О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Музыка любви и страсти. Sir John Barbirolli - Mahler: Symphony No. 5 & Ruckert Lieder. Обзор
Пятая симфония стала первой в чисто инструментальной трилогии (симфонии №5, №6 и №7), в которой Густав Малер в отличие от первых трех не обращался к слову и вокалу. Композитор работал над ней в 1901-02 годах. В это же время были созданы и представленные на данной пластинке песни на стихи Рюккерта; запись сделана с участием несравненной Дженит Бейкер.
Музыку Пятой симфонии связывают с романтической историей из жизни композитора. Малер сочетался браком с Алмой Шиндлер, которая уже ждала от него ребенка. По сведениям дирижера Виллема Менгельберга, полученным от супругов, знаменитое Adagietto (четвертая часть симфонии) стало музыкальным признанием в любви композитора его избраннице. (Эта необыкновенной силы музыка играет исключительно важную роль в фильме Висконти «Смерть в Венеции» по новелле Томаса Манна). Еще одно объяснение в чувствах – песня из вокального цикла на стихи Рюккерта Liebst du um Schömheit.
Малер намеревался написать симфонию в четырех частях, но из-за того, что первая была разделена им надвое, всего их получилось пять. Вместе с тем, он определил форму как трехчастную с центром в виде гигантского Scherzo.
Композитор лично впервые продирижировал партитурой 18 октября 1904 года в Кельне. Неудовлетворенный своим произведением (публика и критика также приняли его прохладно), он неоднократно вносил в него изменения. В первый раз – сразу же после премьеры; последующие переработки относятся к 1907 и 1909 годам. В 1911-м, уже находясь на пороге смерти, автор полностью переоркестровал симфонию. Между 1904 и 1907 годами он исполнил Пятую симфонию девять раз, а также единожды – только .
Несмотря на непростую судьбу, это одна из самых популярных и часто записываемых симфоний Малера (уступает в этом отношении только Первой). Количество соответствующих фонограмм давно превысило две сотни. Самая первая, только первой части в переложении для фортепиано, была выполнена на аппарате Welte-Mignon при исполнении самим Малером в 1905 году.
Первое обращение выдающегося дирижера прошлого столетия Джона Барбиролли к музыке знаменитого композитора связано как раз с упомянутым выше Adagietto. Дирижер не исполнял целиком ни одну симфонию Малера до 1954 года, когда представил свою трактовку Девятой в нескольких культурных центрах Англии. Выходили пластинки с его интерпретациями симфоний №1, №5, №6 и №9. Представленную на данной пластинке Барбиролли записал в «Уолфорд Таун Холле» 16-18 июля 1969-го, за год до своей кончины. Звукорежиссеры релиза – Алан Стаг и Стюарт Этам. Фонограмма ремастирована в 2020 году в Art & Son Studio (Эннеси).
В альбоме представлены одно из величайших прочтений партитуры Малера и яркий пример исполнительского гения Барбиролли. Дирижер скрупулезно воспроизвел структуру симфонии, тончайшие нюансы фразировки, дух и сущность этой музыки. Иными словами, переданы не только ноты, но и то, что скрыто между ними. Эта великая интерпретация словно одухотворена мыслью и чувством самого композитора.
Среди достоинств данного издания – высококлассный оркестровый ансамбль лондонского New Philharmonia Orchestra, изумительное пение Дженит Бейкер в вокальном цикле на стихи Рюккерта и, конечно, очень хорошее звучание.