О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео495Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2552Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
PMC
PMC - расположенный в Великобритании, ведущий мировой производитель профессиональных мониторов и аудиофильных звуковых систем. PMC проекты основываются на технологии линейной передачи (Transmission Line - TL), которая обеспечивает, высокое разрешение, широкий звуковой частотный диапазон во всех продуктах компании. Компоненты динамика, электроника и исполнение корпуса обеспечивают непревзойденную тональную точность, прозрачность и динамический диапазон во всей гамме производимых продуктов, начиная от самых маленьких в мире спроектированных по технологии TL DB1, до крупных по размеру активных студийных мониторов - флагмана продукции BB5-XBD PMC системы мониторинга звука используются большинством всемирно известных студий звукозаписи при записи музыкальных программ и звуковых дорожек к фильмам, а также радиовещательными компаниями
Подробнее о бренде PMCОбзоры товаров под маркой PMC (39)Официальный сайт PMCwww.pmc-speakers.com
Найдите отличия. Питер Томас (PMC) о студийном и домашнем звуке
Интервью с Питером Томасом, основателем, владельцем и директором английской фирмы Professional Monitor Company (PMC), созданной более 25 лет назад. Питер делится секретами профессиональной кухни разработчика, сравнивает звук в студии и в домашнем Hi-Fi.
Вопрос: Вы — человек из двух миров, производитель профессиональной и домашней hi-fi-аппаратуры, с огромным опытом разработок и практического использования и в той и в другой сфере. Вот в чем основная разница между студийной и домашней аппаратурой?
Ответ: С точки зрения звукотехники никакой разницы быть не должно. Но...
Когда мы начинали, разница была огромная. Тогда 25–30 лет назад от профессиональных мониторов ждали скорее громкости, а не качества; звук в hi-fi был совершенно другой — это действительно были два разных мира.
Мы начали производство акустических систем как раз таких, чтобы они могли "играть" также громко как профессиональные, но по качеству звука ориентировались на hi-fi. В какой-то мере мы перевернули мир профессиональной звукотехники, потому что до этого никто и не думал принести hi-fi-звук в студию: ведь в 80-х годах домашних акустических систем способных подолгу работать на студийных уровнях громкости попросту не существовало.
Собственно приступить к разработке первого нашего монитора ВВ5 нас подтолкнуло сочетание моего глубокого увлечения hi-fi и накопившегося опыта работы инженером в студиях.
Монитор BB5 звучал как классная "хайфайная" АС, но при этом давал звуковое давление 120 дБ. Конечно, добиться такого результата непросто. Помогла трансмиссионная линия, она позволяет контролировать опасные смещения НЧ-мембраны, помог 3-дюймовый купольный среднечастотник нашей разработки, который огромную чувствительность имеет.
Кстати, низкая чувствительность современных динамиков — это большая проблема, так как на большой громкости АС начинает потреблять большую мощность от усилителя и, как результат, динамики не выдерживают. Неслучайно в профессиональной аппаратуре так часто используются рупоры, которые имеет много минусов, но зато высокочувствительны.
Так или иначе, мы начали с профессиональных мониторов, а к производству hi-fi АС приступили несколько позже. По подсказке от "гласа народа", если угодно. Люди просили: "Сделайте нам колонки и для дома тоже". И вот в 90-х годах мы начали выпускать 3 или 4 модели домашних акустических систем, габаритами поменьше, чем профессиональные. Забавно, что мы не планировали выход на этот рынок, во многом это просто счастливая случайность.
Вопрос: То есть, вы хотите сказать, что принципиально ваши домашние и студийные АС не отличаются, только габариты разные? И уровень звукового давления поменьше дома? В некотором роде просто уменьшенная копия, а не какой-то другой, "домашний" звук?
Ответ: Да, так и есть. Никаких различий в звуковом почерке нет. Когда я слышу, что в студии и дома требуется разный характер звука, разный, как мы англичане говорим, voicing, я категорически не согласен. Это отговорка, прикрывающая недостатки АС. У колонок дома и в студии совершенно одинаковая задача: воспроизвести музыку, так как она была записана. Воспроизвести музыку естественно, услышать в ней все. Естественность звучания — это главный критерий, наш слух каждый день "калибруется" и "поверяется" естественными звуками. Каждый из нас знает, как звучит голос, "живой" голос.
Так что в студии и дома АС должны звучать одинаково. Тогда, 20-30 лет тому назад, были серьезные ограничения качества звучания со стороны конструкции динамиков, свойств материалов. В студиях же звукорежиссеру нужно слышать детали, поэтому у разработчиков мониторов было принято задирать "середину". Это давало иллюзию детальности, но именно иллюзию.
Конечно, не надо еще забывать, что в студиях мониторы работают 24 часа в сутки без выходных, поэтому там другие требования к надежности, чем дома, но именно по характеру звука разницы быть не должно.
Кроме того, в студиях принят утилитарный вид аппаратуры, там никто не возражает, если корпус монитора просто выкрашен черной краской. Дома хочется иметь колонки покрасивее. В наших мониторах и бытовых АС звуковой почерк единый, начиная от самых маленьких моделей и заканчивая крупногабаритными. Не так много производителей, кстати, работает на оба рынка: hi-fi и профессиональный.
Одним из самых трудных с технической точки зрения проектов для нас оказалось создание настенных АС для дома. У них маленький объем, 100-миллиметровый НЧ-динамик и, чтобы получить, тот же характер звука, что и у всех остальных моделей, для серии Wafer пришлось создать совершенно новый тип трансмиссионной линии. Но в итоге они звучат в том же "стиле", что и все другие. Более того, мы начали делать и встраиваемые в стену колонки и хотим принести свой фирменный звук и на этот рынок.
Вопрос: Недавно отмечался 25-летний юбилей РМС. Что произошло в индустрии, какие главные изменения как в студийной технике, так и в домашней вы наблюдали?
Ответ: В начале нашей работы в студиях в основном использовались большие мониторы, мониторов ближнего поля было относительно немного.
В начале 90-х студии перешли на активные мониторы, это важный этап, хотя поначалу качество усилительной части, особенно у ранних разработок в классе D, оставляло желать лучшего. Сейчас это совсем уже другой уровень усилителей и кроссоверов.
Наконец, нельзя не видеть, что компьютерная техника дала толчок малым студиям: сейчас за 5-10 тысяч фунтов можно собрать домашнюю студию и писать музыку. Когда-то это было немыслимо. Тем не менее, чем крупнее фигура исполнителя, тем больше вероятность, что он пользуется услугами больших студий. Так что большие мониторы по-прежнему нужны, но все больше и больше малых и средних мониторов отправляются в небольшие студии. Для нас это плюс. Трансмиссионая линия позволяет при скромных габаритах получить очень приличный бас и мы тут выигрываем у конкурентов.
Я вот слушаю некоторых исполнителей и ощущаю, что продюсеры и звукорежиссеры работали на маленьких мониторах без баса и просто не знали, что там у них творится. Там либо гигантский раздутый бас, либо ничего. Ха-ха. Так что, как бы трудно не было добиться баса от малогабаритных акустических систем, это необходимость.
Что же касается Hi-Fi, то на мой взгляд основной прогресс достигнут в культуре производства. 25 лет люди не придирались к недостаткам дизайна, отделки или конструкции, если звук их устраивал . Сейчас все не так. Современное оборудование, технологии, контроль качества позволяют делать намного более совершенную продукцию и покупателю ждет качества изготовления по умолчанию.
Если же брать нас как инженеров-разработчиков, то за это время прогресс колоссальный, фантастический! В нашем распоряжение великолепное измерительное оборудование. Сейчас мой сын руководит разработками и за полдня он может измерить тысячи электроакустических, вибрационных и прочих важных параметров будущего изделия! 25 лет тому назад на это бы ушли месяцы, да и то мы далеко не все измерения смогли бы провести тогда.
Я пользовался самописцем Bruel & Kjaer, который выдавал мне графики АЧХ на бумаге. Сейчас компьютер делает все за секунды. Можно вносить изменения и моментально видеть их результат в измерениях. А возьмите возможности доводки конструкции, ее оперативного изменения. Сейчас ПО позволяет идеально моделировать громкоговорители, другие узлы и детали АС, так что процесс проектирования ускоряется многократно, оптимизация идет не с опытными образцами, а в компьютерных моделях. Все традиционно неустойчивые элементы конструкции, например, места приклейки звуковой катушки к мембране или подвеса к мембране, могут быть изучены еще на этапе компьютерного моделирования и все дефекты устранены. Компьютер не заменяет инженера, он не может смоделировать все, но помощь от таких программ огромная.
Так что скорость перехода от разработки к производству за эти годы увеличилась фантастически и продолжает нарастать.
Вопрос: Да, такие комплексы как Klippel, которым вы пользуетесь для лазерной интерферометрии, помогают инженеру безмерно. Но без опыта, без интуиции, без прослушиваний все равно ничего не добьешься, правда?
Ответ: Конечно. Когда я основал РМС, у меня за плечами уже были 15 лет работы на Би-би-си. В любом случае вклад слуховой оценки, экспертного прослушивания в разработку, на мой взгляд, по ценности равен вкладу измерений. 50 на 50.
В буквальном смысле мы так и работаем. Разрабатываем новую модель, делаем опытный образец, с измерениями у него все идеально — затем слушаем, вносим поправки, добиваемся приличного звучания. Когда я работал с Би-би-си мы там ставили опытные образцы монитора в студию и держали там книгу отзывов. Серьезно, каждый, кто пользовался студией, записывал свои отзывы и пожелания по звуку. По прошествии некоторого времени —небыстро — мы забирали образец к себе, вносили поправки в конструкцию. И все по новой. Так три раза. В результате у нас был готов монитор, который и по измерениям был хорош, и по звуку нравился. Обязательно и то, и то.
На самом деле сделать колонки, которые вроде звучат хорошо, нетрудно. А вот выполнить вторую часть при этом — измерения — сложно. Если в измерениях что-то не так, значит АС недостаточно точны. И наоборот — при вполне хороших технических параметрах хорошего звука может и не быть. Опыт показывает, что технические недостатки АС, ухо, по прошествии некоторого времени, компенсирует. Но не все. Скажем, наш слух привыкает к небольшим дефектам в АЧХ (амплитудно-частотной характеристике) и компенсирует их. Но если взять такой важный параметр как направленность излучения, то есть АЧХ под разными углами, которая характеризует взаимодействие АС и помещения прослушивания, то характеристики направленности под разными углами к оси прослушивания должны быть максимально однородны. Не только — и не столько —на оси, но и при отклонении от нее. Если есть дефекты диаграммы направленности, то здесь наш слух сбивается и не может их компенсировать. Звучание будет неестественным. Ведь в комнате мы слышим прямой звук всегда в сочетании с отраженным — от пола, потолка, стен — и если в этих отражениях что-то не так, наш слух четко это ощущает. Так что есть набор техпараметров, которые должны быть выполнены. Иначе хорошего звука не будет.
В нашей работе прослушивание и измерения работают как партнеры. Только так.
Вопрос: Поделитесь практическим советом. Вот я купил музыкальную систему для дома, у меня есть комната, в которой я ее поставлю. С чего начинать? С расстановки АС?
Ответ: Да, но есть пределы, в которых можно менять жилое помещение, вы понимаете. В любом случае, местоположение АС чрезвычайно важно. Придется потратить время на поиск оптимума. Иногда, сдвинув колонки, буквально на 2 см в сторону, можно получить большой прирост качества звука. По возможности, лучше подальше от стен, конечно, располагать АС.
Бывают еще комнаты с неудачными акустическими параметрами и в таких случаях тяжело радикально улучшить звук.
Знаете, если брать изменения за прошедшие годы, то наши жилые комнаты тоже в общем-то поменялись. Раньше в моде были толстые ковры, портьеры, было много книг — помещения были более заглушенные в акустическом смысле. Сейчас в моде открытые планы, нет дверей, совмещенные с кухней гостиные и тп. Такие помещения акустически звонкие — для звука это не хорошо. Мы всегда намекаем пользователям, что поглощающие поверхности, ковры, например, пойдут только на пользу звука. Пробуйте найти такие поглотители, которые не портят вид комнаты.
К сожалению, комната обычно является данностью и ее сильно не изменить. В более дорогих АС PMC предусмотрена возможности подстройки под параметры помещения, плавного изменения баланса. Если в комнате маловато баса, можно его аккуратно приподнять с помощью регулировок. И так далее.
Что же касается местоположения колонок, то обычно приходится искать компромисс между хорошим разборчивым и глубоким басом и объемной стереокартинкой. Найти оптимум бывает нелегко, но оптимизация расстановки АС — самый эффективный и к тому же бесплатный апгрейд вашей системы. Удивительно, что сдвинув колонку совсем чуть-чуть, можно получить большие изменения в звуке.
Вопрос: А вот, что вы скажете насчет выбора усилителя, источника и прочих компонентов, которые составят аудиосистему?
Ответ: В случае с пассивными АС выбор усилителя, да и источника — это ваш личный выбор, диктуемый вашими привычками и предпочтениями: громко ли вы слушаете или не очень, насколько вам важно проникновение в детали записи и т.д.
В любом случае, почему бы не попробовать? Мы, как производители АС, делаем наши колонки так, чтобы они были легкой нагрузкой для усилителя. Без перепадов импеданса, с резистивным характером сопротивления и т.п. Продукция PMC будет нормально работать с простым недорогим усилителем — очевидно, что не так хорошо, как с более дорогим, но проблем совместимости не будет.
Если у акустической системы неровный импеданс с большим разбросом, то и разница в звуке подключенных к ней усилителей становится более выраженной, но и более непонятной слушателю, непредсказуемой что ли. Если же нагрузка простая, то слушатель воспринимает характер звучания именно самого усилителя и сделать выбор легче.
Вопрос: А расскажите нам, пожалуйста, о вашей системе. Что вы используете дома, есть ли у вас коллекционная фонотека, как менялась и развивалась ваша домашняя система за эти годы?
Ответ: Первая система появилась у меня дома в 1970 году. Поначалу я перепробовал много разных колонок, но со временем перешел на АС с трансмиссионной линией. Тогда в Англии была такая компания IMF, она выпускала линейку АС с трансмиссионной линией. Мне они понравились, я их купил и был доволен. Разные усилители тоже пробовал, но в итоге подобрал какой-то набор, и к началу 80-х стереосистема у меня была стабильная и в ней ничего не менялось уже порядочно лет.
И когда я понял, что пора все-таки новые колонки купить, я ничего по вкусу в магазинах не нашел. Это в общем тоже подтолкнуло к собственным разработкам и к собственному производству.
Все это время я собирал пластинки, у меня коллекция винила — более 7 тысяч LP. Компакт-дисков тоже много, не считал сколько. Плюс, я еще собираю старые пластинки на 78 об/м, люблю джаз и блюз на 78 оборотов очень. У меня есть отдельный проигрыватель для них, студийный.
В музыке я люблю джаз, блюз, популярную музыку с 60-х годов по современность. Ранний Элтон Джон, 60-х и 70-х годов, мне нравится, я собираю эти пластинки. Классической музыки у меня тоже очень много в коллекции.
Хорошо, что я свою коллекцию винила бережно хранил и не распродал ничего во времена начала цифровых записей. Сейчас бы восстановить многое из тех пластинок было бы очень дорого, либо вообще невозможно.
Музыку очень люблю, слушаю дома при первой возможности.
Вопрос: А комната, где стоит ваша система, как она выглядит?
Ответ: У меня дом, недалеко от моря. В нем большая комната примерно 5 на 10 м. В ней стоят MB2-XBD, активные системы с выносными усилителями и кроссоверами. Комната акустически обработана. Когда-то я там смотрел и кино тоже, там есть убирающийся экран, но сейчас я там слушаю музыку только. Проигрыватель винила Roksan TMS, усилители — кое-что из Bryston, кое что из AVM.
Вообще, у меня там постоянно что-то меняется, так как я люблю домой приносить с работы всякую аппаратуру и изучать ее в комфортных условиях. Это бесконечный процесс. Все наши колонки я обязательно пробую дома, есть у меня и другая комната, где я слушаю музыку, сейчас там стоят fact.12.
Жена, конечно, не одобряет бесконечные смены колонок и все эти провода, усилители на полу, беспорядок, в общем. Но я наслаждаюсь этим и меня уже не исправить.
Я считаю, что это вполне нормально. Всякий кто, любит музыку и интересуется аппаратурой, будет с удовольствием пробовать что-то новое дома. Это весело и интересно. Надо получать удовольствие.
Ненормально, когда у тебя аппаратура есть, а музыки — 2–3 пластинки. Вот это ненормально.
Вопрос: Редко, когда можно поговорить с руководителем компании, одинаково успешно работающей, как в hi-fi, так и в студийной технике. Думаю, ваши наблюдения о том, что принципиальной разницы между характером звука для одного и другого применения нет, многих удивят.
Ответ: Когда я слышу суждения о том, что вот для этой музыки нужны такие-то колонки, а для этой — другие. Я удивляюсь. Мы ж не просим разные телевизоры: один для новостей, второй — для футбольных матчей. Цвет — везде цвет, он один и тот же. То же самое со звуком.
Так что, если кто-то говорит, что эти колонки подходят только для классической музыки, то я делаю простой вывод, что с этими колонками что-то не так. И все.
Наши мониторы стоят в студиях записи классической музыки Deutsche Grammophon и Teldec и в самых знаменитых рок-студиях мира. Одинаковые мониторы. И никто не жалуется.
Подготовлено по материалам портала "Next Company", ноябрь 2017 г. www.salonav.com