О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Музыканты без границ: четыре альбома смелого отчаянного джаза
Как интересно следить за джазовыми релизами! Поскольку музыка эта не считается ни коммерческой, ни классической, делать там можно все что угодно. Угодно: смешивать стили и жанры, заниматься резкими декларациями, переделывать и выворачивать наизнанку любимую музыку кумиров и так далее.
Ambrose Akinmusire «Origami Harvest»
Некоторые альбомы как будто специально придумываются для того, чтобы сбить с толку критика. Само по себе удивление очень приятно, вопрос что с ним потом делать.
Один из самых известных трубачей в мире Амброуз Акинмусире говорит: «Я хотел сделать проект, в котором сходились бы крайности». Добавляя, что размышлял об оппозициях мужское/женское, низкое/высокое в искусстве, свободная импровизация/контролируемый расчет, «американских гетто и американской роскоши. Я хотел это поставить рядом, чтоб было ясно: промежуток между этими вроде бы крайностями не так уж широк, как нам кажется, но теперь не уверен, что это именно тот вывод».
В названии — оригами, японское искусство создавать фигурки из бумаги. То есть — форму из ничего практически. Здесь в общем тоже такая музыка сложной драпировки: неподцензурный рэп, модальный джаз, холодные струнные а ля минимализм и умеренный авангард. Трудно классифицировать не только с точки зрения стиля, но даже с точки зрения формы. Это какие-то «непесни» — звуковые полотна, разворачивающиеся по своей прихоти. Ну что ж, свежо по крайней мере. Из чего-то более или менее бодрого можно выделить «Miracle and Streetfight» — грувовая, с забористым текстом.
Eli Degibri «Soul Station. A tribute to Hank Mobley»
Не могу пройти мимо трибьюта Хэнку Мобли. Этот замечательный хард-боповый тенор-саксофонист выпустил кучу отличных альбомов на Blue Note в золотой период лейбла. Рано умер и, по-моему, недооценен. Хотя его бодрые пьесы с драйвовыми мелодиями и головокружительными соло саксофона со специфическим бархатным звуком и сегодня слушать можно. Ну правда: добавь куда-нибудь скретч — получится эйсид-джаз. Мобли реально предтеча много чего. Ну просто не случилось у него какой-то мощной хитовой истории, как у того же Стэна Гетца (а по звуку и общему романтичному настрою их можно сравнить вполне).
Так вот. Израильский саксофонист Эли Дегибри, выступавший, к слову, в Москве лет десять назад в квартете барабанщика Эла Фостера, вроде бы не клон Мобли. Я помню, на концерте купил у него же его сольные альбомы — там такой современный джаз во всех смыслах. А за один из самых известных альбомов Хэнка Мобли, кумира, он взялся со всей любовью и без лишнего пиетета. И даже дописал в финал свою композицию «Dear Hank», вполне в том старом, расслабленном блюзово-боповом стиле. На первом треке «Remember» он то играет четкими фразами и широким бархатистым звуком, то потом переключается на холодноватый сопрано, на котором Мобли, насколько я помню, вообще не играл. В общем, трибьют, имеющий собственную ценность. Вот побольше бы таких!
Brom «Sunstroke»
Московский коллектив, играющий нео-фри мирового уровня. Определение стиля условное: сами называют себя «ноу-джаз». Часто выступают перед заезжими европейскими знаменитостями того же жанра, и подчас звучат не хуже, вот ей-богу!
Лидер — саксофонист Антон Пономарев, худощавый человек в очках, с тихой певучей речью — от такого ожидаешь какого-нибудь Шопена или смут-джаза. А вот и нет – Пономарев и «Бром» жгут, рубятся, месят — любой глагол уместен. По-страшному, короче. Корни всего такого — у Альберта Эйлера и Орнетта Коулмана (хотя тот менее бешеный), но атмосферу я бы сравнил с проектом Майка Паттона Fantomas. Такой хорошо структурированный хаос: жесткие ритмы, резкие переходы, дыханье, останавливающие паузы.
Keith Jarrett «La Fenice»
В таких случаях принято говорить что-то типа «иногда они возвращаются». Кит Джарретт, правда, никуда особо не уходил — играет, выступает, но при этом частенько всплывают какие-нибудь его неизданные концерты.
Как вот этот, в венецианском Teatro La Fenice 12 лет назад, в июле 2006 года. Двенадцать треков от трех с половиной до почти 18 минут. По большей части такие довольно навороченные, резкие — прям как будто Бартоком вдохновленные. Записывалось, повторюсь, в родном городе Вивальди — сломай шаблон! Мотив, который в трейлере — один из самых романтичных фрагментов. Почти все, как обычно, спонтанные импровизации на тему «как я себя сейчас чувствую» (явно бодро и озорно), плюс довольно красивые-спокойные бисовые импровизации на тему «The Sun Whose Rays» и колюче-угловатая версия стандарта «Stella By Starlight».
Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", ноябрь 2018 г. www.stereo.ru