О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2580Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Музыка навсегда. Ицхак Перлман – Bach, JS: Complete Sonatas & Partitas For Solo Violin. Обзор
В музыкальной литературе есть вещи, сопоставимые по своему значению – если допустить параллель с религией – с частями Библии. Таковы сонаты и партиты для скрипки без сопровождения Иоганна Себастьяна Баха. Произведения исключительной духовной силы и технической сложности ставят перед исполнителем трудновыполнимые задачи.
До Баха мало кто сочинял сюиты для скрипки соло. Известно, что композитор был знаком со скрипичными партитами фон Вестхофа, которые не сравнимы с баховскими сюитами ни по образной глубине, ни по уровню требований к исполнителю. Точно не известно, кого сам Бах видел на эту роль, создавая свои опусы. Называются имена одаренных скрипачей Пизенделя и Волюмьера, подвизавшихся при дворе в Дрездене, а также Йозефа Шпица, возглавлявшего капеллу в Кётене в то время, когда там служил Бах и сделал (в 1720 году) рукописную копию сонат и партит.
Первые уроки игры на этом инструменте будущему композитору дал, скорее всего, его отец, Амброзиус, служивший скрипачом (а также трубачом) в Айзенахе. Сложно предположить, что сам Бах мог исполнять свои творения, несмотря на то, что, по свидетельству Филипа Эммануила (его старшего сына), он «в молодости и до старости довольно чисто и ловко играл на скрипке».
Сонаты сочинены Бахом по канонам так называемой sonata da chiesa («церковной» сонаты), части которой контрастны по темпу (медленно – быстро – медленно – быстро); вторая часть – обязательно фуга, третья имеет тональность, параллельную основной, а четвертая – бинарную форму (повторяющиеся разделы двухчастной композиции).
Образцом для партит стала барочная французская танцевальная инструментальная сюита с обязательными танцами: аллемандой, курантой, сарабандой и жигой. Бах, однако, не следует установлениям буквально: в первой из них вместо жиги стоит бурре, а вторая завершается гигантской чаконой, представляющей собой 64 вариации на восьмитактовую тему (точнее, ее гармоническую последовательность). «Чакона» – одно из самых известных и популярных в мировом музыкальном репертуаре сочинений Баха – имеет ряд переложений, одно из которых выполнено Ф. Бузони (есть великолепная запись А. Бенедетти-Микеланджели). Вряд ли ей уступают в этом отношении части ми-мажорной партиты, которые также неоднократно подвергались переложениям; одно из них (прелюдии, гавота и жиги) выполнено и записано на пластинку Сергеем Рахманиновым в 1942 году.
Исполнение сонат и партит Ицхаком Перлманом – настоящая жемчужина в довольно представительной дискографии опусов Баха. В ней есть пластинки Натана Мильштейна (его подача считается эталонной), Иегуди Менухина (две записи, из которых особенную ценность представляет ранний вариант 1934-36 годов), Яши Хейфеца, Хенрика Шеринга и Йожефа Сигети; внимания меломанов достойна интерпретация сонат и партит Алиной Ибрагимовой (ее версия признана журналом «Gramophone» лучшей). Надо заметить, что не все крупные мастера смычка прошлого включали сонаты и партиты Баха в свои программы. Их никогда не играли, например, Давид Ойстрах и Исаак Стен.
Игру Перлмана отличают глубина и безупречное техническое мастерство. Редко можно встретить пластинки, на которых скрипка звучала бы столь роскошно, по-настоящему проникновенно. Слушая альбом, ощущаешь себя в концертном зале с идеальной акустикой и наедине с артистом.
Запись осуществлена в Нью-Йорке в 1986-87 годах. Очевидно что, над фонограммой работал мастер-звукорежиссер. С лучшей стороны проявили себя весь технический персонал и аппаратура… Дополнительные, а, может быть, главные причины такого акустического великолепия раскрываются в последних строках аннотации к дискам (дословно): «Самый тренированный слух может обнаружить различия в звучании между до-мажорной и ля-минорной сонатами, сыгранными на скрипке «Soil» мастерской Антонио Страдивари, и остальными четырьмя сюитами, исполненными на «Ex-sauret» Джузеппе Гварнери дель Джезу». Автор обзора отдает предпочтение инструменту Гварнери. К слову, «Soil» (1714), считающаяся одной из лучших скрипок Страдивари «золотого периода», прежде принадлежала Иегуди Менухину.