О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании49Видео484Фотогалерея99Интересное о звуке797Новости мира Hi-Fi2453Музыкальные и кинообзоры590Глоссарий
Denon
Компания Denon имеет за плечами огромный опыт – ведь её история началась в 1910 году. Уже в 1951 первой из японских компаний, производящих аудиоаппаратуру, она стала продавать долгоиграющие пластинки. В начале 70-х годов Dеnon разработал и изготовил первое в мире пригодное для практического использования устройство цифровой записи РСМ сигнала, а в 1972 году выпустил первые в мире долгоиграющие пластинки с цифровой записью.
Подробнее о бренде DenonОбзоры товаров под маркой Denon (341)Официальный сайт Denonwww.denon.ru
Миниусилитель/ЦАП Denon PMA-60
В Японии уже который год отмечается высокий интерес к компактной аудиотехнике премиального класса. Чего, увы, не скажешь о России – у нас, например, миниусилители Denon серии Design всерьез пока не воспринимают. Впрочем, эту ситуацию может переломить новый PMA-60. Выглядит он точь-в-точь как прежняя «пятидесятка», но имеет куда более продвинутую начинку.![](http://img.audiomania.ru/images/content/Denon_PMA-60_01[1].jpg)
ЗАХОД НА ВТОРОЙ КРУГ
Стереотипное мышление потребителя в такой консервативной отрасли, как Hi-Fi, преодолевается с невероятным трудом. Взять для примера размеры компонентов. Всё, что отличается от 43-сантиметрового стандарта, меломаны полноценной техникой не считали никогда. Из прошлого припоминается лишь одно исключение, когда производитель, вопреки всем бытующим догмам о том, что у усилителей непременно должен быть большой трансформатор, солидный емкостной буфер, мощные радиаторы и как минимум класс AB, сумел доказать если не всем, то многим, что компоненты в формате «мини» могут ни в чем не уступать обычным (я о британской Cyrus, если кто не догадался).
Аудиофильское сообщество любит искать «врагов» и в самих аудиотехнологиях, чем, кажется, занимается постоянно. То вдруг темброблок объявляется причиной всех бед, то глубокая ООС… С приходом цифры мощнейшая волна критики накрыла передовые для тех времен однобитовые ЦАПы, затем досталось на орехи премудрым технологиям фильтрации и апсэмплингу, после чего к сомнительным идеям стали относить и дельта-сигма преобразование, и интерфейсы USB, и беспроводные интерфейсы. Доходит до смешного: когда-то вовсю чехвостили «транзисторный» звук, а теперь превозносят линейные выходы на дискретных транзисторах. Критиковали S/PDIF, а теперь ищут панацею от всех проблем в конверторах USB-S/PDIF.
Понятно, на каждом витке развития Hi-Fi были свои «тараканы». И рождались они, конечно же, в силу каких-то заметных на слух недочетов. Однако ни одно инженерное решение в звуковоспроизведении не получалось идеальным с самого рождения. И мы будем всегда неправы, начав критиковать какую-нибудь новую и пока еще не слишком отработанную технологию, не вникнув в её суть, да еще под влиянием чьего-то навязанного мнения.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/Denon_PMA-60_02[1].jpg)
Пару лет назад нам привезли на тест парочку компактных стильных компонентов Denon новой серии – проигрыватель DCD-50 и усилитель PMA-50. Оба сделаны очень солидно: металлические боковины корпусов, нижние и верхние крышки из толстого алюминиевого проката… Едва ли не в каждой детали чувствовался класс – разработчики применили OLED-дисплеи, не создающие помех, поставили продвинутую цифровую начинку и даже не пожалели места на монтаж колодок питания под полноценный силовой кабель. Мы отслушали систему с аудифильскими кабелями и крутейшими мониторами Harbeth P3 ESR, изложили свои впечатления, но уже прошло столько времени, а под статьей – ни одного комментария! Ну, чем не пример стереотипного мышления? Читатель увидел, что говорится о каких-то подозрительно симпатичных блоках, да еще с «сомнительным» цифровым усилением и всяким Bluetooth, и сразу решил: это техника для тех, кому дизайн и функции важнее звука.
Что ж, есть повод начать всё заново. Этим летом Denon на смену модели PMA-50 представила сразу два усилителя в том же форм-факторе: идентичную по функционалу (но не по содержанию) «шестидесятку» и упрощенную «тридцатку» без USB-входа. Музыкальный источник менять не стали – в гамме Design по-прежнему присутствует DCD-50, оснащённый 32-битовым конвертором и бесшумным CD-приводом с щелевым загрузчиком. В тесте мы снова воспользуемся услугами этого проигрывателя, хотя все внимание – новому и самому продвинутому усилителю/ЦАП PMA-60.
Ни снаружи, ни по паспортным данным он не отличается от прежней модели. Как и в PMA-50, здесь используется фирменный 32-битовый процессор Advanced AL32 для обработки цифрового сигнала, получаемого с пары оптических, одного коаксиального или одного USB-B входа. Предусмотрено подключение Bluetooth, поддерживающее кодек AptX для передачи с побитовой точностью (дополнено технологией соединения в «одно касание» NFC). Аналоговая секция представлена парой линейных входов, выходом на сабвуфер, выходом на стереотелефоны (сигнал усиливается специализированными операционными усилителями) и, понятное дело, выходами на колонки.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/Denon_PMA-60_03[1].jpg)
Вместо прежних чипсетов от CSR для широтно-импульсного усиления, особенностью которых являлась технология прямой цифровой обратной связи (DDFA), специалисты Denon поставили улучшенный контроллер от Qualcomm. Кто-то возразит, что это тоже самое, и будет в какой-то степени прав – американский гигант целиком приобрел британскую Cambridge Silicon Radio вместе со всеми её разработками и DDFA. Но в PMA-60 есть ряд архитектурных изменений. Во-первых, цифровой «фидбэк» для лучшего контроля сигнала уже охватывает все элементы усилителя (модулятор ШИМ, каскады-ключи, выходные фильтры). Во-вторых, изменена идеология питания – к «энергоемким» элементам оно подводится напрямую. И в-третьих, повышены характеристики приемного и конвертирующего модулей. Теперь усилитель обрабатывает данные PCM с разрядностью до 32 бит/384 кГц и принимает потоки DSD с частотой до 11,2 МГц, причем сигналы как от USB, так и от интерфейса S/PDIF проходят через особые чипы – «изоляторы помех».
Уверен, что 90% всех критических отзывов о звучании прежних компонентов случалось, когда проигрыватель и усилитель соединялись по аналогу. Причем в невыразительном звучании был виновен именно PMA-50 (проверено: проигрыватель DCD-50 при подключении к другому усилителю по аналогу гарантированно выдает звук, адекватный его ценовой категории). Такая же история и с PMA-60: линейное соединение по входу Aux не позволит реализовать всех достоинств цифровой архитектуры усилителя. Вы услышите явные признаки лишнего преобразования в аналог и обратно: замыленность деталей, ослабленную динамику, скудные тембры… Не исправят ситуацию даже предусмотренные в меню усилителя настройки чувствительности.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/Denon_PMA-60_04[1].jpg)
Цифровые источники к новинке Denon следует подключать в режиме Direct Source по оптике или по 75-омному коаксиалу. Последний вариант, кстати, может преподнести сюрприз – PMA-60 реагирует на качество кабеля еще более чутко, чем иные аудиофильские ЦАПы! С одним соединителем можно получить нейтральное и хорошо развернутое в пространстве звучание. С другим удается добиться более теплого и камерного эффекта. С третьим – выделить детальность и динамику. В любом случае в PMA-60 практически не чувствуется характерной для недорогих оконечников класса D «замороженности» в СЧ/ВЧ-полосе и «окаменелой» подачи низких тембров. Саунд получается живее, подвижнее, колоритнее и несет достаточное количество важных подробностей, хотя есть и кое-какие жанровые предпочтения. Музыка, записанная на современном цифровом оборудовании, воспроизводится так, будто она вообще не цифровая: пластично, чисто и где-то даже проникновенно. Выразительно передаются и совсем старые аналоговые записи – системе хватает звукового разрешения и пространственной точности, чтобы воссоздать реалистичную музыкальную картину без явных аппаратных «примесей». Но программы, где спектр бывает крайне насыщен в верхней середине (скрипичные исполнения малым составом, симфоническая классика с динамичными пассажами, традиционный джаз с мощной духовой секцией) для усилителя могут стать проблемой. Запас по гармонической разборчивости не слишком велик и саунд может стать излишне пронзительным и даже жестким.
Зато при Bluetooth-подключении всё тоже самое звучит так, что просто диву даешься! Оказывается, и разрешения хватает, и музыкальный баланс всегда в норме, и в характере передачи ВЧ нет ни «песка», ни цифровой подкраски, ни артефактов компрессии. Впрочем, здесь следует сделать оговорку – качество прямо зависит от класса гаджета, с которого транслируется музыка. В частности, поддерживает ли он AptX и может ли его программный плеер воспроизводить кроме сжатых форматов аудиофайлы без потерь?
![](http://img.audiomania.ru/images/content/Denon_PMA-60_05[1].jpg)
Возможность принимать с компьютера PCM или DSD в самом высоком разрешении заметно нивелирует «жанровую» проблему, замеченную с S/PDIF. По асинхронному протоколу PMA-60 может звучать очень достойно, выдавая более телесные образы в сцене и удивительно насыщенную тембральную картину. До большой серьезной техники маленький усилитель не дотягивает разве что по абсолютной динамике (атака ударных смягчена) и в микродинамической разборчивости (упускает кое-какие мелкие нюансы).
Но как далее выяснилось, обе этих характеристики сильно зависят от акустических систем. Когда мы переключили «шестидесятку» с полочников на напольные Canton GLE 496.2, чтобы проверить, насколько хорошо аппарат справляется с тяжелой нагрузкой, он удивил уже по-настоящему. В басовой полосе четко выделились все «силовые» и гармонические составляющие, образовался надежный «фундамент» для самых низких инструментов, усилилась чеканность ударных и высоких. Параллельно в воспроизведенном «воздухе» проявились вполне реалистичные реверберации зала, выразительно «заиграли» казавшиеся невнятными шорохи и скрипы в сцене. Усилитель дал раскрыться акустике!
А теперь попробуйте получить сравнимый по классу звук от отдельного «правильного» интегральника и внешнего USB-ЦАПа, потратив на все компоненты не более 45 тысяч рублей. Лично я сомневаюсь, что такое теперь вообще возможно.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/Denon_PMA-60_07[1].jpg)
СИСТЕМА
- Источники
- проигрыватель Denon DCD-50
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- смартфон Nokia Lumia 930
- Акустические системы HECO Aurora 300 и Canton GLE 496.2
- Кабели
- межблочные InAkustik Referenz NF-102
- акустические InAkustik Referenz LS-502
- цифровой USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- силовые InAkustik AС-1502 и P6
Технические характеристики
Поддержка беспроводных протоколов: Bluetooth AptX, NFC
Поддерживаемая разрядность данных по USB: PCM до 384 кГц/32 бит, DSD до 11,2 МГц
Входы: линейный, коаксиальный, TOSLink x 2, USB-B
Выходы: Sub, Phones
Выходная мощность на нагрузке 8/4 Ома: 2 х 25/2 х 50 Вт
Уровень искажений: 0,004%
Отношение сигнал/шум: 110 дБ
Регулирование тембра НЧ и ВЧ: +/-8 дБ на 100 Гц и 12 кГц
Потребляемая мощность: до 35 Вт
Габариты: 200 х 240 х 86 мм
Масса: 2,7 кг
Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", ноябрь 2017 г. www.salonav.com
На мой личный взгляд - на грани. Усилитель 22 ватта при 8 Омах. Производитель заявляет о 30 Ваттах минимум при 4-8. Так что только только. Скорее всего по басу может не хватить контроля. Но лучше постараться послушать самому. Тогда станет ясно.
Усилитель весьма неплох. Его стихия это полочники и двухполосные напольники с минимальной подаваемой мощностью ватт не более 15-20. Если же требуется бОльшая универсальность - смотрите полноразмерные усилители с выходной мощностью от 50-70 Ватт.