О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2563Музыкальные и кинообзоры621Глоссарий
На грани мечты. Браво – «Браво 1984-1985». Обзор
Два первых мини-альбома знаменитой группы собраны в один полноформатный диск. Он дышит поп-интеллектом, креативной энергией и отточенным минимализмом звучания.
В жанре тогда бушевали бури. В 1984-м, всего через год после приезда в Москву, уже чувствовавшая себя звездой и марсианкой Жанна Агузарова идеально вписалась в роль фронтвумен в дебютном альбоме московской формации гитариста Евгения Хавтана. Затем последовал эпохальный концерт, остановленный милицией. Марсианку, у которой был поддельный паспорт, задержали, но через год она возвращается в столицу, и группа записывает второй альбом, то есть перелом, перевал между релизами весьма серьезен.
Работа шла в условиях кустарных студий и давления властных структур, но музыканты с захватывающим драйвом создают ритмический и эмоциональный позитив, идеальную поп-музыку. Резвые соло – и гитары Евгения Хавтана, и саксофона Александра Степаненко, выпуклый бас Андрея Конусова (1984) и Тимура Муртузаева (1985), барабаны Павла Кузина – гарантия качества. Музыка замешана на продвинутых трендах того времени, атмосферу строят отчаянное веселье и хрип в голосе Агузаровой, появившийся после приключений с участием органов, креативный саксофон и эффектные ударные.
Это новая волна – эстетически и психологически. Первый диск весь, как кулак – может быть и девичий, но крепкий – целеустремлен и энергичен. В альбоме «1985», есть уже явная попытка меняться. Евгений Гапеев, разыскивавший оригиналы и реставрировавший фонограммы, рассказывает, что подпольные записи содержали искажения и перегрузки. Результат работы по устранению проблем впечатляет, но звук остался несколько суховатым. «Лучше уже не будет!» – говорит Евгений. Пластинка печаталась в Германии.
Отдельного разговора заслуживает оформление, имитирующее газетные вырезки. Идея такой обложки не нова, так не раз делали звезды рока. Здесь на кавере – тексты Артемия Троицкого, участников группы, фрагменты из книг Алексея Певчева «Браво. Авторизованная биография группы» и Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока».
Группа «Браво» с самого начала была рафинированной, эстетской, что вызывало вопрос: почему их, таких милых и эстрадных, запрещали. Альбом дает вариант ответа: она разрушала привычное соотношение сложности и креативности, показывала, что лёгкую музыку можно делать круто, и несмотря на лёгкость подачи, она не была беззаботно-бездумной. Это тоже было одной из черт новой волны: в группах этой генерации люди с университетским образованием нередко играли в злых панков. С такой музыкальной раскованностью и текстовой независимостью «Браво» оказалась на грани мечты о том, как всё может быть хорошо, и как всё должно быть хорошо. Программа потом переписывалась и пересводилась, дебютными релизами группы стали диски фирм «Мелодия» и Polarvox (Финляндия), но «доисторические» фонограммы и сейчас несут особый шарм и уникальный драйв.