О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Новая эра в домашнем кино или стоит ли ждать чудес от 4К и UHD-Blu-ray?, статья. Онлайн-журнал "AVREPORT.RU"
Начало нового 2016 года обещает быть весьма интересным для любителей и энтузиастов новых технологий в сфере потребительской электроники, а точнее в домашнем аудио-видео. Победное шествие маркетологов ведущих производителей телевизоров и проекторов под лозунгом «Даешь 4К-контент в каждый дом, купите наш телевизор UHD» близко к своему логическому завершению — ответ на вопрос «А где брать фильмы в 4К?» появился в середине января 2016 года — Amazon открыл предзаказ на заметное количество фильмов на UHD Blu-ray, срок начала отгрузок — первое марта 2016 года.. Плееры UHD Blu-ray дисков, впервые показанные в январе 2015 года на CES в Лас-Вегасе, превратились в серийные образцы на выставке IFA в Берлине и должны появиться в продаже весной 2016 года. По крайней мере, как минимум два крупнейших производителя — Samsung и Panasonic открыли заказ на свои новые UltraHD Blu-ray-плееры со сроком поставки март-апрель.
UltraHD Blu-ray-плеер Samsung
UltraHD Blu-ray-плеер Panasonic
Одновременно с этим, что бывает нечасто, все участники «банкета» смогли в течение этого же 2015 года доработать до окончательной версии стандарт HDMI 2.0, внеся в него ряд весьма интересных дополнений. Также летом 2015 окончательную редакцию обрел стандарт UHD Blu-ray и самое главное, о поддержке и выпуске фильмов на этом носителе объявили все крупнейшие студии — Sony Pictures, Warner Brothers и 21th Fox. Поставщики кабельных ТВ-услуг и сервисов video on demand, такие как Netflix и M-Go не остались в стороне и тоже готовы предоставлять контент в 4К. С другой стороны, компания Dolby поддерживает продавцов контента путем поощрения выпуска Dolby Atmos совместимых AV-ресиверов, акустических систем и даже саундбаров. Прозводители телевизоров, как мы уже отметили выше, начали артподготовку сильно заранее — первые ТВ с матрицами 4К появились на рынке уже несколько лет назад.
Компания Dolby поощряет производителей ресиверов, акустических систем и даже саундбаров с поддержкой аудиоформата Dolby Atmos
В общем, в новый 2016 год, индустрия домашних развлечений входит под торжественный звук фанфар и звон монет из карманов потребителей, жаждущих прикоснуться к волшебному миру высочайшей четкости видеоизображения и новых 3D Audio форматов. Это если вкратце. Впрочем, давайте разберемся, хорошо ли это, плохо ли, и что именно нас ждет в ближайшем будущем. Как обычно, начнем с небольшого экскурса в техническую часть вопроса.
4K или UltraHD и чем они отличаются?
Что такое 4К? 4К — это собирательное название всех форматов видеоизображения, у которых количество пикселей по широкой стороне равно примерно 4'000. То есть, если стандартный телевизор с разрешением Full HD имел количество пикселей 19'80 по горизонтали и 1'080 по вертикали, то 4К — это не 1'920 пикселей, а около 4'000, то есть примерно в два раза больше, а следовательно при таких же геометрических размерах экрана изображение формируется количеством пикселей в 4 раза большим, чем ранее. То есть размер пикселя меньше, четкость выше, можно передать больше деталей и так далее. О практических плюсах столь драматического повышения количества пикселей на экране поговорим чуть позже, сейчас давайте рассмотрим, что обозначает надпись ”UHD”, которую можно встретить на коробках телевизоров в магазине.
Сравнение размеров изображения в разных форматах
Если 4К — это собирательное название всех форматов с увеличенным относительно стандартного FullHD разрешением, то UltraHD – это как раз формат, предназначенный для домашнего использования. Он имеет ровно в два раза больше точек по каждой стороне — вместо 1'920 — 3'840, вместо 1'080 — 2'160 и точно такое же соотношение сторон экрана — 16:9.
Резонный вопрос — а зачем нужны какие-то другие 4К форматы? Ответ очень простой, например, киностудии снимают фильмы гораздо чаще в широкоэкранном формате, с соотношением сторон не 16:9, а 21:9 (также используется обозначение 2,35:1 или 2,40:1). Количество точек при таком соотношении сторон будет 4096x1716. В профессиональном кинематографе есть и другие форматы (отличающиеся соотношением сторон), все они имеют название DCI 4K. Мир персональных компьютеров и презентационного оборудования пришел к разрешениям близким к 4К довольно давно, там этот формат носит название WHXGA и имеет разрешение 5'120x3'200. Поэтому, чтобы не путаться в терминах и обозначениях, для всех этих форматов ввели базовое общее обозначение — 4К, а для бытовых телевизоров введена специальная спецификация формата 4К, носящая название UHD TV.
Впрочем, не только количеством пикселей на экране UHD отличается от FullHD. Увеличение разрешения повлекло за собой увеличение объема данных, которое требуется для хранения фильма, а также повышение требований к скорости передачи данных между проигрывателем и дисплеем (телевизором). К этому добавилось законное желание киностудий защитить свои продукты от копирования, тем более, что фильмы со столь высоким разрешением уже можно показывать на очень больших экранах, что может привести к потенциальным нарушениям авторского права.
Процесс согласования всех этих технических и юридических деталей занял немало времени, но в конце концов на свет появились…
HDMI 2.0 и HDCP 2.2.
Мало кто в наше время ни разу не слышал термин HDMI или ЭйчДиЭмАй. Любой, кто хоть раз за последние несколько лет покупал телевизор или ноутбук, подключал Playstation или XBOX к телевизору, сталкивался с универсальным проводочком, по которому передается и звук, и картинка. HDMI был разработан в 2002 году и получил широкое распространение, начиная с 2005-2006 годов, произведя форменную революцию в домашних аудио-видео системах. Многие помнят, что в конце 90-х – начале 2000-х годов для подключения DVD-плеера к телевизору или AV-ресиверу надо было использовать компонентный провод (3 коаксиальных провода) для видео, оптический или еще один коаксиальный провод для аудио, и так для любого источника. И таким же набором проводов надо было соединять AV-ресивер с телевизором. В общем, количество проводов за стойкой с аппаратурой даже у не сильно увлекающегося техникой покупателя стремилось к бесконечности, доставляя особенное удовольствие при ревизии системы или замене одного из компонентов.
HDMI постепенно решил все проблемы. Начиная с самой первой версии, когда HDMI заменил только видео кабели, постепенно его функциональность улучшалась — с версии 1.2 по HDMI можно передавать команды между устройствами (например, поставить на паузу плеер с помощью пульта от ТВ или увеличить громкость ресивера), с версии 1.3 по HDMI можно передавать звук в форматах Dolby TrueHD и DTS HD MA, начиная с версии 1,4 можно получать звук с телевизора на ресивер обратным каналом ARC, даже есть возможность передачи Ethernet через HDMI. Причем, каждая версия HDMI делалась с приличным запасом на будущее — например, стандарт HDMI 1.4а (последний перед принятием стандарта HDMI 2.0) поддерживал передачу видеоизображения с разрешением 3840х2160 (это же и есть 4К, правда?). Тут возникает резонный вопрос — а зачем же тогда нужен новый стандарт? Зачем нужен HDMI 2.0?
Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть внимательно, что же нового ввели в версию 2.0. Начнем с кучи дополнительных и не самых важных функций - это поддержка одновременного вывода нескольких видеопотоков (привет геймерам), до 4 отдельных аудиопотоков (на случай если вы и ваши гости говорите на разных языках), увеличение количества аудиоканалов до 32, увеличение максимальной частоты передискретизации до 1536 кГц и т. д. и т. п.
Теперь же давайте рассмотрим по-настоящему важные нововведения:
Первое - это гораздо более высокая пропускная способность интерфейса HDMI 2.0 – по сравнению с предыдущей версией 1.4 – она увеличилась с 15 Гб/сек до 18 Гб/сек, что вместе с более совершенным видеокодеком позволило увеличить максимальное передаваемое количество кадров в секунду более чем в два раза (60 против 24 кадров в секунду на разрешении 2160p).
Второе — это поддержка более «широкого» цветового пространства для поддержки HDR-изображения (об этом поговорим чуть позже). Третье — это протокол защиты контента HDCP версии 2.2. HDCP расшифровывается как High-bandwith Digital Content Protection protocol. Это, грубо говоря, более совершенная, более надежная, более защищенная система «свой-чужой» в мире бытовой электроники. Когда вы подключаете новый Blu-ray плеер к телевизору, то перед тем, как на телевизоре появится картинка, плеер и телевизор должны «договориться» друг с другом. Плеер включит видеовыход только если будет «уверен», что на том конце находится именно телевизор, а не, например, записывающее устройство. Именно поэтому многие компьютерные мониторы, оснащенные разьемом HDMI, но не поддерживающие протокол HDCP не могут показывать картинку с Blu-ray плееров, но прекрасно показывают картинку с компьютера, которая не защищена этим протоколом.
Новая версия 2.2 разработана специально для защиты контента высокого разрешения, и она обязательно должна присутствовать на всех устройствах в цепочке UHD Blu-ray-плеер — AV-ресивер — UHD ТВ. В противном случае телевизор просто не покажет картинку. Поэтому, покупая телевизор, обязательно уточняйте, есть ли у него поддержка HDMI 2.0 и HDCP 2.2, ведь три-четыре года назад, первые появившиеся тогда 4К-телевизоры не имели такой поддержки. Формально это не обман покупателя, ведь тогда не было UHD Blu-ray-плееров и не было HDMI 2.0 и HDCP 2.2, а вот экраны у них действительно имели разрешение близкое к 4К, но де-факто — смотреть на них фильмы с UHD Blu-ray-плееров, увы, не получится.
А кстати, что это такое — UHD Blu-ray?
Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется — да, в первую очередь это новая версия стандартного Blu-ray диска, более емкая (100Гб максимум), имеющая на один слой больше (три вместо двух). Но это далеко не всё. Во-первых, для сжатия видео был разработан совершенно новый алгоритм (или кодек) — HEVC (High Efficiency Video Codec), который позволяет сжимать видео гораздо более эффективно, чем с помощью использующегося в обычных Blu-ray кодека H.264. Во-вторых, в качестве стандартных форматов аудио для UHD Blu-ray включены новейшие 3D Audio форматы – Dolby Atmos и DTS:X, а количество каналов вместо 8 в стандартном Blu-ray увеличено до 16. Соответственно добавлена поддержка звуковых объектов. Более подробно 3D Audio форматы были описаны год назад в статье «Auro-3D vs Dolby Atmos – будет ли битва форматов или всё, что вы хотели знать про 3D Audio, но боялись спросить». В третьих, (и это, пожалуй, самое главное во всей этой истории с 4К, UHD и прочим) в новую экосистему, которая включает в себя не только диски, но и плееры с телевизорами, пришел термин хорошо знакомый фотографам — HDR (Higher Dynamic Range). Если говорить умными словами — это расширенное цветовое пространство. Простыми — это возможность показывать на экране большее количество цветов с большими перепадами яркости/контрастности.
Разница в картинке с поддержкой HDR и без поддержки HDR – гораздо больше, чем разница в картинке 4К и обычной FullHD, поверьте мне на слово, а если не верите — попробуйте сами. Благо анонсы первых UHD Blu-ray уже сделаны — первым фильмом выпущенным на новом носителе станет Kingsman: The Secret Service от компании 20th Century Fox, пока, правда, он доступен только на американском и западноевропейском рынке. А есть ли минусы у новых UHD Blu-ray? Да, есть. Один из них — в спецификации не предусмотрена запись 3D Video фильмов. Не хватает места. Поэтому любителям посмотреть фильм в очках пока придется довольствоваться обычными Blu-ray. Также, вероятно, цена на новые носители и плееры для них на первых порах будет «кусаться», это, безусловно, тоже минус.
А есть ли альтернатива?
Самое интересное, что да. Более того, мое личное мнение — формат UHD Blu-ray будет жить, но плохо и недолго. Доставка фильмов до потребителя последнее время перестала быть проблемой, особенно в больших городах. Сегодня нормой для обычной городской квартиры является интернет-канал в 30, 50 и даже 100Мбит. Самое интересное, что первым коммерческим устройством, способным показывать контент в 4К на UHD ТВ стала приставка Amazon Fire 4K, дебютировавшая в октябре 2015 года. В качестве поставщиков контента — Netflix и сам Amazon. Не за горами AppleTV с поддержкой 4K, HDMI 2.0 и прочими необходимыми протоколами и стандартами. С другой стороны — в США можно по довольно бюджетной цене получить в домохозяйство канал в 1 Гбит, что позволит смотреть фильмы в 4К даже без полного скачивания. Не сомневаюсь, что подобные скорости в ближайшее время появятся в Европе и России. И это будет серьезной проблемой для едва родившегося UHD Blu-ray.
В заключение этой статьи хочется отметить, что можно долго спорить на тему нужен ли 4К телевизор в доме или достаточно ли обычного FullHD, какое расстояние до экрана должно быть, чтобы было видно отдельные пиксели и не очередная ли это победа маркетологов от бытовой электроники над здравым смыслом. Но спорить не хочется, а хочется посоветовать всем интересующимся и просто энтузиастам домашнего кино просто смотреть своими глазами и решать самостоятельно, нужно это вам или нет.
Подготовлено по материалам онлайн-журнала "AVREPORT.RU", февраль 2016 г. www.avreport.ru
всё каждому. Примеры зомбо маркетинга: ДОМAШНИЙ КИНОТЕАТР - 5.1 и т.д. вместо стерео; СПОРТИВНОЕ АВТО вместо автомобиля разумной мощности; СМАРТФОН вместо телефона, фотопринадлежностей, качественного и осмысленного прослушивания аудио на соответствующих аудиосистемах; ЧАЙ вместо трав, настоев на традиционных видах растений и т.д. и т.п.
Прогресс не стоит на месте. Мы предоставляем сделать свой выбор клиентам. Размещаем обзорные статьи, чтобы этот выбор было сделать проще. Время меняется. Мало кто сейчас скажет, что достаточно монофонического граммофона... Право на жизнь имеет и стереосистема, и многоканальный домашний кинотеатр. А иногда и спорткар.