Невесёлая судьба «Редкой Птицы»

В 1969 году группа Rare Bird была на пути к великим свершениям. Они подписали контракт с Charisma вместе с The Nice и Van der Graaf Generator, их первый сингл Sympathy достиг вершин чартов в Италии и Франции и вошел в топ-30 в Великобритании. И у них было звучание, которое отличало их от всех остальных…



Невесёлая судьба «Редкой Птицы»

В этом году исполнилось 55 лет с момента дебюта одной из самых многообещающих групп британского прог-рока, которой не удалось справиться со своей нелегкой судьбой. Вспомним, как и почему так вышло.

…История начинается с Lunch — группы, в которой в августе 1968 года встретились клавишники Грэм Филд и Дэвид Каффинетти. К следующему ноябрю все закончилось, и парни пригласили барабанщика Марка Эштона и басиста-вокалиста Стива Гулда для нового проекта. «Когда я переехал в Лондон», — вспоминал Эштон, — «я встретился с Дэвидом О’Листом, гитаристом The Nice. Мы пытались собрать группу, но ничего не вышло. А Каффинетти знал, что я не у дел, и позвал меня к ним».

Грэм и Дэвид хотели, чтоб в группе было два клавишника и ни одного гитариста. Они хотели, чтобы что-то выделяло бы их группу, и отсутствие гитары делало ее необычной. Но у них не было ни названия, ни менеджера — а без того и другого было сложно получить контракт с лейблом. Тем временем безымянный бэнд привлек внимание продюсера и антрепренёра Тони Стрэттона Смита. «Мы репетировали на квартире у Грэма, и я убедил Тони, которого я знал, и агента Терри Кинга прийти посмотреть на нас», — говорит Эштон. «Им понравилось! И тут же мы со Стрэтом придумали название Rare Bird: я произнёс «Bird», а Тони добавил: «Rare».

С Кингом в качестве менеджера группа стала одним из первых, подписавших контракт с лейблом Charisma, созданным Стрэттон-Смитом. Джон Энтони, продюсер альбома The Aerosol Grey Machine для Van der Graaf Generator, был выбран для курирования одноименного дебютного альбома Rare Bird.

Бюджет был ограничен, поэтому работа была завершена очень быстро, всего за несколько дней. Но весь материал был написан и полностью отрепетирован. Выпущенный в ноябре 1969-го, альбом Rare Bird имел небольшой коммерческий успех в Великобритании. Но пару месяцев спустя трек Sympathy вышел как сингл и достиг 27-го места в Великобритании. Более того, он стал хитом в Италии и Франции — и именно тогда, по мнению Эштона, группа промахнулась с выбором. «Нам нужно было гастролировать по Европе, а вместо этого мы разленились и застряли в Британии. Это была огромная ошибка».

Группа не смогла добиться успеха в США, несмотря на гастроли 1970 года и альбом, достигший 115-го места в чартах журнала Billboard. Они отыграли всего несколько концертов, и вместо того, чтобы закрепить свой успех, как это сделали Genesis, Yes и Jethro Tull, вернулись разочарованными.

«Досадно, что когда нам удалось выступить, реакция публики была невероятно позитивной», — вспоминал Эштон. «Мы выступили в в Чикаго перед The Grateful Dead и It’s A Beautiful Day, и понравились публике. Это вселило в нас надежду, — но всё пошло не так».

Гастроли были плохо спланированы. В итоге группа тормознула в Нью-Йорке, надеясь хотя бы на несколько концертов, но их не было. Музыкантам пришлось сняться в качестве статистов в каком-то фильме, чтобы оплатить счета за гостиницу. «Понятия не имею, как назывался фильм, вышел ли он когда-либо, и если вышел, была ли использована сцена с нами», — вспоминает Гулд.

Второй альбом группа решила продюсировать сама. Эштон счел это решение ошибочным: «Грэм считал, что как минимум это будет дешевле. Остальные встали на его сторону. А я до сих пор считаю: нам нужен был кто-то со стороны, чтобы сфокусировать наши идеи». В итоге альбом вышел не таким сильным, как первый. У группы было мало времени на сочинение нового материала, и Rare Bird отправились в студию почти неподготовленными. As Your Mind Flies By вышел в сентябре 1970 года и стал коммерческим провалом, который привел к расставанию с Charisma. К тому же из группы ушли Филд и Эштон. Первый получил предложение от CBS и в 1971 году выпустил альбом как лидер группы Fields. А Марку надоело быть просто барабанщиком; он хотел писать другую музыку, в духе Нила Янга и Боба Дилана. Он получил контракт с Trident Productions и выпустил два альбома в составе группы Headstone.

Rare Bird подписала контракт с Polydor. Теперь они звучали скорее как Crosby, Stills & Nash. Стив Гулд решил начать все заново. Он переключился на ритм-гитару, на бас взяли Пола Караса, а гитаристом стал Сед Кертис. Увы, но это не изменило невеселую судьбу группы. Третий альбом Epic Forest был вышел в ноябре 1972 года; он не продавался в Великобритании, хоть и попал в американские чарты на 192 место.

Четвертый альбом, Somebody’s Watching вышел в августе 1973 года и оказался полным коммерческим провалом, несмотря на захватывающую версию For A Few Dollars More Эннио Морриконе и участие Джона Уэттона на бас-гитаре.

Но Гулд сделал еще одну попытку. Альбом Born Again, выпущенный в мае 1974 года, не оправдал своего названия (маленькая деталь: на записи басистом был Энди Рэй — роуд-менеджер группы). В 1975 году группа распалась.

Сегодня очевидно: ранние релизы Rare Bird входят в число лучших прог-альбомов того времени; более того, поздние альбомы группы тоже очень обаятельны. В общем, в своих обоих воплощениях она записывала захватывающую музыку, которая до сих пор звучит замечательно, и жаль, что ее судьба сложилась так, как сложилась.

«Да, у нас был небольшой успех», — говорит Гулд, который впоследствии, в течение двух десятилетий играл на бас-гитаре в группе Элвина Ли. «Но недостаточно, чтобы построить карьеру. Остались ли у меня приятные воспоминания о группе? На самом деле нет. Мы получили то, что заслужили».


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", декабрь 2024 г. www.salonav.com


Рок-музыка на виниле в нашем каталоге

Эту статью прочитали 56 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий