О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
На французском пленэре. Samson Francois — Claude Debussy. Обзор
Стиль творчества Клода Дебюсси традиционно относят к импрессионизму, с чем, однако, не был согласен сам музыкант: «Я пытаюсь найти новые реальности… Дураки называют это импрессионизмом».
В фортепианном наследии «отца музыки ХХ века» центральное положение занимают две тетради прелюдий, по двенадцать пьес в каждой. Но и другие его сочинения для рояля не менее любимы публикой и пианистами. Программа данной пластинки скомпонована именно из этой «другой» музыки.
«Детский уголок» Дебюсси написал для дочери Эммы, близкие называли ее Шушу («дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями за то, последует»). В цикле преобладают музыкальные зарисовки детских игрушек: «Серенада кукле», «Маленький пастух» и «Колыбельная слонов». Английские названия пьес и всего цикла связаны с присущей Франции рубежа XIX и XX веков англоманией; к тому же у Шушу была няня-англичанка. В своем творчестве Дебюсси нередко прибегал к иронии и юмору, а порой и насмешке. В открывающей цикл Doctor Gradus ad Parnassum Дебюсси иронизирует над Муцио Клементе, автором известного всем пианистам сборника этюдов Gradus ad Parnasssum («Ступени к совершенству»). А в Golliwogg’s Cakewalk ему удалось посмеяться и над американской музыкальной модой того времени (кэйк-уок – ритмичный танец, предтеча рэгтайма и джаза, а golliwog – по-английски уродец, пугало) и над Вагнером (музыкальная цитата из «Тристана» прерывается музыкой, изображающей смех).
В появившихся в 1903-м «Эстампах» отразился интерес автора к японской гравюре. Неевропейский колорит заметен в «Пагодах», где велико значение пентатоники. Атмосфера Испании передана в пьесе «Вечер в Гранаде» с ее изощренной, неуловимой и туманной красочностью, а также свободной игрой воображения (по словам Мануэля де Фальи, это «подлинное чудо проникновения в сущность образов Андалузии»). Колокольный звон слышится в чарующей зарисовке на пленэре «Сады под дождем».
«Бергамасскую сюиту» Дебюсси завершил 1890 году, но эта музыка неоднократно переделывалась и окончательный вид приобрела лишь в 1905-м. В названиях и языке пьес нашли отражение неоклассические тенденции: прелюдии, менуэты и паспье (первая, вторая и четвертая части цикла) традиционно включались в барочные сюиты. Третья пьеса, очаровательный ноктюрн «Лунный свет» – один из самых популярных опусов не только у Дебюсси, но и во всей фортепианной литературе.
Трехчастный цикл Pour le piano в составе «Прелюдии», «Сарабанды» и «Токкаты» также напоминает о барочной инструментальной практике и служит мостом между ранним и зрелым творчеством Дебюсси.
Очевидное достоинство издания Erato в том, что французскую музыку здесь исполняет один из ярких представителей французской пианистической школы. Она, в первую очередь сочинения Дебюсси и Равеля, составляла основу репертуара Самсона Франсуа; первой его записью на пластинку был «Ночной Гаспар» Равеля. Любопытно, что начало мировой славе артиста положили его концерты в Москве в 1950-х годах.
Запись программы из произведений Дебюсси осуществлена в Париже в1968-69 годах. В плане звучания диск хотя и не покоряет аудиофильских вершин, но качество его вполне достойное. Рояль подан объемно, изысканно и без тембровых флуктуаций.
Пластинку можно рекомендовать как любителям музыки Дебюсси, так и тем, кто с ней еще не знаком. Данный релиз может стимулировать интерес к его творчеству и работам таких выдающихся дебюссистов, как Вальтер Гизекинг (запись всех фортепианных сочинений Дебюсси 1950-х годов), Артуро Бенедетти-Микеланджели, Кристиан Цимерман и Святослав Рихтер (концертные записи отдельных прелюдий).