О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Музыка в сумерках. Keith Jarrett — The Melody at Night with You. Обзор.
«Только что привели в порядок и настроили мой гамбургский Steinway, и я решил опробовать его в расположенной рядом с моим домом студии»Кит Джарретт как пианист на редкость многогранен. Широкой аудитории он известен, главным образом, как джазмен, между тем в дискографии Джарретта есть также альбомы классической музыки. Он, в частности, записал – на главном для себя лейбле ECM – оба тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха (48 прелюдий и фуг, первый том – на рояле, второй – на клавесине), что само по себе вызывает уважение, ведь столь сложная творческая задача оказывалась под силу лишь единицам мастеров клавиатуры академического направления.
В альбоме «A Melody at Night with You» Кит Джарретт выступает в основной для себя ипостаси. Как сказал сам музыкант в интервью журналу Time в 1999-м, к записи он приступил в конце 1997-го, намереваясь сделать рождественский подарок своей второй жене Роуз-Анне, которой и посвящена эта работа (For Rose-Ann who heard the music then gave it back to me). «Только что привели в порядок и настроили мой гамбургский Steinway, и я решил опробовать его в расположенной рядом с моим домом студии. В хорошие для себя дни я включал магнитофон и играл всего по нескольку минут. Я чувствовал себя тогда настолько уставшим, что дольше играть не мог. Потом что-то стало складываться с микрофонами и новой механикой рояля… звук и внутренняя динамика мелодий, песен были такими гибкими…. Это было одно из тех маленьких чудес, к встрече с которыми всегда нужно быть готовым».
Вышедший в 1999-м диск оказался коммерчески успешным, став одним из бестселлеров 2000-х, а композиция «I Got It Bad And Ain’t It Good» (вторая на первой стороне) была номинирована на Grammy как «Лучшее джазовое инструментальное соло». Альбом оказался по-разному встречен специалистами. Были умеренно критические оценки, но преобладали позитивные. Очевидно, именно из этих соображений лейбл решил выпустить альбом на виниле. Большинство композиций на пластинке – джазовые стандарты, о чем можно судить по авторству мелодий, принадлежащих Дж. Гершвину, Дж. Керну, Дюку Эллингтону и О. Хаммерстайну. Есть две североамериканские народные песни и всего одна свободная композиция – в этой форме Джарретт ощущает себя наиболее раскрепощенно: «Meditation» (вторая на второй стороне пластинки).
Общая музыкальная атмосфера спокойная, темпы по преимуществу неторопливые, настроение – мягко-лирическое. Фонограмму для альбома подготовил сам Джарретт. Компактное, суховатое, непритязательное с аудиофильской точки зрения, но при этом чистое и опрятное звучание хорошо сочетается с артистическим обликом музыканта-интроверта, чуждого внешним эффектам, склонного к погружению в себя, к звукосозерцанию и размышлению. Слушая одну за другой композиции альбома «A Melody at Night with You», проникаешься искусно созданной Джарретом атмосферой спокойного любования музыкой, бесчисленными ее гранями, интеллектом и тонким артистизмом музыканта.