О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Ностальгия по красавице и чудовищу. Jane Birkin – Ex Fan Des Sixties. Обзор
Сладкая парочка Джейн Биркин и Сержа Гензбура слишком явно олицетворяла мем «Красавица и Чудовище» и делала запоминающуюся музыку. Каждая песня формировалась как театральное действо в звуке, что для настоящего шансона очень важно. В альбоме, записанном в августе 1977-го на лондонской Studio Phonogram, есть всё, чтобы показать волшебное пение Джейн, а она делает всё, чтобы высветить песни Сержа, создать из них спектакль.Именно в вокале Биркин, в ощущении, что можно петь вот так, на грани сексуального выдоха, живут и некоторые современные проекты, старательно продвигаемые сетевыми СМИ, хотя ни к сексу, ни к дыханию они отношения не имеют. А за Джейн стояли собственный талант, красота (см. обложку) и главное – странный гений Гензбура. Он владел тайной естественного романтизма и ауры эротичности, его песни пришлись впору 60-м – эпохе освобождения и идейного, и телесного. Он умел видеть женщин, их тайны и создавать, придумывать для них новые и новые ключи и темы.
А нежнейшая Биркин тут в расцвете лет и мастерства, не слабенькая, совсем не «тургеневская» барышня. Словно несмелый, чуть ли не задыхающийся порой от волнения вокал, ее игра словами и интонациями соответствовали таланту Гензбура, а его неспешные мелодии позволяли актёрское прочтение и тонкую расстановку нюансов продюсирования.
Певица перечисляет распавшиеся группы, имена великих ушедших музыкантов эпохи, когда ей самой еще не было двадцати, заставляя вдруг вспомнить подобный, но несравнимо более оптимистично сделанный трек «Меломан» Константина Кинчева и «Алисы». 60-е – это и нешуточная взрывная энергетика, и социальный, и сексуальный, и эстетический творческий порыв. Джейн олицетворяет эту мощь и эту красоту, о её нежности хочется сказать, что она «с кулаками».
Темы эпохи играют в названиях вещей, например, Nicotine, Rocking chair. Композиция Dépressive использует Восьмую сонату Людвига ван Бетховена, и она подается как музыка только Гензбура/Биркин. Завершает трек-лист песенка Melo Melo, шустрая, но таинственная, с заводным гитарным риффом, неожиданным для полистиличных французских инструменталистов.
Звук альбома несколько зажат, как это бывает, когда много внимания при реставрации уделено басам: постоянно присутствуют заметные низкие частоты, и они исправно создают контраст щебетанию британской фемины. Но в записях Гензбура/Биркин важнейшим элементом является воздух, лёгкость звучания. А вот кроваво-красный цвет нового винила здесь более чем уместен – эстетику он обозначает точно, а также создаёт впечатление показного богатства и скрытых смыслов.
Ощущение, что эпоха решительно сменилась, и музыка никогда не будет прежней, переполняет диск, хотя он вовсе не грустный, а многоплановость – отличительная черта настоящего искусства. Но вот девушка на обложке – грустит… Она «бывшая фанатка шестидесятых», к моменту выхода альбома (1978) не прошло ещё и 10 лет с окончания легендарной декады, но повод ностальгировать по чуду, ушедшему безвозвратно, был уже абсолютно очевиден.