Наушники Audeze LCD4 и LCDi4

Несмотря на совершенно разную конструкцию, у этих наушников много общего. По сути, это две флагманские модели в топовой линейке LCD — одна классическая домашняя, а другая больше подходит для мобильных применений. Но по принципу работы, фирменным технологиям и уровню исполнения они очень схожи. Прекрасная возможность сравнить два современных подхода к созданию идеальных условий для индивидуального прослушивания.



ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

Планарная акустика всегда была отдельной и не слишком процветающей ветвью хай-файной индустрии в силу того, что все её достоинства можно было реализовать в строго оговорённых условиях. Прежде всего, для создания ощутимого звукового давления в помещении, особенно на НЧ, требуется большая площадь излучения, т.е. полнодиапазонные системы просто обязаны быть громоздкими. Кроме того, планары в силу своей конструкции являются диполями, т.е. излучают в обе стороны, и во избежание проблем с отражениями должны устанавливаться как можно дальше от стен. Третий момент – пониженная, по сравнению с корпусными АС чувствительность, и провалы импеданса, что здорово затрудняет выбор усилителя.

Но есть отрасль, где все преимущества планарных излучателей реализуются на 100%, а о недостатках можно забыть. Это персональное аудио, т.е. наушники. У них мембрана может быть относительно небольшой, заднее излучение легко демпфируется, а оглушающее звуковое давление запросто создаётся при мощности усилителя 1,5 – 2 Вт. Тонкая мембрана с лёгкой звуковой катушкой способна воспроизводить мельчайшие нюансы и широкий диапазон частот с минимальным искажениями.

Возникает вопрос, почему же доля магнитопланарных наушников на рынке столь невелика? А потому, что при столь понятном принципе работы их конструкция очень сложна, требует применения технологий, доступных далеко не каждому производителю. Какие задачи приходится решать разработчикам, рассмотрим на примере двух топовых магнитопланарных моделей Audeze LCD4 и LCDi4.

Итак, диафрагма. В этих наушниках она имеет толщину 0,5 микрон, т.е. примерно в 200 раз тоньше человеческого волоса. На её поверхность напыляются узкие и извилистые дорожки алюминия, которые и являются звуковой катушкой. Процесс осаждения очень сложный и длительный: чтобы при колебаниях мембраны дорожки не разрушались, частицы должны быть очень мелкими и иметь плотный контакт друг с другом. Активное сопротивление наушников задаётся толщиной напыления, алюминий же выбран как элемент с высокой проводимостью и малым удельным весом. Форма и положение дорожек тщательно рассчитывается в соответствии с фирменным принципом Uniforce, чтобы при любой амплитуде колебаний все участки диафрагмы испытывали одинаковое усилие и, соответственно, сохранялся поршневой характер движения. При этом собственные резонансы (моды) диафрагмы минимальны.

Движущая сила создаётся системой Fluxor, состоящей из двух статорных пластин, на которых закреплены магниты из неодима N50. В модели LCD4 напряжённость магнитного поля рекордная — 1,5 Тесла. Диафрагма закреплена между двумя статорами, за счёт чего обеспечивается её симметричное смещение в обоих направлениях. Решётки Fazor распределяют воздушный поток, который при этом создаётся, и устраняют турбулентные призвуки.

В конструкции LCD4 есть ещё один элемент — войлочное кольцо между основанием амбюшур и корпусом наушников. Его задача – устранить избыточное давление, которое может создаваться при надевании и снимании наушников и деформировать тонкую диафрагму. Кроме того, кольцо создаёт апериодическую нагрузку для звукового давления, являясь частью акустического оформления VarioVent.

Все детали конструкции проектировались в собственной лаборатории Audeze методом конечных элементов, их поведение в различных рабочих условиях анализировалось на мощных рабочих станциях с использованием собственного программного обеспечения. Это очень ответственный процесс, т.к. любой просчёт обязательно проявится в виде посторонних призвуков, окраски или искажений. Некоторые решения были найдены экспериментально, в ходе изготовлении многочисленных промежуточных образцов. Готовые излучатели всесторонне тестируются, и для каждой пары наушников подбираются по идентичности параметров с точностью до 1 дБ.

Изготавливаются все изделия Audeze на собственной фабрике в Южной Калифорнии.

В ГАРМОНИИ С СОБОЙ

Флагманские LCD-4 – полноразмерные охватывающие наушники с податливыми амбюшурами из вспененного полимера, обшитыми тонкой натуральной кожей. Боковые кольца чашек выточены из 30-летнего чёрного дерева макассар и отполированы. Солидно гармонируют с ними зеркальные решётки из нержавеющей стали. Оголовье двойное – несущее коромысло карбоновое, под ним натянута мягкая кожаная лента. Чашки поворачиваются в двух плоскостях, на вертикальной оси проточены канавки для фиксации их по высоте. Съёмные кабели (о них чуть ниже) подводятся через 4-контактные разъёмы мини-XLR с защёлкой.

Диафрагма с рекордным размером 106 мм способна воспроизводить частоты от 5 Гц (!) до 50 кГц по -3 дБ. Чувствительность 97 дБ/мВт позволяет раскрыть динамический диапазон любой музыкальной записи при подводимой мощности 1 – 4 Вт. Масса наушников 695 г.

Поставляются LCD-4 в кейсе из ударопрочного пластика с поролоновым ложементом. В комплекте белые перчатки и плетёный шнур длиной 1,25 м с проводниками из чистого серебра в тефлоновой изоляции. Он заканчивается 6,3-миллиметровым штекером, но можно приобрести и другой, с полноразмерным четырёхпиновым XLR для балансного подключения. При прослушивании мы использовали их оба.

Теперь об эргономике. Берёшь наушники в руки, чувствуешь приличную тяжесть, надеваешь… и перестаёшь их ощущать на голове уже через несколько минут. Сидят плотно, но не давят, оголовье и амбюшуры мягкие. Тактильные ощущения подтверждают, что имеешь дело с дорогой вещью из первоклассных материалов. Регулировка чашек по высоте и фиксация удобная, поправлять их во время прослушивания не приходится. Изоляция от внешнего мира оптимальна – громкие звуки извне слышны, домашний шумовой фон приглушен и от музыки не отвлекает.

Первое включение – обычное, через кабель со стерео джеком 6,3 мм. Моментально ошеломляет фантастический бас, словно из глубин подсознания, при этом не монотонный — наоборот, разборчивый и рельефный. И, конечно, атака. Передать звучание ударной установки так же, как это делают LCD-4, не сможет ни одна акустическая система, даже электростатическая. Ей неизбежно придётся взаимодействовать с комнатой и перемещать большой объём воздуха, наушники же выдают мгновенный фронт сигнала в чистейшем виде. Благодаря тому, что мембраны работают в поршневом режиме с минимальными изгибными деформациями, тембры подкупают чистотой и натуральностью во всём воспроизводимом диапазоне.

Любопытно, что и эффект «оркестра в голове», присущий многим другим наушникам, почти не ощущался, некоторые виртуальные образы оказывались явно за пределами пространства, ограниченного чашками.

И, разумеется, динамические контрасты. От мельчайших нюансов, тонких штрихов звуковой картины до обрушивающихся оркестровых tutti – переходы лёгкие и непринуждённые, как при живом исполнении. Сам факт воспроизведения сознанием не фиксируется, чтобы перенести внимание на технические аспекты прослушивания, приходится делать над собой некоторое усилие.

При балансном подключении к усилителю улучшается тонкая нюансировка, что особенно чувствуется на аудиофайлах высокого разрешения. Слегка раздвигается пространство, на оцифровках с жёстким верхом саунд кажется немного более спокойным.

История не любит сослагательного наклонения, но если бы режиссёрам и продюсерам в 70-е годы были доступны подобные контрольные мониторы, это могло изменить всю звукозаписывающую индустрию.

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ

LCD-i4 позиционируются производителем как внутриканальные наушники, но мне было удобнее их не вставлять в уши, а просто приложить вплотную, заведя штатную пластиковую дужку за ушную раковину. При столь небольших размерах и массе особых неудобств не чувствуется. При всей миниатюрности конструкции, в ней реализован тот же принцип звукоизвлечения и (с минимальными упрощениями) те же самые технологии, что и в LCD-i4. На 32-миллиметровую диафрагму толщиной 0,5 микрон нанесена звуковая катушка пропорционально уменьшенных размеров, соответственно, и сопротивление этих малышей ниже — 30 Ом. Это стандартное значение для наушников, предназначенных для работы с портативными устройствами. Чтобы почувствовать полный драйв, при чувствительности 100 дБ/Вт достаточно будет подводимой мощности 50 милливатт. У этих малышей тоже магнитная система Fluxor с элементами из неодима N50, решётка Fazor, рассекающая воздушный поток, и звуковая катушки с фирменной геометрией Nano-scale Uniforce.

Диафрагма и магниты помещены в металлический корпус, а звук выводится через волноводы круглого сечения, на которые надеваются эластичные насадки. Съёмный кабель из посеребрённой меди OFC подключается через двухпиновые разъёмы с позолоченными контактами. На другом конце — качественный 3,5-миллиметровый штекер.

Наушники упаковываются в пластиковую коробку, там же находится солидный дорожный футляр из толстой натуральной кожи. В комплекте, помимо кабеля, две пары фиксирующих дужек, шесть пар насадок разного размера, щёточка для чистки, флешка с инструкцией пользователя и пластиковая карта, подтверждающая аутентичность изделия.

Надевая LCD-4, примерно представлял себе, что от них можно ожидать, а вот звучание LCD-i4 стало для меня настоящим шоком. Несмотря на отсутствие замкнутого вокруг ушей пространства, бас оказался неожиданно впечатляющим – низким, чрезвычайно быстрым и прекрасно структурированным. Плюс фантастическое разрешение, отмытый до полной прозрачности верхний диапазон, и что самое интересное, при этом артефакты жёстко оцифрованной музыки не режут ухо. Недостатки контента слышны, их можно анализировать, но поскольку искажения самих наушников практически отсутствуют, внимание на артефактах не фиксируются. Конечно, драйв и «мясо» здесь не столь впечатляющи, как у LCD-4, Rammstein, например, не вколачивает саунд прямо в голову, зато имеется пара очень весомых преимуществ. В силу открытой конструкции возникает ощущение, что музыка звучит вокруг тебя, а не на расстоянии пары сантиметров от уха. И пространственные эффекты кажутся масштабнее, на некоторых записях отдельные инструменты выходят вперёд, что придаёт звуковой картине особую красоту. Второе преимущество – на резких и громких звуках не слышны «отскоки» диафрагмы, присущих всем планарным наушникам с большой площадью излучения. У LCD-4 этот эффект сведён к минимуму, но на некоторых записях всё же заметен.

Ещё одним откровением стало прослушивание музыки с iPhone 8 через кабель Audeze Cipher с разъёмом Lightning, встроенным 24-битовым ЦАПом и усилителем. Файлы mp3 с битрейтом 320 кб/c звучали прозрачно, с мощной энергетикой и выверенным словно по линейке тональным балансом. И это при том, что мы не использовали приложение для коррекции тембра.

***

После общения с обеими «четвёрками» остаётся впечатление, что ты соприкоснулся с чем-то из параллельной реальности. Можно сколько угодно рассказывать про нанотехнологии, измерения и законы физики, но достаточно десяти – пятнадцати минут прослушивания, чтобы оценить талант создателей наушников Audeze, даже не понимая ничего в технике. Просто по впечатлению, которое производит музыка в их исполнении.

Система

  • Источники:
      • cетевой медиаплеер Aurender N10
      • MacBook Pro c программным плеером Amarra 4 Luxe
      • iPhone 8
  • ЦАП Schiit Audio Yggdrasil
  • Усилитель Schiit Audio Ragnarok
  • Кабели
    • цифровой Straight Wire USB-Link
    • межблочные
    • сетевые DAXX P70

Audeze LCD4

Производитель: Audeze LLC (США)

Акустическое оформление: открытое || Тип излучателя: магнитопланарный || Размер диафрагмы: 106 мм || Частотный диапазон: 5 Гц – 50 кГц || Импеданс: 200 Ом || Чувствительность: 97 дБ/мВт || Коэффициент нелинейных искажений: <0,1% @ 100 дБ || Рекомендованная мощность усиления: >0,1 Вт || Рекомендуемая подводимая мощность: 1 – 4 Вт || Максимальная пиковая подводимая мощность: 15 Вт || Максимальное звуковое давление: >130 дБ || Длина кабеля: 1,25 м || Масса: 695 г

Audeze LCDi4

Акустическое оформление: полуоткрытое || Тип излучателя: магнитопланарный || Размер диафрагмы: 32 мм || Частотный диапазон: 10 Гц – 50 кГц || Импеданс: 30 Ом || Чувствительность: 100 дБ/мВт || Коэффициент нелинейных искажений: <0,1% @ 100 дБ || Рекомендованная мощность усиления: >0,05 Вт || Максимальная пиковая подводимая мощность: 3 Вт || Максимальное звуковое давление: >130 дБ || Длина кабеля: 1,25 м || Масса: н/д


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", август 2018 г. www.salonav.com

Этот обзор прочитали 4 762 раза

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий