О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сейчас в продаже
Несравненная. Callas Live & Alive. Обзор
В истории музыкального исполнительства есть имена, которые возвышаются над остальными подобно вершинам символических Гималаев. В 19-м столетии это Паганини, Лист и Бюлов, в 20-м – Фуртвенглер, Хейфец, Рихтер, Каллас…
Альбом Callas Live & Alive – это не только великолепная подборка сценических записей Марии Каллас разных лет, но и попытка набросать ее творческий портрет, прикоснуться к артистической и жизненной драме певицы.
Оперная карьера Каллас началась в 1939-м, международная – в 1947-м с исполнения заглавной партии в опере Понкьелли «Джоконда». С 1950-го она постоянно работает в «Ла Скала». Уже с 1954 года певица начинает испытывать проблемы с голосом. Многие считают, что их причиной стало ее резкое похудение на 36 килограммов в течение небольшого периода времени. Другие говорят также о том, что она слишком много пела, к тому же часто исполняла партии, не подходящие для ее вокала. Упоминались сопутствующие ее карьере скандалы и несчастливая связь с Онассисом, нашедшая отражение в кинематографе (фильм Франко Дзеффирелли с Фанни Ардан в роли Каллас)… Друг и многолетний любимый сценический партнер Каллас, баритон Тито Гобби, полагал, что деградация голоса связана с тем, что Мария утратила уверенность в своих силах, ощущая огромную ответственность за каждый выход на сцену – она стала осознавать, что не может постоянно держать на самом высоком уровне вокальное и артистическое качество, и это, по мнению Гобби, надломило ее.
Последний выход артистки на оперную сцену состоялся в «Ковент-Гардене» 5 июля 1965 года. В 1973-74-х Мария приняла участие в сборных концертах со своим давним партнером Джузеппе ди Стефано; оба исполнителя были в далеко не лучшей вокальной форме, тем не менее, тур имел большой успех у публики, желавшей услышать прославленных певцов, которые часто выступали вместе в прежние годы.
Вошедшие в альбом записи сделаны между 1951 и 1964 годами в разных оперных театрах – Лондона, Лиссабона, Милана, Мехико и Нью-Йорка. Больше всего записей из Милана (La Scala) и Лондона («Ковент-Гарден»). Студийная только одна: ария In questa reggia из «Турандот» Пуччини (1954). Большинство из них монофонические; исключение – открывающие программу фрагменты второго и третьего актов «Тоски» (спектакль1964 года из «Ковент-Гардена»).
Как видно, в альбоме фигурируют лишь несколько лет из золотого периода артистки. Одна из записей тех лет – знаменитая Casta diva из «Нормы» Беллини (1952).
Качество звучания диска не поднимается выше среднего уровня: голос нередко звучит неровно, с детонацией, меняется и оставляет желать лучшего баланс между вокалом и оркестром, который в ряде случаев записан невнятно. Однако с учетом времени и условий выполнения фонограмм эти шероховатости воспринимаются как незначительные. О них полностью забываешь, поддавшись гипнозу уникального голоса и артистического обаяния Марии Каллас. В 2017 году исходники подверглись весьма аккуратному ремастерингу в формате 24/44.
Данное превосходное издание можно рекомендовать для знакомства с искусством Марии Каллас. Следующим шагом могло бы стать приобретение полных записей опер с ее участием.