребительские» вещи.
Опять же, я сморю на ситуацию изнутри и понимаю, что зачастую люди доверяют чьему-то мнению или обзорам. И действительно бывает, что покупают без прослушивания. Заканчивается это по-разному. Некоторым все нравится. Но бывает, что часто люди говорят: «Что же мне делать? Я вот купил, я прочитал, и не нравится». Действительно, не нравится.
Кто-то где-то что-то слышал. Кто-то сходил на день рождения, выпил, послушал музыку, и ему понравилось. И он купил такие же колонки себе, а они звучат не так, как звучали на дне рождения, когда он выпил. Поэтому шоурумы никуда не делись, люди приходят и продолжают слушать. И, я думаю, что другого пути нет.
Понятно, что есть какие-то более простые вещи, например, Heos от Denon. Это просто одна коробочка, решающая все проблемы. К ней подключается смартфон по Bluetooth или Wi-Fi, и что-то начинает воспроизводиться. Или сама эта коробочка подключается к сети, и из сети что-то тянет и воспроизводит. И людям этого достаточно.
Здорово, что это происходит, в том числе и потому, что какое-то время назад у большого количества людей в квартирах не было музыкального источника. Это было удивительно. Я пришел в гости к своим знакомым и понял, что у них музыку слушать не на чем. У них есть телевизор и все. Они переехали в новую квартиру и даже не думают, что нужно что-то такое купить. Поэтому покупка такого небольшого устройства – первый шаг к тому, чтобы прийти к какой-то более-менее серьезной системе.
Если человек понимает, как звучит музыка на самом деле, такое устройство его, конечно, не удовлетворит. С другой стороны, замечательно поставить что-то такое в спальне и вечером почитать книгу под фоновую музыку (кстати, не все могут читать книжки под музыку). Или просто заняться чем-то приятным под такую музыку. Почему бы и нет? Но, конечно, это не полноценная замена.
В этом смысле, наверное, мало что изменилось за эти годы. Единственное, я вижу, что люди действительно стали больше уделять этому внимания. Если лет 8-10 назад тема аудио совсем ушла из обсуждений, то сейчас совершенно очевидно, что она возвращается. Люди слушают музыку. Тут, наверное, стоит вспомнить молодую аудиторию, которая без наушников практически не живет. Это, я думаю, рано или поздно выльется в понимание того, что музыка – часть жизни, что без нее нельзя.
Единственное, что, конечно, все зависит от того, что они слушают в этих наушниках. Мы недавно публиковали забавное видео: человек рассказывал о понимании классической музыки. Если это видео показать молодым людям, а потом дать им послушать какое-нибудь классическое произведение, интересно будет посмотреть на их реакцию. Потому что, к сожалению, люди не понимают, как это слушать.
И качество аппаратуры, которое у них есть, не позволяет им в полной мере насладиться музыкой так, чтобы услышать то, что задумано, а не то, что могут воспроизвести их недорогие наушники, которые они купили в переходе.
Дмитрий: Кстати, шоурумы позволяют не только посмотреть конкретный экземпляр аудиотехники, они еще позволяют в общении узнать о некоторых новых категориях. Например, два года назад я точно так же в шоуруме встретился с экспертами и узнал от них, что есть портативные ЦАПы. До этого я просто не представлял себе, что есть такая категория товаров.
Так же для некоторых людей может быть открытием наличие сетевых проигрывателей в том виде, в котором они уже есть: не просто некая коробочка, которая является большой флешкой, подключенной к сети. Все-таки это уже более умное устройство.
Тимофей: Шоурум – это постоянно действующая выставка. Я уже давно привык его так называть.
Дмитрий: Кстати, говоря о выставках…
Тимофей: На мой взгляд, смысла в этих вставках уже нет, поскольку есть шоурумы. У многих компаний в шоуруме можно послушать, поговорить, человеку уделят много времени. Он может поставить свою музыку, может послушать ее не две-три минуты. Придя в шоурум, придя в компанию, мне кажется, можно получить гораздо больше. Сама по себе выставка уже потеряла свой смысл.
Дмитрий: Даже если сравнивать с точки зрения оборудования пространства?
Тимофей: Это вообще беда. Мало у кого получается выстроить условия в гостиничных номерах, несмотря на то, что каждый извращается как может. Идея выставки заключается в том, что можно прийти и «послушать» весь рынок.
На самом деле весь рынок «слушать», во-первых, нельзя, во-вторых, не нужно. Больше 3-4 вариантов колонок слушать за один раз невозможно, возникает каша в голове. Здесь можно провести аналогию с парфюмерным магазином, когда в носу смешиваются ароматы и дают понюхать кофе. К сожалению, в аудио кофе нет, надо просто сделать паузу, и достаточно большую, чтобы голова пришла в норму, и можно было продолжать сравнивать.
Дмитрий: Что невозможно сделать с выставкой, потому что они идут 2-3 дня.
Тимофей: Можно потратить все эти 2-3 дня, тусить именно там: послушал 2-3 комнаты, вышел на улицу, обошел вокруг Крокуса, это достаточно большая территория. За это время может все выветриться. Вернулся обратно – слушаешь дальше. Но не знаю, у кого есть столько времени. Главное, в этом реально нет никакой необходимости. Очень много одинаковой аппаратуры, очень похожей по стилю звучания.
Было бы, конечно, круто, если бы человек обратился, например, в Аудиоманию и рассказал, как он слушает музыку, его звуковые и музыкальные предпочтения, и мы бы ему сразу предложили три варианта, которые бы он послушал.
Я понимаю, что люди по большей части хотят окунуться в это все. Насколько я себе представляю, это почти невозможно. Особенно, учитывая условия помещения и особенности атмосферы: в коридоре кто-то с кем-то разговаривает, а тут надо послушать и услышать нюансы. Какие могут быть нюансы, когда вокруг толпится куча людей, которые между собой о чем-то говорят, кто-то какие-то штуки перебирает, кто-то просит выключить одно и включить другое.
Это не та атмосфера, которая позволит подобрать себе аппаратуру. К сожалению, выставка не решает этой проблемы. Сейчас выставка больше превратилась в способ посмотреть, кто еще жив на рынке. Если компания участвует в выставке, значит, у нее есть на это деньги. Ну и посмотреть, у кого что появилось.
Тут тоже надо понимать, что не всегда возможно показать «дикую» новинку раз в год. Новые устройства и новые классы устройств появляются, но появляются они не так часто, чтобы приходить ради этого на выставку.
Дмитрий: У нас формируется путь погружения человека в тему аудио: он идет не от журналов, а от друзей, он смотрит, что пишут в сети, он заходит на экспертные сайты и площадки, которые зачастую формируют сами компании, занимающиеся продажей аудиотехники.
Тимофей: Он вынужден так делать. Другого пути нет. Последнее время все, как правило, начинается от друзей и знакомых, которые что-то узнали. Получается закрытый элитарный клуб. Кто-то что-то услышал, узнал и предложил показать. Показал, кто-то слушал, развесив уши и открыв рот, и понял, что наступило другое время.
Получилось так, что в теме аудио у нас был сильный провал между 80-ми и 2010-ми гг. Практически двадцатилетний провал, когда информация об аудио не была мейнстримом. Она и сейчас не мейнстрим, но мы постепенно вылезаем из этой темной зоны, этим начинают интересоваться.
Взять даже тот факт, что все ходят в наушниках. В 90-е гг. не было такого количества людей в наушниках, например, в метро. Сейчас все слушают музыку. И это замечательно, я думаю.