О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Нереализованное наследство. Guido Cantelli. Tchaikovsky. Symphony No.5 in E minor. Обзор
Более десяти лет отделяют Четвертую симфонию от Пятой, премьера которой прошла в Петербурге в ноябре 1888 года под управлением автора. Как и в других произведениях позднего периода творчества композитора, в этом преобладает драматическое начало.Несмотря на большой успех у публики, самому Чайковскому симфония не понравилась. «Последняя симфония моя – произведение неудачное, и это сознание случайной неудачи (а может быть, и падения моих способностей) очень огорчает меня», – писал он своему другу и меценатке Н. Ф. фон Мекк. Находились, однако, и те, кто считал сочинение одним из лучших у Чайковского. Среди них был С. И. Танеев. Петр Ильич изменил свое отношение к Пятой после ее премьеры весной 1989 года в Гамбурге.
После нескольких лет работы дирижером в миланском театре Ла Скала, в 1949-м, Гвидо Кантелли по приглашению самого Артуро Тосканини дебютировал с Оркестром Национальной радиокорпорации (NBC). Успех этого выступления был настолько значительным, что после него 29-летнего дирижера стали называть наследником великого маэстро. Кантелли дирижировал крупными оркестрами, среди которых были Нью-Йоркский филармонический и лондонский «Филармония», намеревался вернуться в Милан главным дирижером Ла Скала, чему, однако, не суждено было сбыться, так как всего через несколько дней после назначения в Милан музыкант погиб в автокатастрофе в возрасте всего 36 лет.
Настоящая запись Пятой симфонии Чайковского оркестром театра Ла Скала под управлением Гвидо Кантелли имеет немалую ценность. В трактовке партитуры проявились такие характерные для дирижера качества, как энергичность и темпераментность (вообще свойственные итальянской школе), а также тонкое ощущение оркестрового колорита и нюансов. Его трактовка симфонии далека от схематизма, музыкант извлекает из нотной записи много скрытого в ней истинного смысла. Дирижер стремился рельефно подавать драматические места партитуры и как бы углублять контраст между светом и тенью.
Данная запись выполнена 23 и 26 сентября 1950 года в 1-й (оркестровой) студии Abbey Road в Лондоне и впервые была выпущена на 78-оборотной пластинке под лейблом HMV (His Master’s Voice). Для настоящего издания оригинальная фонограмма в моно была ремастирована в формате 24/192.
Шероховатое и несколько растрепанное звучание, тем не менее, дает достаточно полное представление о музыке, творческом лице Гвидо Кантелли и об исполнительской эстетике середины прошлого столетия.