«На одной волне с мозгом»: что можно услышать и увидеть — согласно подсказкам из поп-культуры

Обсуждаем, что может влиять на наше восприятие, и чем оно способно удивлять. Смотрим на различные эксперименты и эффекты, успевшие закрепиться в массовой культуре.

Дрим-машина

Мозг способен генерировать удивительные образы — рисовать необычные визуальные и звуковые картины как во сне, так и наяву, причем последний вариант далеко не всегда подразумевает медикаментозную «помощь». Чтобы увидеть, услышать и почувствовать что-то необычное, достаточно знать базовые закономерности, которым подчиняется система интерпретации чувственных данных — наше восприятие. Конечно, у каждого оно демонстрирует индивидуальные особенности, да и наука пока не может ответить на многие вопросы, связанные с работой этого механизма. Но текущие знания и практический опыт в этой области являются настолько любопытными, что уже давно успели стать неотъемлемой частью культуры — популярной музыки, книг, кино и сериалов. Взять хотя бы эффект перцептивной депривации.

Он вступает в силу, когда человек продолжительное время видит однородное пространство или так называемое «поле». В таком случае он может наблюдать различные цветовые вспышки и геометрические фигуры. По аналогичному принципу работает «дип-программа», придуманная Сергеем Лукьяненко, чтобы герои его произведений пользовались ей как «мозговой машиной» и погружались в виртуальную реальность с помощью меняющегося визуального ряда. Кстати, этот эффект был описан за несколько десятилетий до этого — в романах Уильяма Берроуза, которого считают одним из вдохновителей «машин сновидений». Они, в свою очередь, многократно упоминались в литературе и поп-культуре, как и другие вариации «мигающего ганцфельда».

Не особо странные дела

Близкий по ощущениям «выхлоп» дает эффект сенсорной депривации, основанный на препятствовании какого-либо воздействия на один или большую часть органов чувств.

Если говорить простыми словами, маска для сна и наушники с шумоподавлением — тоже в некоторой степени инструменты для самодепривации, позволяющие отключиться от гомона и яркого света. В более «хардкорном» исполнении — это безэховые камеры, где можно не только услышать звучание собственного дыхания, но и скрип суставов, а иногда и пульсацию артерий. При слишком длительном нахождении в таком пространстве кто-то слышит и более захватывающие вещи — например, жужжание пчел или композиции знакомых исполнителей.

Камеры сенсорной депривации, знакомые некоторым любителям процедур флоатинга и тоже представляющие собой резервуар, но уже наглухо изолированный от поступления света, звуков и запахов, были впервые опробованы в середине 1950-х самими изобретателями. В 70-х ученые изучали их терапевтические свойства, а последнее заметное появление таких установок в поп-культуре связано с известным сериалом «Очень странные дела». Одна из главных его героинь, обладающая телепатическими способностями, невольно становится участником секретной программы, которая напоминает что-то вроде «МК-Ультра». Действие происходит в закрытой лаборатории, где пытаются перехватить разведанные советских спецслужб, а с целью усиления возможностей девочки используют как раз подобную камеру сенсорной депривации.

Что уж говорить о сериалах и фильмах, когда сам автор нашумевшего подкаста, проданного известному стриминговому сервису за сто миллионов долларов, решил в какой-то момент испытать на себе воздействие камеры сенсорной депривации. Кто знает, вдруг именно она и повлияла на его предпринимательские качества, но он сам тогда сказал, что «с точки зрения личностного роста и саморазвития» она внесла невероятный вклад в его жизнь. Конечно, задолго до Джо Рогана это делали и другие знаменитости — от Джона Леннона и Ричарда Фейнмана, который был знаком с изобретателем первой камеры, до Стефена Карри и других звезд спорта.

Как показывают мирные эксперименты popsci-журналистов, добиться визуальных и других необычных ощущений от воздействия этого эффекта на наше восприятие можно и подручными средствами: понадобится всего лишь лист А4, беруши и несколько минут ожидания. Главное — не забывать о противопоказаниях, связанных с риском возникновения эпилептического приступа. Вероятность такого развития событий ничтожна, но перебарщивать все-таки не стоит — любая чрезмерная стимуляция может не понравиться даже здоровому и крепкому организму. Хотя в некоторых случаях и под наблюдением медицинских специалистов точечное «ритмичное» воздействие на определенные участи мозга, наоборот, может облегчить различные состояния диссоциации у больных эпилепсией, но это — уже совсем другая история.

Сделайте поярче

Итальянским специалистам из Урбинского университета удалось добиться эффекта диссоциации вообще без какого-либо «реквизита». Они усадили два десятка испытуемых в комнате с приглушенным светом и попросили их смотреть друг другу в глаза.

Для заметных изменений восприятия потребовалось всего десять минут: 90% участников эксперимента увидели искажения на лице противоположного им человека; 75% признались, что видели «что-то потустороннее», а половина — начала узнавать собственные черты лица или вовсе своих родственников в чужих людях. Возможно, поэтому в учебных классах и на лекциях, где аудитории нужно поддерживать зрительный контакт с преподавателем или спикером, стоит уделять повышенное внимание освещенности, а не только тому, как слышно речь.

Эту статью прочитали 3 806 раз
Статья входит в разделы:Интересное о звуке

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий