О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Motorhead - On Parole. Самый коллекционный Моторхед. Обзор
Альбом номер ноль. Двойник. С бонус-треками. Основательная коллекционная версия.
Проговорим общеизвестное: альбом был записан в 1975 г., положен рекорд-компанией на полку – и выпущен в 1979-м, когда группа (уже на другом лейбле) приобрела популярность. Лемми был недоволен таким самоуправством – но позднее признал его частью истории группы.
Устраняя последние белые пятна этой темы, достаём студийные лефтоверы – и приятно удивляемся: это не мусор, а полнозвучные документы творческого процесса. Есть что послушать.
Обложка без разворота, на задней стороне – треклист, инфо, мелкое фото и предупреждение от Лемми (дескать, «запись специфическая – для коллекционеров»). Из оной выдвигаются два внутренних конверта, плотностью и полиграфией обложке не уступающие. Первый, с лица чёрно-белый (с фото), на обороте несёт прорву газетных вырезок (с фотографиями и проч.), всё это цветасто и интересно. Второй: много текста на притопленном картиночном светло-бежевом фоне. Текст за авторством Лукаса Фокса, тогдашнего барабанщика, с цитатами из автобиографии Лемми (2002) подробно живописует времена и события (включая историю записи звука «Харлея-Дэвидсона» для начала альбома), детали студийного сетапа и много другого. Чтиво на длительность двойного альбома, в общем... Яблоки на виниле бежевые с логотипчиком (который Snaggletooth) цвета хаки.
Ну, ладно: звук заводящегося мотоцикла – и погнали...
Как ни странно, альбом вполне внятно спродюсирован; другое дело, что группа ещё не определилась со стилем и звучанием. Но есть интересная убедительность в «гаражном» драйве гитар, качающих этакую разболтанную уверенность – а вот ударные при всём этом скорее в порядке (частотно и сценово), нежели в неразберихе. Наиболее экспериментально звучит первая песня: вокал с острыми верхами, более звонкий, чем гитары – остальное же выглядит просто безбашенным рок-н-роллом, спетым (почти) нормальным голосом.
По песенному материалу On Parole – возможно, самый разноплановый альбом Motorhead, конкуренцию ему в этом составят разве что 1916 и Snake Bite Love, но в них разнообразие намеренное (если не сказать нарочитое), а здесь естественное: приём «долбления в одну точку» ещё не был осознан как ноу-хау и путь к успеху. Другая ритмика, иная мелодика. Прецеденты хоровых подпевок. Есть (почти) лирическая песня. И ещё что-то такое... нормальное. Песенное. Не бомбящее. Очень интересный исток творческого русла, на самом деле.
Стоит отдельно рассказать о втором LP. Шесть треков, в основном более длинных «альтернативных версий». Качеством не уступают – но, как правило, более спонтанны и раскованы, с заметными вариациями исполнения. Так, на Iron Horse – Born to Lose голос прописан право-левым даблтраком, нет гитарного соло – но есть особая интересная концовка. Песня Motorhead – более импровизационная и разболтанная, в несколько ином балансе инструментов. В On Parole отчётливо другой драйв, больше ударных подбивок... Ну а демо-версия Fools (нормальный спокойный рок-н-ролл) идёт на соискание титула «самого не похожего на «Моторхед» моторхедовского трека». И да, он публикуется впервые.
Резюмируя: релиз выполнен с пониманием, толком, вкусом. Всё к месту. И по делу. В коллекцию.