О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Oblique Strategies — креативная карточная игра, придуманная Брайаном Ино в 1975 году
Хотя Брайан наиболее известен своими минималистичными сольными композициями и работами со стадионными рокерами типа U2 и Дэвида Боуи, Ино — авангардист высочайшего класса.«Oblique Strategies развились из некоторых рабочих ситуаций, произошедших со мной, когда паника, особенно в студиях, заставляла меня забыть, что есть и другие способы делать своё дело. И что были другие решения, которые могли оказаться во многом интереснее, чем прямой подход», — говорил Ино в радиоинтервью в 1980 году.
Сосредоточенные на афоризмах, которые могут как разрешить проблемы, так и разрушить рабочую обстановку, карты содержат такие послания, как «почитай свою ошибку как скрытое намерение», «сформулируй проблему как можно яснее», «вспомни тихие вечера», «если поиск идёт, то что-нибудь да найдётся», «работай с другой скоростью» и «присмотрись к самым неловким деталям и усиль их».
Физически набор представлял из себя колоду печатных карт 7 на 9 см в чёрном ящике. И фактически игрой это не являлось — там не было правил или прописанных механик взаимодействия. Основной смысл заключался в том, что эти карты могли поддержать творца в сложный момент и вдохновить продолжать свою работу.
Тем не менее, Ино всегда пытался привнести в работу элементы игры. Во время записи The Joshua Tree он даже пытался поджечь ленту, чтобы добавить живости группе, но его поймали. Несомненно, именно он убедил U2 отказаться от своего рок-имиджа на отличном альбоме Soundtracks 1, дав возможность исследовать и другие направления, выходящие за рамки рока.
Должно быть, Боно использовал Oblique Strategies в своё время, учитывая, что они предназначены для того, чтобы помочь людям найти свою цель за манией и сумасшествием, сопровождающими процессе записи. Ино, вероятно, позаимствовал пару советов у столь же своеобразного Дэвида Боуи, который считал, что лучший способ создать великое искусство — выйти за рамки комфорта и перейти к дискомфорту. Когда Ино и Боуи работали над экспериментальным треком Warszawa, рифф, жуткий, зловещий и похожий на гимн, был написан после подсказок Дэвида.
Опасность ведет к великому искусству, но она также может повредить музыканту, когда он начинает сомневаться в себе. Карты Oblique Strategies призваны помочь восстановить чувство контроля и душевное равновесие.
Ино как никто понимает, что серьёзное творчество сопряжено с риском. «Меня часто просят прийти поговорить со студентами художественных направлений, и я всегда стараюсь убедить их не устраиваться на работу», — говорит Брайан.
Лучшие способ быть честным в искусстве — посвятить ему всего себя без остатка. The Stone Roses совершили такой прыжок веры в конце 80-х, когда коллективно бросили свои работы, чтобы сосредоточиться на музыке. Джон Леннон поставил Полу Маккартни жёсткий ультиматум, заставив того уйти с работы для полноценного участия в группе, что очень расстроило Маккартни-старшего. Возможно, это объясняет, почему Ино выпустил свои карты в 1975 году. Главная их цель — успокоить артистов, которые резко перешли из обыденной жизни в более абстрактный мир. Coldplay окунулись в мир арт-рока в 2008 году, чтобы создать Viva la Vida or Death and All His Friends — экспериментальный и переломный для группы альбом. Естественно, они попросили Ино руководить процессом.
Потому что искусство и есть процесс. Продукт не имеет особой ценности, кроме коммерческой, так что если само путешествие к результату не стоит того, то в чём тогда смысл?